Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9 психология взрослых людейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возрастные характеристики взрослого периода
В развитых странах на период взрослости приходится три четверти человеческой жизни. Для более дифференцированного рассмотрения взрослой жизни мы условимся определять три ее периода: взрослость от 25 — 30 до 40 — 45 лет; зрелость от 40 — 45 до 55 —60 лет; пожилой возраст и старость, соответственно, от времени выхода на пенсию в 55 — 60 лет до 70 — 75 и далее. Мы полагаем, что начало старости как возрастного периода совпадает с физической немощностью и резким угасанием физической и психической активности, поэтому ее границы могут оказаться индивидуально подвижными. Исследования доказывают, что мозг человека продолжает развиваться до пятидесяти лет, поэтому зрелость следует рассматривать с точки зрения обретения новых психических возможностей, в том числе и интеллектуальных. На психологические характеристики взрослого человека помимо биологических причин влияют этническая принадлежность, социоэконо-мический статус, место проживания, род занятий и прочие факторы. Интеграция биологических, психологических, социальных и экономических факторов обуславливают различные варианты развития взрослого человека. Нам представляется интересной характеристика возможных вариантов развития, данная; В.Н. Дружининым. Варианты жизни no B.H. Дружинину 1. Жизнь начинается завтра при таком варианте реальная жизнь воспринимается как подготовка, как предисловие к значимой будущей. Человек снисходителен к своим ошибкам, не торопится принимать ответственные решения, многими своими проявлениями напоминает ребенка. Возможны несколько вариантов отношения к собственной жизни: — человек принимает свой образ жизни и поведения, компенсируя неудовлетворенность надеждой, что все будет наверстано в будущем; — происходит травматизация (работа в тягость, не устраивают семейные отношения, да и прочие сферы); — возможен «бунт». Как правило, он возникает у людей с ярко выраженной гедонистической установкой. 2. Жизнь как творчество, а творчество — как побуждение души. У таких людей происходит разделение на внешнюю и внутреннюю жизнь. Важнее — внутренняя жизнь, она приносит удовлетворение. К внешней относятся с «прохладцей» — «отбывают» на работе, терпят в семье, демонстрируют пренебрежение к должностям и достатку. Власть — главный враг творца, но он «прощает» руководству непонимание. В результате такие люди либо отгораживаются от внешней жизни (богемная жизнь), либо ведут двойную жизнь, в которой преобладает жизнь духовная. Второй вариант чреват синдромом «инкапсуляции», выступающим как пограничное состояние. 3. Погоня за, горизонтом (жизнь как достижение). Человек живет внешней жизнью. Ставит перед собой цели и достигает их. Цель требует постоянного напряжения, по достижении утрачивает привлекательность и значимость, появляется новая, таким образом, человек постоянно устремлен в будущее. Это человек действия, сделавший себя. Люди действия творят карнавалы и войны, они великие созидатели и разрушители, ими движим прогресс. Они соревновательны и честолюбивы, как правило, обязательны и ответственны. Направленность эгоистическая. На пенсии погружается в воспоминания — мемуары. 4 Жизнь — есть сон (жизнь как уход в иную реальность). Идеал для таких людей — покой, они живут внутренним содержанием притюлной внешней - пассивности. Общество их не поддерживает. Уходят в секты, алкоголь, литературу, компьютер, телевизор. Направленность гедонистическая. 5. Жизнь по правилам (жизнь как ритуал). Человеку гарантирован небольшой, но успех. Он живет «как все». Его главные ценности — здоровье, удобства, безопасность, порядок в обществе. Благополучным такой вариант может быть только в стабильном обществе. Направленность эгоистическая. Осмысление каждым человеком своего жизненного варианта должно стать привилегией взрослого периода. Подобное осмысление будет способствовать коррекции мотивации и поведения, и, возможно, сыграет позитивную роль в формировании жизненного пути. При указанной вариативности жизненного пути возможно выделение неких общих параметров, характеризующих взрослого человека. Прежде всего, для взрослого человека типично достижение профессионального мастерства и оформление карьеры. Замечено, что большая часть научных открытий приходится на период взрослой жизни людей — 35 — 45 лет. Для людей, деятельность которых связана с реализацией интеллектуальной и творческой активности, характерен расцвет соответствующих показателей именно во взрослом периоде. Согласно Б.Г. Ананьеву, интенсивность старения интеллектуальных функций человека находится в обратнопропорциональной зависимости от его одаренности и образования. В этой связи повышение образовательного уровня на протяжении всей жизни будет способствовать сохранности интеллектуальных функций. Более того, получение дополнительного образования взрослым человеком осуществляется с полной мерой осознания потребности в нем и сопровождается удовлетворением от получения необходимых знаний и умений. Статус взрослого человека связан с ответственностью за других: за собственных родителей, за членов своей семьи, за результаты профессиональной деятельности. Если молодость могла воспользоваться снисходительно-прощающим отношением к промахам, то взрослому возрасту подобное положение дел не присуще. Взрослость — период долженствования. Наряду с задачами совершенствования себя в профессиональной деятельности в это время решаются задачи правильного воспитания детей, создания для них возможности получения качественного образования и развития, определения ими выбора жизненного пути, другими словами — задача быть хорошим родителем. Важной житейской задачей возраста становится улучшение жилищных условий, материального достатка. Особо важной характеристикой взрослого периода жизни становится включение человека во все многообразие общественных отношений: человек становится сознательным субъектом этих отношений, формируя к ним собственное отношение и оказывая на них влияние. Во взрослом периоде оформляется система личностных свойств в ее интеграции с чертами характера. В этой связи актуализируется ге-неративность как желание внести вклад в общественное развитие, повлиять на следующее поколение через собственных детей. Сказанное характеризует взрослый период как продуктивный. Человек уже имеет ряд результатов своей деятельности, которые становятся критерием его субъектности. Обобщая сказанное, можно выделить главные моменты, служащие одновременно направлениями развития взрослого человека и критериями его ценности: это — профессионализм, исполнение родительского долга, генеративность и продуктивность. Развитость данных параметров квалифицирует нормативное развитие взрослого человека. Важным критерием взрослости служит способность реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям, позитивно решать противоречия и трудности, возникающие в жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.221 (0.008 с.) |