Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии



 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского определила стратегические направления развития детской психологии в нашей стране. Ученики и последователи Л.С. Выготского активно работали над целенаправленным формированием у детей познавательных психических функций, В опоре на культурно-историческую теорию была создана теория деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой психическая функция есть производная деятельности: сознательное действие как единица деятельности преобразуется в операцию, которая, совершенствуясь и оформляясь, становится функцией. Практическим воплощением этой теории явилась, в частности, методика развития относительного музыкального слуха у детей, лишенных абсолютного звуковысотного слуха.

На основе культурно-исторической теории была разработана и теория формирования умственных действийП.Я. Гальперина. Данная теория проложила путь практике поэтапного формирования умственных действий, активно используемой в развивающем обучении: на первом этапе ребенок выполняет внешнее предметное действие, на следующем — действие приобретает внешнеречевую форму, затем переходит на уровень развернутой внутренней речи, последним этапом становится собственно умственное действие — мысль. Очевидно, что теория поэтапного формирования умственных действий по существу является развитой концепцией формирования высших психических функций.

Другим концептуальным детищем культурно-исторической теории стали теория учебной деятельности В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина и теория развивающего обучения Л.В. Занкова, которые представляют собой целостные системы формирования личности ребенка в реальных условиях школьного обучения. В настоящее время системы школьного обучения, построенные на основе указанных теорий, представляют собой альтернативу существующей традиционной системе.

Феноменальный прорыв в возможностях развивающего обучения совершила теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского — А.И. Мещерякова, наметившая начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. Основываясь на этой теории, специалисты школы-интерната для данной категории детей в подмосковном Загорске (ныне г. Сергиев Посад) добивались значительных результатов по формированию из этих детей дееспособных членов общества.

Вопросам психического развития детей дошкольного возраста посвящены исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъ-якова, B.C. Мухиной, Н.Е. Вераксы; возрастным особенностям школьников — исследования Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина; вопросам развития учащихся в учебном процессе — исследования Н.А. Мен-чинской, А.К. Марковой, Л.И. Божович, АА. Люблинской; проблеме развития способностей у детей — исследования Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтес. Современная отечественная возрастная психология находится в активном поиске путей наиболее эффективного психического развития детей и молодежи.

Краткое содержание и выводы

Возрастная психология — сравнительно молодая ветвь психологической науки. Это прикладное направление, ориентированное на изучение специфики детства как уникального возрастного периода. Фактором появления возрастной психологии явился возросший в обществе интерес к детству, обусловленный сензитив-ностью этого этапа жизни к развивающим воздействиям. В данной связи основными проблемами возрастной психологии являются: проблема факторов и критериев психического развития человека, проблема методов изучения особенностей развития, проблема соотношения умственных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка, проблема педагогической фасилитации процессу развития.

В зарубежной и отечественной возрастной психологии к настоящему времени оформились концептуальные подходы к решению многих из указанных проблем. Наиболее разработанными и популярными являются психосексуальная теория 3. Фрейда, психосоциальная теория Э. Эриксона, теория развития детского интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования высших психических функций Л.С. Выготского.

При первоначальном рассмотрении перечисленные подходы и теории кажутся взаимоисключающими. Однако целесообразнее относится к ним как к взаимодополняющим, помогающим осуществить разносторонний анализ стоящих перед наукой проблем. Эмпирические и теоретические результаты, полученные возрастной психологией, позволяют оптимизировать развитие психических процессов и функций у детей, направлять их психическое развитие. А современная педагогическая практика в этой связи располагает серьезной психологической базой для осуществления эффективного учебно-воспитательного процесса.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.006 с.)