Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие умственных способностей и речевых навыковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как и система восприятия, умственные способности и речевые навыки ребенка в течение первого года жизни претерпевают целый ряд изменений, в процессе которых они постоянно совершенствуются. Умственное развитие и усвоение языка неотделимы друг от I друга, т. к. язык является средством выражения мыслей. Новорожденные «думают» примитивным способом, связывающим их ощущения и двигательные акты, они общаются с помощью не слов, а всего лишь отдельных, подчас совершенно несвязных, самых простых звуков. Но с развитием двигательных навыков и способностей восприятия их умственные способности и речевые навыки усложняются. Порождение речи начинается еще с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре в коммуникативном репертуаре младенца появляются различные формы крика и гуление. С самого рождения значительный участок левого полушария головного мозга столь развит, что позволяет младенцам воспринимать речь и реагировать на нее. К концу первого года ребенок «мыслит» целенаправленно и пользуется первыми словами. Согласно Ж. Пиаже, способность детей специфическим образом организовывать получаемую извне информацию является врожденной: дети рождаются с готовыми схемами — упорядоченными образцами поведения, с помощью которых они «управляют» своими действиями и «организуют» информацию. Самые первые схемы включают в себя такие рефлексы, как сосание, хватание и плач, а также зрительные и слуховые способности. Взаимодействуя с окружением, дети расширяют и меняют эти схемы. Для этого они «используют» механизм ассимиляции, т. е. пытаются приспособить новую информацию к известным им схемам, не изменяя их в принципе. Но если в мозг поступает отличающаяся от знакомой или противоречивая информация, то дети вынуждены менять схемы с помощью механизма аккомодации, приспосабливая старые схемы к новой информации. Способность к усвоению позволяет детям сначала «укладывать» новую информацию в имеющуюся у них схему без изменения самой схемы, потом приспосабливать ее к этой схеме и, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей. Конечно же, дети пользуются методами ассимиляции (уподобления) или аккомодации (приспособления) не только дифференцированно, но используют их и во взаимосвязи, если предполагается адаптация действий и информации к изменяющимся требованиям внешней среды. По Пиаже, умственные способности, интеллект ребенка измеряются его способностью приспосабливаться к нарастающей сложности условий жизни. Возраст от рождения до одного года соответствует сенсо-моторно"му периоду развития интеллекта в периодизации Ж. Пиаже. Дети еще не владеют языком, их знания о людях и предметах складываются на основе информации, получаемой ими от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсо-моторный период развития ребенка, когда главную роль в его умственном развитии играют его непосредственные ощущения и восприятия, согласно Пиаже, состоит из следующих стадий. Стадия упражнение рефлексов (от рождения до месяца). На этой стадии сенсо-моторного периода развития детей все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Почти все поведение новорожденных подчинено тому, чтобы «освоить» так или иначе соприкасающиеся с ними предметы с помощью системы врожденных рефлексов сосания и хватания. Новорожденные не отличают одни предметы от других и потому со всеми предметами поступают одинаково. Согласно Пиаже, дети «упражняют» все навыки, которыми они обладают в данный период развития. У новорожденного таких навыков совсем немного — только безусловные рефлексы. Стадия первичные круговые реакции (один-четыре месяца). Поведение ребенка на этой стадии регулируется более разработанными и совершенными схемами, чем рефлексы, свойственные первой стадии. Если до сих пор сосание большого пальца было случайным, то теперь ребенок произвольно, намеренно «руководит» движением своего пальца, направляя его ко рту. Ребенок поворачивает голову в направлении звуков, издаваемых матерью. Он следит за ее перемещениями по комнате. Такое поведение малыша свидетельствует о наличии у него способности координировать слух и зрение. Это также признак того, что развилась способность сосредоточивать внимание на каких-либо объектах — предметах или людях. Стадия вторичные круговые реакции (четыре-восемь месяцев). На этой стадии малыши выполняют целенаправленные действия, их поведение становится еще более контролируемым. Схемы, которые развились в сознании малыша на ранних стадиях, теперь координируются им. Как и на предыдущей стадии то или иное поведение проявляется случайно. Но если результат доставляет удовольствие, то малыш будет повторять его. Если для младенцев на второй стадии