Продуктивная деятельность дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продуктивная деятельность дошкольника



 

Наряду с сюжетно-ролевой игрой дети дошкольного возраста осваивают продуктивные виды деятельности, также являющиеся фактором их развития. Важнейшей из них является рисование. Все дети любят рисовать. Вероятно, психологический смысл детского рисунка заключается в предоставлении возможности самовыражения. Освоение рисования как деятельности проходит ряд стадий:

— первая — стадия лишенных смысла штрихов (в течение третьего года жизни). На этой стадии ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, он лишь подражает действиям взрослых. Он хочет сам водить карандашом по бумаге, оставляя собственной (еще плохо слушающейся) рукой реальный след. Вначале штрихи однонаправлены, но по мере укрепления тонкой моторики, они становятся перекрещивающимися, закругленными, случайно похожими на какие-то предметы. Так наступает второй этап первой стадии — бесформенных изображений. Оба этапа близки по объективным результатам, но существенно отличаются по наполненности переживаниями. Ребенок уже определенно стремится выразить на бумаге какой-либо образ, но в силу недостаточности возможностей для этого, образ понятен только ему самому. Рисунок не представляет еще общей формы предмета — его отдельные части возникают по мере того, как вспоминаются ребенком (или подсказываются ему взрослым). Если разделенность частей предмета подмечается ребенком, он обводит их общим кругом, тем самым указывая на общую принадлежность;

— вторая — схематическая стадия (четвертый-пятый год) тянется долго, проходя ряд этапов. Человек на этой стадии, к примеру, изображается вначале в виде головы на подпорках, затем наступает этап «ручки-ножки-огуречик». Интересно, что уже на этом этапе ребенок стремится «одеть» человека — в шляпу, пуговицы, бант и т. п. Все первые изображения человека в анфас, и лишь постепенно осуществляется переход к профилю. При создании схематичных рисунков ребенок совсем не соблюдает пропорции: люди, как правило, оказываются головастиками. Аналогично людям обычно изображаются и животные. Причем, люди и животные — излюбленные темы маленьких художников. Раскрашивание в это время существует лишь как процесс — ребенку доставляет удовольствие размазывать краску по бумаге.

— третья — стадия правдоподобных рисунков — характеризуется постепенным отказом от схем и попытками воспроизвести действительный образ предмета: если это человек, то уже в каком-либо действии, части его тела имеют изгибы, изображается одежда; непропорциональность при этом сохраняется. На этой стадии выступает такая особенность детского рисунка как его прозрачность — на рисунке выступают те части предмета, которые должны быть невидимыми. Правдоподобные рисунки имеют усложненные сюжеты, которые постепенно выводят ребенка из плоскостного изображения в мир перспективы. Однако, в силу особенностей детского восприятия перспектива оказывается нарушенной — отдаленные предметы рисуются большими, цветок может оказаться больше дома. Рисунки на этой стадии все еще имеют значительное несовершенство. Замечено, что если ребенок не наделен художественной одаренностью, его переход на следующую стадию без помощи взрослого существенно затруднен. Это означает необходимость специального обучения рисованию уже в пятилетнем возрасте, обеспечивающего переход на четвертую стадию.

— четвертая — стадия правильных изображений. На этой стадии изображения в значительной степени теряют свою детскость, образы становятся легко узнаваемыми, начинают выдерживаться пропорции, характерные для взрослых рисунков. Ребенок, в частности, стремится к правдоподобию при раскрашивании рисунка, более того, — к равномерности раскрашивания. При этом все еще сохраняется одна из особенностей рисунка — преимущественная роль контура: именно наружные очертания усиленно подчеркиваются обведением «жирной» линией. Справедливости ради, необходимо признать, что по-настоящему правдоподобный рисунок возможен только после двенадцати лет.

Подводя итог, следует выделить основные причины, обуславливающие специфику детских рисунков. К ним, вероятно, следует отнести следующие:

— художественное творчество выступает как отражение характерных особенностей детского интеллекта, в подобном случае несовершенство детского рисунка обусловлено недостаточностью или своеобразием зрительных образов;

— нарисованные образы могут не совпадать с реальными объектами потому, что с ними не совпадают образы памяти; эта неясность воспоминаний может быть связана как со слабостью самой детской памяти, так и с недостатками наблюдений;

— существенное значение могут иметь и слабость моторики мелкой мускулатуры, и недоразвитие зрительно-моторной координации, и общая неискусность руки;

— наряду со сказанным, возможно, самым существенным обстоятельством служит совершенно специфическая установка юных художни-

: ков — они стремятся не столько точно воспроизвести конкретный образ, сколько передать лишь общую идею предмета. Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает;

— художественная деятельность ребенка не питается реалистическими или эстетическими тенденциями, она выполняет только выразительную функцию;

— вместе с тем детское художественное творчество тесно связано с общей активностью, являясь одним из способов выражения стремления детей к деятельности. Для ребенка важнее процесс выражения, а не реальная художественная ценность произведения. В этом смысле рисование сближается с игрой: оно, как и игра, должно быть абсолютно свободным и приносить удовольствие, исподволь оказывая влияние на психическое развитие.

Сказанное не означает, что взрослым вовсе не следует вмешиваться в техники детского рисования: корректное обучение способно выступить в качестве зоны ближайшего развития и усилить эффективность продуктивной художественной деятельности детей.

К продуктивной деятельности, помимо рисования, относятся конструирование, аппликация и лепка. Наравне с рисованием конструирование способствует развитию творческих способностей детей, выполняя при этом и дополнительную развивающую функцию — оно «работает» на становление таких умственных операций как анализ и абстрагирование. К тому же конструктивная деятельность требует специальных способов действий, расширяющих арсенал двигательных и когнитивных операций детей. В дошкольном возрасте дети осваивают три вида конструирования: по образцу, по условию, по замыслу. Все они используются в зависимости от задачи и ситуации и могут осваиваться одновременно, решая специфические задачи развития. Психологическое значение аппликации и лепки совпадает со значением художествейно-изобразительной деятельности. При этом следует выделить особую их роль для развития мелкой мускулатуры кисти. Упражнения в аппликации и лепке наилучшим образом развивают сенсо-моторную координацию ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.30.41 (0.134 с.)