Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальные формы самосознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Самым заметным отличительным признаком двухлетних детей является знаковая репрезентация, т. е. использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний. Исследованиями установлено, что понимание некоторых символических отношений приходит к детям довольно внезапно в пределах довольно короткого промежутка времени. Наиболее яркое выражение символическая репрезентация находит в речевом развитии или символической игре. Двухлетние дети способны имитировать произошедшие события, знакомые роли и действия: любой предмет может использоваться в качестве заменителя другого — девочки используют карандаш вместо градусника, носовой платок вместо одеяльца для куклы; наверняка каждый из читателей был в детстве всадником, оседлавшим обычную палку, или воображал себя лихим гонщиком громко гудящего автомобиля. Со временем подобным заменителем предметов становится слово. Символическая функция активизирует развитие речи и обогащение словаря. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются. Дети начинают понимать сходство между двумя объектами или событиями, начинают дифференцировать прошлое и будущее, становятся более восприимчивыми к словам и чувствам других людей. Возрастающая чувствительность к другим лежит в основе перехода ребенка в последующем от эгоцентрического мышления к более социоцентрическому. Сказанное означает, что знаковая или символическая репрезентация является важнейшей функцией зарождающегося самосознания. Другой его функцией становится осознание своей отдельности, особенности. К концу второго года жизни дети начинают употреблять местоимение «я». Система «Я» является центральным новообразованием возраста, которая знаменует появление начальных форм самосознания. Символ «Я» становится активным заменителем имени, с которым ребенок отождествлял себя. До сих пор употреблялись выражения «Маша хочет спать», «Маша пошла играть». С появлением чувства «Я», как надежной основы для различения себя и других, дети обретают амбивалентные потребности в автономии и в зависимости. Удовлетворение разнонаправленных потребностей ведет к расширению знаний детей о социальных правилах, что, в свою очередь, способствует расширению их эмоционального репертуаpa — включению в него социальных эмоций: сочувствия, смущения, а через некоторое время стыда, гордости, вины. Социальная ситуация развития, складывающаяся в раннем детстве, требует взаимных уступок в близких отношениях со значимыми людьми, взаимодействие с которыми приобретает форму партнерства. Трехлетний ребенок приобретает способность понять, чего ждет заботящийся о нем человек, а затем попытаться изменить свое поведение так, чтобы удовлетворить эти ожидания и тем самым достичь собственных целей. Самое частое требование и высказывание трехлетки — «я сам», знаменующее новообразование возраста, названное Л.И. Божович «самостью». Ребенок претендует на освоение мира путем самостоятельных действий, отказывается от помощи взрослых, устанавливая с ними новый порядок взаимоотношений. Социальная ситуация развития ребенка определяется как начало отделения от взрослых. Она сопровождается «кризисом трех лет». Это явление рубежное, знаменующее переход к новому возрастному периоду. Пожалуй, одним из первых признаков кризиса служит возникновение негативизма. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка. Негативизмом называются такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо делать только потому, что этого требует взрослый. То есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что ребенок не делает что-либо именно потому, что его об этом попросили. Ребенок хочет спать, но не ложится, потому что его заставляют это делать взрослые. Очевидно, что при негативизме происходит своеобразный сдвиг мотивировок. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Стремление противоречить есть негативизм в собственном смысле слова. Таким образом, негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Негативизм есть акт социального характера: он прежде всего адресован человеку, а не содержаний его просьбы. Во-вторых, негативизм характеризует новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. Отметим, что до наступления кризиса трех лет для ребенка наиболее характерным было полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находился во власти аффекта, весь внутри ситуации. Появление негативизма активизирует поведенческий мотив, находящийся вне данной ситуации. Второй симптом кризиса трех лет — упрямство. Обычно упрямство определяют как настойчивость вопреки аргументам. Другими словами, упрямство отличается от положительного волевого качества настойчивости тем, что ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. При упрямстве тенденция делать наоборот проявляется как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе. Третий симптом кризиса — строптивость. Симптом строптивости считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил название «возраста строптивости». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве. Строптивая установка выражается не в отношении к человеку, а в отношении ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, и даже к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость отличается от упрямства и тем, что она направлена вовне, против внешнего окружения и вызвана стремлением настоять на собственном желании. И наконец, четвертый симптом — своеволие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. Существуют еще три симптома кризиса но они имеют второстепенное значение. В их числе — протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает употреблять бранные слова. В его лексике появляются слова, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. Этот симптом проявляется и в отказе от любимой прежде игрушки, обесценивании ее. И, наконец, может быть еще один симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком у него может возникать желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить ее. Он старается вернуть то положение, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим. Ревность — это та же тенденция к господству, деспотизму, к власти. Данные проявления выступают в качестве основных симптомов для кризиса трех лет. Они обнаруживают, прежде всего, требование ребенком самостоятельности, протест против форм опеки, которые сложились в раннем возрасте. Все симптомы производят впечатление эмансипации ребенка. Однако в раннем детстве наступает биологическая отделенность, при сохранении психологической и социальной неотделенности от значимых взрослых. Ребенок в раннем детстве постоянно находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающими, от которых он зависит. Все симптомы кризиса вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Все они укладываются в рамки этих взаимоотношений. Между тем, возникающие конфликты, разрушение игрушек, изменение аффективно-волевой сферы указывают на возрастающую самостоятельность и активность ребенка. В качестве последствий основных симптомов выступает так называемый второй пояс симптомов. Он представлен двумя группами: симптомами, вытекающими как следствие стремления к самостоятельности. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка и его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, которые обуславливают ряд невротических реакций. Эти реакции могут носить болезненный характер. У невротичных детей именно в кризисе трех лет нередко появляются энурез, ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение упрямства, гипобулические припадки, т. е. своеобразные приступы, которые внешне напоминают припадки, но не являются ими в собственном смысле слова (ребенок бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, протеста. Существенным образом во время кризиса перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету родителей. Происходит также кризис личности — «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Разрешение кризиса трех лет наилучшим образом происходит в новом виде деятельности — игре, удовлетворяющей претензии ребенка на самостоятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.61 (0.009 с.) |