объекты, находящиеся вне поля их зрения, не существуют, то к концу третьей стадии у них начинает складываться некоторое представление о постоянстве предметов и людей. Осознание постоянства людей или предметов — это понимание того, что они существуют и в том случае, если их нельзя увидеть. Дети осознают, что, хотя игрушка пропала из поля зрения, а мама ушла в другую комнату, все равно игрушка существует, а мама исчезла не навсегда. Осознание постоянства людей появляется у малышей прежде, чем они могут осознавать постоянство предметов, но происходит это при том условии, что о них заботятся родители. Если же ребенок больше проводит время с игрушками, то понимание постоянства предметов развивается первым. На третьей стадии дети могут «угадывать» местоположение движущихся объектов. Более полным становится понимание постоянства людей и предметов уже на четвертой стадии. Стадия координации вторичных схем (восьмой-двенадцатый месяцы). В этом возрасте малыши проявляют первые умения предвосхищать события. В качестве иллюстрации этой стадии Ж. Пиаже описал страх и плач своей дочери, когда ей помазали спиртом небольшую царапину: спустя два дня, словно предугадывая дальнейшие события, девочка начинала плакать уже тогда, когда ее мама брала пузырек в руки. Представленные стадии демонстрируют особое значение взаимодействия созревания и опыта и активной адаптивной роли ребенка в собственном научении. Для Пиаже ребенок — маленький исследователь, открывающий для себя мир предметов и социальных отношений. Согласно Н. Хомскому, человек обладает врожденными языковыми структурами. Врожденный Механизм Овладения Языком (Н. Хомский) позволяет детям избирательно перерабатывать получаемую извне языковую информацию. Слыша речь других людей, дети бессознательно выводят из услышанного грамматические правила и в соответствии с ними строят собственные высказывания. Этот процесс имеет определенную стадиальность: вначале усваиваются простейшие речевые формы, и только на их основе — более сложные, соответствующие нормам грамматики усваиваемого языка. Дети с рождения включаются в процесс общения. Если первый плач новорожденного имеет рефлекторный характер, то уже в месяц он плачет с определенной целью: чтобы сообщить о голоде, о неприятных ощущениях, из желания обратить на себя внимание взрослых. Основными механизмами речевого развития в младенчестве становятся подражание и подкрепление. Подражание лежит в основе овладения звуковым богатством языка и его словарным запасом. Подкрепление же выступает как сильно действующий компонент научения — дети будут прибегать к использованию тех речевых средств, которые помогли им достичь желаемого результата. В два-три месяца ребенок начинает экспериментировать с гласными звуками, «пропевая» их: «э-э-э», «о-о-о», «а-а-а». Исследователи считают воркование «вокальной игрой» и утверждают, что оно появляется тогда, когда дети чувствуют себя комфортно. Шестимесячный ребенок постепенно расширяет число произносимых звуков, начиная со случайного лепета и добавляя к доязыковым навыкам некоторые согласные звуки. Произношение последних требует более четкого контроля за языком и губами, чем гуление. Теперь ребенок комбинирует гласные и согласные звуки, произнося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да». Эти звуки и их сочетания пока еще неосмысленны и случайны, но имеют важное значение, поскольку благодаря им дети развивают звукопроиз-ношение. К восьми месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка. Плач, гуление или лепет одинаковы у малышей всех национальностей. Стадия усложнения лепета продолжается примерно до года. К этому времени они осваивают звуки родного языка и могут воспроизводить их по своему усмотрению. Данный этап речевого развития получил название автономной детской речи. Особенностями автономной речи являются ее ситуативность и многозначность. Это значит, что одним словом дети обозначают целую ситуацию и употребляют его в нескольких значениях. Слова автономной речи могут отдаленно напоминать взрослую речь — если составляются из начальных и последних слогов слова, а могут и вовсе не иметь с ней никакого сходства («ням-ням», «бай-бай»). Взрослым не следует поощрять автономную речь и самим ею пользоваться. Правильнее «не понимать» детей, стимулируя их изъясняться с. помощью грамматических норм родного языка. Согласно Л. С. Выготскому, развитие речи связано с аффективным напряжением. Подобное напряжение возникает, когда нарушается равновесие между возможностью ребенка изъясниться и готовностью взрослого принять его способ речевого общения. Требуемый взрослым уровень речевых действий детей должен быть ориентирован на зону их ближайшего речевого развития.
Динамика речевого развития
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.38 (0.007 с.) |