Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подход к периодизации B.N. СлободшпваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В.И. Слободчиков рассматривает значение возраста в контексте проектирования образования. В предлагаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъективности человека в онтогенезе. Каждая возрастная ступень, вместе с тем, означает смену режима индивидуальной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе: — Ступень оживления (включает новорожден-ность и младенчество); — Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство); — Ступень персонализации (отрочество и юность); — Ступень индивидуализации (молодость и взрослость); — Ступень универсализации (зрелость и старость). Каждую ступень автор характеризует с точки зрения проживания и разрешения кризисов развития, указывающих на особые задачи развития в данном возрастном периоде, кроме того, он выделяет на каждой ступени две стадии — принятия и освоения. Растущим и развивающимся человеком принимаются разные формы человеческих общностей, а осваиваются и образуются различные его способности, позволяющие ему входить в эти общности. Автор данного подхода к периодизации понимает ее как основу проектирования развивающих систем образования. Краткое содержание и выводы ■ Развитие психики растущего человека — обусловленный, и, вместе с тем, активный саморегулирующийся процесс. Это самодвижение от низших к высшим уровням жизни и деятельности, в котором внешние воздействия, обучение и воспитание действуют, преломляясь через внутренние условия. С возрастом роль собственной активности человека постепенно увеличивается. Он предвосхищает свое будущее, осознает свои возможности, стремится к, самосовершенствованию, выступая как субъект собственного развития. Возрастает его активность в изменении обстоятельств собственной жизни. Он начинает сознательно формировать себя как личность, как субъекта деятельности. ■ Психологический возраст характеризуется особенностями жизни и требованиями, предъявляемыми ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психологической структуры его личности, его уровнем знаний и мышления, совокупностью физиологических особенностей. ■ Возраст— не структура или результат, а форма развития. Развитие оформляется и результируется в возрасте, именно поэтому возраст образуется как форма, которая в силу своей целостности и завершенности может только сменяться другой формой и замещаться ею. Соответственно, освоение возрастного пространства и переход от одного возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически, а специально организуется. ■ Возрастные категории имеют три системы отсчета: 1) Индивидуальное развитие (что может, и что не может делать ребенок в определенном возрасте — это соответствует представлению об уровне психобиологического созревания и соответствующих ему ограничениях); 2) Возрастная стратификация общества (что должно и что не должно делаться в рамках данного возраста — это соответствует возрастному делению поколений и соответствующим социокультурным нормативам); 3) Возрастная символика культуры (понимается как совокупность социальных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего облика, форм отношений). ■ Принятые в науке подходы к возрастной периодизации главным образом основываются на понимании развития как диалектического процесса — результата преодоления и разрешения противоречий. ■ В разработанных схемах периодизации развития и номенклатуры возрастов возраст является исходной единицей проектирования развивающего образования.
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА
Новорожденность
Рождение связано с преодолением двух очень важных для последующего развития ребенка кризисов — кризиса сжатия клеток мозга и кризиса сжатия клеток легких. Прямохождение человека превратило его в самое неприспособленное для деторождения существо, отчасти обусловив самый продолжительный по сравнению с другими видами адаптационно-восстановительный период (так, если любое млекопитающее встает на ноги вскоре после рождения, то человеку требуется для этого почти год). Прохождение ребенка по узким родовым путям нередко вызывает в буквальном смысле сжатие клеток мозга, преодоление которого являет собой кризис рождения. Второй кризис связан с переходом от диафрагмального дыхания к легочному. Первый крик ребенка при появлении на свет вызывает вдох, «впускающий» воздух в легкие. Мера успешности преодоления кризиса рождения во многом определяет ход дальнейшего физического и психического развития ребенка. На период новорожденное™, длящийся полтора-два месяца, ложится очень большая адаптационная нагрузка. Жизнь ребенка на начальных стадиях обеспечивают врожденные механизмы: сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Новорожденный имеет определенную готовность нервной системы адаптировать организм к внешним условиям: он наделен разнообразными способами реагирования и приспособления к окружающей среде, у него хорошо выражены защитные рефлексы. Так, раздражение кожи вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом — зажмуривание, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачка и так далее. Кроме защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы: уже в первые недели жизни сильный источник света вызывает поворот головки, новорожденным свойственно следить за медленно перемещающимся источником света. Проявляются и ориентировочно-пищевые рефлексы: прикосновение к углам губ или к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных у новорожденного обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс — ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс — прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; переступательный рефлекс — отталкивания при прикосновении к подошвам ног и некоторые другие рефлексы. