Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика общения в младшем школьном возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение со взрослыми. Специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми являются подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. Умение принимать учебную задачу предполагает способность выделить вопрос-проблему, подчинить ей свои действия, и опираться не на наличную ситуацию, а на те логические отношения, которые отражены в условии задачи. Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила. Общение со сверстниками. Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и только соответствующий уровень -общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях обучения в школе. Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Поэтому для младших школьников типично позитивное отношение к хорошо успевающим детям. К третьему классу изменяется отношение к слову учителя, взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными, зависят от личных привязанностей. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках. Личные отношения становятся основой образования малых групп, в них появляются лидеры, складываются особые нормы поведения, интересы. Лидерами, как правило, становятся веселые, живые, общительные или спокойные, доброжелательные дети. По мнению психологов, устойчивый социометрический статус младшего школьника в группе сверстников — залог положительных качеств взрослого человека. В целом тип общения определяется как кооперативно-соревновательный, т. е. устойчиво удерживается отношение к партнеру как к сопернику по совместной игре. Это тот минимальный уровень развития общения и взаимодействия детей, который дает возможность построения новой ведущей деятельности. Общение требует соответствующих умений. Для формирования у детей коммуникативных умений рекомендуются следующие приемы: — игры с предметным содержанием; — введение в игру детей-«болельщиков»; — игры со взрослыми, показывающими образец взаимодействия на правах равных партнеров; — введение в группу «дирижера» игры, учитывающего позиции всех играющих; — исполнение ребенком двух ролей со взаимно противоположными интересами. Все эти приемы содержатся в играх с правилами. Правило игры становится внутренним правилом для ребенка, интериоризуется, переходит во внутренний план действий.
7. Змоционально-волевое развитие
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Общая тенденция развития чувств — их большая осознанность и сдержанность. Изменения в эмоциональной сфере определяются процессом и результатом учебной деятельности, оценкой учителя и отношением окружающих, связанными с успешностью учения. Сама учебная деятельность требует сдержанности в чувствах, замены моторных эмоциональных реакций речевыми. Речевая и интонационная выразительность заметно развивается к третьему классу. Интенсивно развиваются высшие чувства, особенно нравственные — чувство товарищества, ответственности. Ответственность может принимать крайние формы — чтобы выполнить поручение учителя, дети могут поднять на ноги всю семью. Однако младшие школьники могут проявлять разный уровень развития нравственных чувств: — высокий уровень (в отношении всех окружающих); — средний уровень (в отношении друзей, близких); — низкий уровень (нравственные чувства проявляются редко). Следует отметить, что низкий уровень развития нравственных чувств проявляется у большинства детей младшего школьного возраста. Дети осознают свои и понимают чужие чувства и состояния еще далеко не совершенно: часто не могут понять мимику, могут неадекватно реагировать на ситуации. Неудовлетворение уровня притязания может вызывать у них аффективное поведение и закрепиться в виде отрицательных черт характера. При этом общий эмоциональный тонус детей можно квалифицировать как жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Высокая впечатлительность является устойчивой характеристикой возраста. Учение требует действий в соответствии с требованиями школы, результатом чего является произвольность как личностное новообразование. В процессе учения формируются как волевые действия, так и волевые качества. Основными являются выдержка (умение подчиняться требованиям, сохранять статичное положение в течение урока), самостоятельность (инициирование собственных действий), настойчивость (умение добиваться поставленной цели, доводить начатое до конца). Взрослым, работающим с детьми данного возраста, могут быть даны следующие советы: — не делать ничего вместо детей, но создавать условия для их самостоятельных действий; — не оставлять незамеченными волевые проявления детей, поощрять их, даже если эти проявления неудобны самим взрослым; — памятуя том, что важнейшим показателем волевого поведения является мотив, адекватный заданному действию, следует развивать потребностно-мотивационную сферу детей; использовать подражательность детей для воспитания у них волевых черт характера. Краткое содержание и выводы ■ Младший школьный возраст — период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Возраст восприимчив и впечатлителен, что обеспечивает динамичное когнитивное и личностное развитие ребенка. ■ Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная. Освоение ее компонентов ведет к совершествованию всей познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, развитию внутреннего плана действий и самосознания. ■ В период младшего школьного возраста основные психические функции достигают достаточно высокого уровня развития, который станет базой для последующих качественных приобретений психики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.009 с.) |