Нарушения поведения у подростков. Проявления акцентуаций характеров у подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения поведения у подростков. Проявления акцентуаций характеров у подростков



Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны. Такое усиление отдельных проявлений характера делает человека избирательно уязвимым к отдельным психогенным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую.

Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы: она заметна, обращает на себя внимание, создает проблемы в отношениях.

Скрытая акцентуация проявляется лишь в конфликтных стрессогенных ситуациях, вызывающих высокое напряжение эмоциональных ресурсов подростка. В обыденных же условиях акцентуированные черты выражены слабо, даже могут не проявляться совсем. Надо сказать, что скрытая акцентуация не всегда провоцируется даже психогенными факторами и, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера. Первую группу составляют преходящие, транзиторные изме-. нения. В их числе острые аффективные реакции — это психогенные эмоциональные расстройства непсихопатического уровня, возникающие при столкновении подростка с трудными обстоятельствами. Они длятся недолго — от нескольких минут до одного-двух дней. В таком состоянии подросток не способен адекватно управлять и оценивать свое поведение.

Выделяют целый ряд острых аффективных реакций: интрапунитивные, экстрапунитивные, иммуни-тивные и демонстративные реакции.

1. Интрапунитивные реакции представляют собой проявление аффекта путем аутоагрессии (нанесе-. ния себе повреждений, покушение на самоубийство, причинение себе вреда разными способами, порча своих вещей). Это отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями в виде нарушений физического здоровья, либо «шлейфа» психической травмированности от пережитого. Наиболее часто этот вид реакций встречается при сензитивной и эпилептоидной акцентуациях.

2. Экстрапунитивные реакции проявляются как внешняя агрессия, адресованная окружающим, — нападение на обидчиков, «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Эти реакции характерны при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

3. Иммунитивные реакции проявляются как безрассудное бегство от аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, возможно даже усугубляет. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуациях.

4. Демонстративные реакции — это своего рода «спектакль», разыгрывание бурных сцен даже с

изображением попыток покончить с собой. Этот вид реакций характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и лабильной.

Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, — это преходящие психоподобные нарушения поведения («пубертатные поведенческие кризы»).

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:

делинквентности — в проступках и мелких правонарушениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;

девиациях — поведении, отклоняющемся от нормы, неквалифицируемых как наказуемые правонарушения, в числе которых: токсикомания; побеги из дома и бродяжничества; тран-зиторные сексуальные девиации (ранняя половая жизнь, промискуитет, преходящий подростковый гомосексуализм).

Третьим видом транзиторных изменений при акцентуациях характера являются психогенные психические расстройства (неврозы, реактивные депрессии), развившиеся на фоне разнообразных акцентуаций. На этом уровне проявления акцентуации появляются основания говорить о развитии заболевания. Выделяют следующие виды и проявления акцентуаций характеров у подростков.

Гипертимная акцентуация

В детстве гипертимы отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношениях со взрослыми. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Взрослым порой докучает их неугомонность. Однако подобная возбудимость редко бывает столь беспокоящей, что заставляет обратиться к врачу. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету у таких детей обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся они поэтому очень неровно. В период пубертата таких детей обычно характеризует хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служат противодействие со стороны окружающих, стремление подавить желания и волю подростка. Реакция группирования у гипертимов проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Надо сказать, что в сообществах сверстников гиперти-мы, как правило, лидируют. Это стремление обнаруживается на этапе индивидуализации. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков авантюрными и неразборчивыми в выборе знакомств. Они легко и охотно вступают в контакт со случайными людьми, что порой приводит к неприятным последствиям. В любой ситуации они быстро осваиваются и перестраиваются в соответствии с ее требованиями. Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения. Нередко сами становятся инициаторами групповых правонарушений, которые привлекают их не только как развлечения, но и как возможность рискнуть, «пережить острые ощущения». Еще большее значение имеет «престиж» среди асоциальных сверстников. Гипер-тимы — вероятная группа риска в смысле употребления алкоголя. Им нравятся неглубокие эйфорические стадии опьянения. Увлечения гипертимных подростков богаты и разнообразны, но при этом — крайне непостоянны. Подобная разбросанность делает их небрежными и необязательными в выполнении обещаний и обязательств, на них не всегда можно полагаться. Причем сами гипертимы не относятся к нарушению обязательств как к серьезному проступку, они вполне к себе снисходительны.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей: такие подростки любят показать себя, прихвастнуть. Необходимость извернуться в трудной ситуации побуждает их прибегать к вранью. Собственно, как таковое оно бывает вызвано смешением желаемого и реального. Самооценка гипертимных подростков бывает достаточно критичной — большинство своих особенностей они подмечают и осознают.

Сказанное позволяет выделить главные особенности гипертимов — приподнятое настроение, непереносимость одиночества и критических замечаний в свой адрес, склонность рисовать свое будущее в радужных красках, страсть к приключениям и риску, привлекательность «первой роли». Включенность в группу риска требует особого внимания взрослых к гипертимам, контроля за крутом их коммуникаций и способами времяпрепровождения.

Циклоидная акцентуация

В подростковом возрасте могут быть выделены два варианта циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода, а еще чаще в шестнадцать-девятнадцать лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Ранее привлекательные компании сверстников начинают тяготить. Приключения и риск становятся неинтересными. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. У них даже падает аппетит, прежде любимые кушания перестают доставлять удовольствие. Мир приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра

В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью — в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним или находят новые. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как-накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная акцентуация лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток).

Лабильная акцентуация

Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. Как известно, изменчивость настроения вообще присуща подросткам. В какой-то мере почти все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика данного типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. О формировании лабильного типа можно говорить, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожны.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению меняется и отношение к своему будущему — оно то расцвечивается самыми радужными красками, то представляется серым и унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они неосознанно ищут психотерапевта. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние.

Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо, в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно трактуются взрослыми как простое упрямство или капризы.

Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в плохие — избегают общения. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Им чужды и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Общение с товарищами, художественная самодеятельность да еще некоторые домашние животные (особенно привлекательна собственная собака) относятся к тем увлечениям, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей в моменты перепадов настроения. Ни одно из хобби не длится долго и скоро сменяется другим.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характерa, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них зависит все. В том, как к ним относятся окружающие, они обнаруживают хорошую интуицию — сразу при первом контакте чувствуют, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. Лабильная акцентуация может служить почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии. Только в этих случаях лабильные подростки попадают под наблюдение психиатра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.012 с.)