Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастной портрет дошкольникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В дошкольном возрасте ребенок быстро растет и увеличивается в весе. Темпы роста в этот возрастной период неравномерны: ежегодный прирост длины тела на третьем году жизни — восемь-десять сантиметров, на четвертом — снижается до четырех-пяти, на шестом вновь повышается до семи-восьми сантиметров, и на седьмом составляет десять сантиметров. В связи с удлинением туловища и конечностей изменяются пропорции тела. Увеличивается мышечная масса, дошкольники становятся более мускулистыми и худощавыми, чем младшие дети. Интенсивно протекают процессы окостенения скелета. Однако в дошкольном возрасте они еще не завершаются. Совершенствуется деятельность опорно-двигательного аппарата, это выражается в повышении скорости и скоординированности деятельности мышц: развиваются физические качества — ловкость и уверенность движений. Крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую, однако при соответствующей тренированности к концу возрастного периода становятся доступными тонкие и точные операции. К концу возрастного периода завершается миелинизация нервных волокон, что повышает пластичность и устойчивость нервно-психической деятельности и в целом защитные силы организма. Масса мозга приближается к параметрам взрослого человека. Происходит дальнейшая дифференциация клеточных элементов коры мозга. Вследствие этих преобразований повышается скорость образования временных нервных связей и точность дифференцировки воспринимаемых раздражителей. Возрастает регулирующая роль коры по отношению к подкорковым центрам, в результате чего поведение дошкольника принимает более организованный и регулируемый характер, чем у младших детей. В личностном плане дошкольник становится более самостоятельным и независимым. Наряду с деятельностью при непосредственном контроле и участии взрослого, ему становится доступной деятельность, выполняемая по собственной инициативе. Таким образом, продолжается автономизация от взрослого. Но при этом связи со взрослыми обогащаются, становятся более разнообразными. Это связано с увеличением числа социальных функций, которые становятся посильны дошкольнику. Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми и через игровые отношения со сверстниками. Дошкольник, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя постоянство функционального назначения вещей и относительность этого постоянства. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку по-доброму, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие, следствием чего становится устойчивое переживание уверенности и защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Имея потребность в любви и одобрении и осознавая ее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, организации взаимоотношений с окружающими людьми. Дошкольное детство — ответственный период для усвоения грамматического строя речи и расширения лексики. Интенсивному речевому развитию способствуют фонематический слух, обеспечивающий способность к звукоразличению, и функционирование долговременной памяти, позволяющей накапливать усвоенный речевой материал. Наряду с развитием речи в этот период продолжает формироваться способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действеное и наглядно-образное мышление и воображение. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию полоролевой идентификации. Возрастающие в дошкольном детстве возможности владения своим телом, усложнения и расширения психических функций и социальных способов взаимодействия с другими людьми приносят ребенку чувство удовлетворенности и радости жизни. В это время ребенок испытывает острую потребность к усвоению новой информации и действий через их неустанное воспроизведение. Типичным для дошкольника является направленность на повторение: дети, к примеру, десятки раз готовы слушать старые сказки, отказываясь от чтения новых. В возрасте от трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Стремясь к реализации своего «Я», ребенок-дошкольник в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением, постепенно обучается рефлексии. Наряду с идентификацией с людьми, у ребенка интенсивно развивается способность к идентификации со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Постепенно на протяженйи детства идентификация и обособление могут стать для ребенка неосознаваемо используемой техникой общения. В этом возрасте наиболее типичной является идентификация в форме сочувствия: чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений — сказок, рассказов. Ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Идентификация-сочувствие становится механизмом формирующейся эмпатии. Если ребенку недостает любви и заботы окружающих, он может переживать отчуждение в форме страха: теряет уверенность в себе, чувствует себя покинутым и одиноким. Связанный с чувством отчужденности страх провоцирует состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Частое переживание страха влияет на общее физическое и психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает от страха за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию. Деятельность дошкольника «удлиняется» и усложняется, но главное ее отличие от предыдущего этапа — в появлении элементов творчества. Личностно-образующим фактором начинает выступать темперамент. Его особенности получают более сложное и разнообразное проявление: дети холерического склада могут вести себя по гиперактивному типу — проявлять задиристость и непоседливость; у детей сангвинического склада заметную выраженность приобретают доброжелательность и легкость установления контактов с окружающими; инертность флегматичных детей становится более очевидной — они все больше нуждаются в индивидуальном режиме деятельности; минор и эмоциональные «сбои» меланхоличных детей могут расцениваться взрослыми как недостаточная социальная адаптивность, и привлекать больше внимания и заботы окружающих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.007 с.) |