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ему. приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Однако, как показали исследования, есть много рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от животных предков. Такими являются цеплятельный рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Важно отметить, что у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления форм поведения взрослого человека, и не могут, следовательно, составить основу психического развития — они только обеспечивают его выживание. Если эти потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослыми), на их основе осуществляется психическое развитие. Ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныши многих животных. По сравнению с ними он имеет сравнительно небольшой набор врожденных реакций на внешние раздражители. Однако отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка, т. к. отсутствие врожденных форм поведения вынуждено компенсироваться приобретенными формами, преимуществом которых являются пластичность и способность к развитию. Отличительной особенностью новорожденного являются безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Эти возможности обусловлены ярко выраженной потребностью в получении впечатлений, которая в свою очередь связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного функционируют с первого дня, их работа крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только находящийся вблизи источник света, а слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются, вследствие чего ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор и на неподвижных предметах. Он начинает реагировать на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек и головы; прекращение плача свидетельствует о зрительном и слуховом сосредоточении. Важной особенностью новорожденного является то, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие моторики. Функционирование зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и, в первую очередь, его головного мозга. Интересно, что масса мозга новорожденного значительно меньше, чем у взрослого (соотношение 1:4), но при этом количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого (разумеется, клетки мозга новорожденного развиты недостаточно). Тем не менее, уже в период новорожденности оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга — кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться масса мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза. Но было бы неверно думать, что само по себе созревание мозга может обеспечить развитие органов чувств новорожденного. Важным фактором их развития являются получаемые внешние впечатления — без них невозможно само созревание мозга. Важно помнить, что необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности становится упражнение органов чувств (анализаторов): поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. В условиях сенсорной изоляции (депревации) возникает устойчивая задержка психического развития, а также синдром недоразвитости как неспособность достичь нормальных темпов физического развития при отсутствии каких-либо видимых неврологических и физических отклонений. Этот синдром отмечается примерно у пяти процентов детей младенческого возраста. Синдром недоразвитости обычно появляется в первые шесть месяцев жизни ребенка, и в период от шести до одиннадцати-двенадцати месяцев большинство таких детей госпитализируются. По мере развития синдром недоразвитости осложняется целым рядом физических и эмоциональных проблем: дети отстают в формировании многих двигательных навыков, в усвоении навыков речевого общения, они мало или совсем неулыбчивы, не стремятся к ласкам взрослых, не испытывают неловкости перед незнакомыми и в целом чрезвычайно апатичны. Синдром недоразвитости считают разновидностью депрессии, обычнепзозникающей у детей на первом году жизни в домах младенца. Причину этого явления медики и психологи усматривают в обедненности эмоционального мира детей, недостаточном внимании со стороны воспитателей и слабости побудительных стимулов к развитию различных условных рефлексов. Установлена непосредственная связь между синдромом недоразвитости домашних детей и их заброшенностью со стороны матерей. Напротив, при достаточности сенсорных впечатлений и эмоциональном комфорте происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Родителям следует тщательно выполнять все предписания врачей в части массажа, воздушных и водных ванн, ибо все эти процедуры способствуют не только оздоровлению ребенка, но и его сенсорному развитию. Основными состояниями новорожденного являются полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, крик. Новорожденные более половины суток спят. В первые два месяца их сон длится в общей сложности около семнадцати часов, но уже к трем месяцам он становится короче — примерно четырнадцать часов. В период от четырех до шести месяцев дети, к удовольствию взрослых, привыкают спать всю ночь. Сон каждого ребенка индивидуален. К числу причин беспокойного сна детей относятся: внутренний дискомфорт, боль, голод или неожиданные изменения в окружающей обстановке. Первые две-три недели ребенок откровенно демонстрирует только отрицательные эмоции, которые выражаются в его крике. Прочие эмоции взрослые домысливают, принимая за их выражение различные гримасы новорожденного. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки наблюдаются в конце первого — начале второго месяца жизни. Улыбка и смех — социальное приобретение. Они возникают как ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. К двум трем месяцам у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, возникающая на появление взрослого, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления проявляется в сосредоточении взгляда на лице склонившегося над ним человека, улыбке ему, оживленных движениях ручек и ножек, воркующих звуках. Комплекс оживления является выражением появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.
