Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Для младшего дошкольника — это конструктивная игра, для среднего и старшего дошкольного возраста— сюжетно-ролевая. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игру называют «королевой детства» (Д.Б. Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребенка. Игра — это особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия. Природа создала детские игры для разносторонней подготовки к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми другими видами деятельности. Психологи относят игру к интрогенному поведению, т. е. детерминированному внутренними потребностями, в отличие от экстрагенного, определяемого внешней необходимостью. Игра выступает одновременно как бы в двух измерениях — в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой — она всегда направлена в будущее, т. к. в ней либо моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения, способности, несводимые к физической закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций. Игра — средство многостороннее: это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения; она выступает как специфически детская форма познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта — отсюда и названия игр. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие — дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. От мышления в предметном манипулировании они переходят к мышлению представлениями, развивая способность действовать во внутреннем плане, т. е. способность к умственным действиям. На протяжении дошкольного возраста содержание игры качественно изменяется: если для младшего дошкольника основное содержание игры — воспроизведение чужих действий на основе подражания, то старший дошкольник уж включается в роль, проигрывая отношения людей, интерпретируя их сообразно собственному пониманию ситуации. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуто действие и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. А так как в игре находят выражение основные потребности дошкольника, то в ней реализуется самое главное -— ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое он разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как всякая творческая деятельность сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражения ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия малыша (крутит руль машины, готовит обед и т. д.) — одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. Например, в течение многих лет дети нашей страны играли в войну, в партизан, современные дети в играх используют сюжеты боевиков. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и т. д. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличается все и в реальной жизни. Содержание игры, — отмечает Д.Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о действительности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отображается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек— человек»), а сами предметы легко заменяются или только мысленно представляются. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормили куклу — уложили спать; снова покормили — и снова уложили спать. А.П. Усанова охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Однако на четвертом году жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Например, играющие начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта, из книг, которые им читали, из сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра. На пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отображаемых событий. У дошкольников складывается интерес к сюжетам, в которые они играли раньше; но, в тоже время, они живо откликаются и на новые впечатления, вплетая их в знакомые игры. В этом возрасте начинаются обобщение и сокращение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо усвоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на доступном им уровне планируют развитие содержания. Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по направлениям усиления целенаправленности (а значит, и последовательности, связности изображаемых событий) и постепенного перехода от развернутой игровой ситуации к свернутой, к обобщению изображаемых действий (использованию условных и символических действий, словесных замещений). Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительность, которые изображаются в игре, созвучность этих знаний интересам и чувствам ребенка. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя, с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нем. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого; одновременно растет желание действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш выполняет отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого, хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия; затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует атрибутики. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы-заместители. Ролевое взаимодействие между играющими детьми осуществляется посредством предметно-игровых действий. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника четырех-пяти лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения которых ему понятны. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых взяты другими детьми. В играх появляются ролевые диалоги. В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит следующие этапы развития игровой деятельности. Первым таким этапом является ознакомительная игра — ее содержание составляют действия-манипуляции: взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы (игрушки). К игрушкам младенец тянется уже с трех-четырех месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку, радуется, пытается повторить движение. В пять-шесть месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка. Такая преднамеренность — предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-роле-вой игры. На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определенного эффекта. Ребенка учат играть с предметами в зависимости от их свойств и назначения. Ребенка девяти-десяти месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам (например, снимать и надевать на стержень колечки пирамиды). Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия. Третий этап относится к концу первого — началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобрази-тельная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для развития этого вида игры необходимо наличие образных игрушек, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка устал, уложи его спать»; «Зайка хочет кушать, свари ему кашку»). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. Итак, игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире, развиваются на втором году жизни. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры — это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, взрослый обыгрывает жизненные ситуации, например, видоизменяет их: например, вводит новые персонажи или изменяет место действия и т. п. Он создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображении. К концу этого периода меняется характер подражания: ребенок в игре передает действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей заметно подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир. В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П. Усановой и ее учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства: — уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки и т. д.). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют играть; однако в последнее время тенденции к агрессивному поведению и разрушению наблюдаются у большого числа и более старших детей — даже среди старших дошкольников встречаются дети с поведением, характеризующим первый уровень; — уровень одиночных игр характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что малыш сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм; — уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих детей; — уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие предметы, игрушки. Но замысел еще не устойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости от общей деятельности; — уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность игры связана с заинтересованностью детей. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересный сюжет, организовать игру и долго играть; — уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия. Знание уровня игрового развития дошкольника может быть полезным для определения уровня его психического развития, а также для решения задач личностного проектирования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.01 с.) |