Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало обучения в школе может быть кризисным. Кризис семи лет характеризуется преобразованиями детской психики, связанными с изменениями реального положения ребенка, и во многом зависит от его индивидуального развития. Кризис может начаться еще в дошкольном возрасте. У дошкольников, «опаздывающих» с приходом в школу, игра начинает отходить на второй план, ребенок тянется к продуктивной, значимой деятельности, он объективно и субъективно готов к обучению, «вырос» из игры как ведущей деятельности, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и демонстрирует в связи с этим поведенческий негатив в виде непослушания, капризов. У детей, рано пришедших в школу, кризис связан с тем, что не сформированы предпосылки перехода к учебной деятельности. Они ориентированы на игровую деятельность, и тоже демонстрируют поведенческий негатив, адресуя его родителям и учителю. Их адаптация к школе, как правило, затруднена, сопровождается психосоматическими расстройствами, получившими название «адаптационной болезни» (нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния, головные боли и т. п.). Такие дети нуждаются в щадящем режиме учебной деятельности, в особом внимании со стороны учителя, в активной положительной мотивации учения. Приход ребенка в школу связан с перестройкой всех систем его отношений с окружающим миром. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная. Отличительная особенность ученика, школьника в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний. Овладевая навыками письма, счета, чтения и т. д., ребенок ориентирует себя на самоизменение — овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность включает учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки. В младшем школьном возрасте каждый ее структурный элемент имеет ряд специфических особенностей. Учебная задача чаще задается учителем, а школьником — принимается, учебные действия также организуются взрослым, имеют общий характер для группы детей. Функция контроля — абсолютная привилегия учителя, дети осуществляют его как действие по образцу. Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности. Учебная деятельность формирует у детей умение подчинять свою работу обязательным для всех правилам, умение регулировать свое поведение. Эффективное формирование учебной деятельности зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьников. Необходимым условием развивающего воздействия учебной деятельности на младших школьников является мотивация достижения успеха: только эта мотивация способствует развитию познавательной активности, проявлению инициативы, самостоятельности, снятию личностной тревожности. Согласно Л.И. Божович, исследовавшей роль учебной деятельности для развития психических процессов и личности младшего школьника, взаимодействие в организованном школьном коллективе приводит к развитию у ребенка сложных социальных чувств и к практическому овладению важнейшими нормами и правилами общественного поведения. В этой деятельности развиваются и логическое мышление ребенка, и высшие формы его восприятия и памяти. В младшем школьном возрасте особо важно интеллектуальное развитие. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. 5. Личностное развитие младшего школьникаХарактеристика потребностно-мотивационной сферы
Согласно отечественной психологической теории, источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности — в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в направлении доминирования потребностей «для других» вместо «для себя», в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников является мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности — дидактическими играми, учением, конструированием и т. д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающими как проявления взрослости. К ним относятся: — произвольность психических процессов и действий (как усиление волевой регуляции всех психических процессов); — внутренний план действий (как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия «про себя»); — соподчинение мотивов деятельности (как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу»; — рефлексия (как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности); — самосознание (как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт — самооценка. Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способности ее сохранить и практически реализовать. Поступки и действия детей этого возраста могут мотивироваться достаточно осознанно какой-либо из пяти сфер: 1. установлением эффективного межличностного взаимодействия, 2. общением, 3. деятельностью, 4. нормативным отношением к действительности, 5. реально-практическим функционированием. Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (выполнение поручений, помощь взрослым), соответственно — самый высокий уровень развития самосознания проявляют дети, мотивированные ценностью установления эффективного межличностного взаимодействия. Следует работать над осознанием ребенком его потребностей, не поощрять привычное функционирование-исполнительство, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению. Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно-белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностям, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят «трудные» вопросы. Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей — с заниженной самооценкой — малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя». В коррекционной работе с ними эффективен прием «гарантированного успеха». Его сутью является организация деятельности с гарантированным положительным результатом и поощрение ребенка за этот результат. Через подобные ситуации у ребенка формируется мотивация успешности в деятельности, снимающая напряженность, страх, неуверенность. Стабильный успех стимулирует развитие личностных качеств, в дальнейшем «работающих» на формирование адекватной самооценки. Таким образом, самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переносится ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так, дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует — плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают качества, которые чаще оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств. В числе ценностей преобладают красивая внешность, одежда, дружеские качества. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее. Представленные особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания воспитательных воздействий: — создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга; — активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других; — вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок); ----требования взрослых не должны быть пустячными и частыми, не должны превращаться в придирку; - не допускать требований в грубой форме, ибо воспринимается прежде всего форма, а содержание требования остается без внимания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.106 (0.008 с.) |