Основные факторы развития в раннем детстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы развития в раннем детстве



 

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная,социальная ситуация развития квалифицируется как начало нарушения слитности со взрослым,в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость»(Л.И. Божович). Психологи называют трехлетний возраст серединой пути психического развития. И действительно, по своим психическим возможностям трехлетний ребенок достаточно функционален: он способен к самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения и речевого общения, умеет вступать в контакт, понятен окружающим. Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная программа растущего человека. Главными факторами развития являются прямохождениеи предметная деятельность.Прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расширяет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей. Предметная деятельность детей складывается из действий операциональныхи соотносящих.

Операциональные действия — это действия, заданные функциональным назначением предметов. Благодаря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры; узнает, что предметы имеют разную степень свободы, ограниченный круг функций. Соотносящие действия развивают сенсорно-перцептивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на координацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным направлениям:

— эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного;

— развитие средств и способов ориентации ребенка при выполнении предметного действия.

В рамках первого направления освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним действие (например, так детей учат пользоваться ложкой) — ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие — взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На данном этапе у ребенка появляется осознание цели действия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполнение действия на основе показа — взрослый как бы «отрывает» ориентировочную часть действия от исполнительной, отдавая последнюю в руки ребенка. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указание, все остальные действия ребенок выполняет самостоятельно. Такова последовательность освоения предметного действия ребенком, позволяющая в последующем выполнять его самостоятельно.

Второе направление — развитие ориентации в системе свойств и функций объектов начинает реализовываться к концу первого года: ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением. Параллельно ребенок усваивает возможность переноса действия с одного предмета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее — перенос действия на новые ситуации. Подобные переносы позволяют отчуждать действие от предмета, от ситуации, от себя, что, по сути, означает свободное владение действиями. Д.Б. Эльконин указывал, для овладения действиями большую услугу оказывают игрушки, как модели реальных предметов. Игрушки полифункциональны, в силу этого в действиях с ними легче отделить ориентировочную часть от исполнительной, а значит — освоение соответствующими действиями происходит быстрее. К концу раннего детства ребенок обретает возможность использовать все предметы адресно, в соответствии с их функциональным назначением.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.012 с.)