Развитие моторики младенца
В младенчестве формируются все основные структуры детского организма. Голова младенцев непропорционально велика по сравнению с другими частями тела, поскольку физическое развитие начинается именно с нее. И вообще, верхняя половина туловища в данный период развивается быстрее, чем нижняя. Общее физическое развитие начинается с внутренних, центрально расположенных органов и затем распространяется на периферические части тела, конечности. Нервная система тоже пока недостаточно развита и потому в значительной степени ограничивает физическую и умственную активность ребенка. За первые четыре месяца количество и размеры клеток головного мозга значительно увеличиваются, между ними формируется колоссальное количество связей. К шести месяцам площадь коры мозга составляет пятьдесят процентов от ее площади у взрослого, а к концу первого года масса детского мозга достигает шестидесяти процентов от массы взрослого мозга. За первый год жизни ребенок совершает скачок в развитии движений. Наряду с импульсивными дети начинают совершать и произвольные движения: перекатываются и переворачиваются, садятся, ползают, ходят. Все эти движения относятся к так называемой грубой моторике. Наряду с ней развивается и тонкая моторика рук — сложные движения становятся возможными в результате развития координации движений глаз и рук, но ее совершенствование происходит значительно позднее. Способность перемещаться в пространстве появляется уже на первом месяце жизни малыша, когда ребенок начинает поднимать головку. Затем появляется перекатывание, которое подготавливает почву для более поздних и сложных перемещений — ходьбы и бега. К пяти-шести месяцам ребенок начинает сидеть, затем — переползать и ползать. Переползание или низкое ползание, когда живот не отрывается от пола, активно используется им с пяти-шести месяцев, высокое ползание начинается в семь-восемь месяцев и означает готовность ребенка к ходьбе. В это же период он обретает способность стоять довольно продолжительное время. Ходить без посторонней помощи дети обычно начинают с девяти-десяти месяцев. К году, как правило, дети ходят довольно уверенно, хотя все еще контролируют свои шаги визуально. Умение координировать движение глаз и рук формируется детьми в несколько приемов. Так, в период новорожденности хватательные движения рефлекторны, и большей частью дети используют визуальное общение с окружающими объектами, а не «ручное», или «касательное». Двухмесячные малыши уже умеют стучать по различным предметам кулачком, хватать предметы, попадающие им в руки, и подносить их ко рту, правда, не всегда точно. К четырем месяцам дети тянут руки вполне целенаправленно к понравившемуся им предмету. Они водят при этом глазами от руки к объекту и обратно. Такие действия помогают им координировать положение руки относительно предмета. К пяти-шести месяцам у младенцев развивается навык зрительного управления движениями рук: они могут достать предмет, глядя на него. Появление этой способности свидетельствует о том, что движения глаз и рук более или менее четко координируются, а зрительная и двигательная системы малыша уже прочно взаимосвязаны. Теперь ребенок, как и взрослый человек, может точно, быстро схватить нужный предмет. К девяти месяцам младенцы умеют хватать и маленькие предметы, сами берут пальцами небольшие порции пищи. Между десятью и восемнадцатью месяцами у детей появляется способность манипулировать разными предметами с использованием обеих рук. Многие начинают отдавать предпочтение какой-то одной руке. К концу первого года многие дети учатся бросать предметы, часто в определенном направлении. Таким образом, прямохождение как сложный сенсомо-торный акт подготавливается многими навыками и умениями. От рождения до года дети растут быстро, их физические характеристики усложняются. Обобщая сказанное, можно выделить показатели нормального двигательного развития ребенка:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.01 с.) |