Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория психосексуального развития 3. Фрейда И85Б—19391Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3. Фрейд сделал два неожиданных для общественности того времени открытия — сексуального и бессознательного начала в ребенке. Кроме того, предложенная им топографическая структура личности, включающая три компонента «Ид», «Эго», «Супер-эго» позволила установить динамику оформления каждого компонента и влияющие на них факторы. При разработке психосексуальной теории развития Фрейд исходил из следующих посылок: 1. опыт, который приобретается человеком в жизни, должен пройти через его тело; 2. источником развития ребенка является сексуальное влечение. Влечение — центральное понятие психоанализа. Структура влечения включает: побуждение или желание; цель, которая должна быть достигнута; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; орган тела, в котором побуждение возникает (эрогенная зона). Влечение имеет амбивалентный характер, определяемый двумя полюсами: положительным — эрос, отрицательным — тонатос. Удовлетворение влечения есть. генетическая задача каждого возрастного периода. Если данная задача не решается, то затрудняется переход на другую возрастную стадию. В силу изменения структурных элементов влечения были выделены пять стадий психосексуального развития. 1. Оральная стадия (младенческий возраст). Удовлетворение сексуальной потребности реализуется через рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. При этом у ребенка могут быть желания, которые не могут быть удовлетворены. В данном случае возникает фрустрация. Естественно, психологи стремятся к предупреждению возможности фрустрированного развития. В этой связи появляется концепция объектных отношений, суть которой в разработке правил, устанавливающих отношения между ребенком и взрослым. Джон Боулби — английский врач, психоаналитик, считает, что в основе таких отношений должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек испытывает чувство безопасности и комфорта. Это относительно продолжительные узы, в которых партнер важен как личность и незаменим никем другим. По мнению другого психоаналитика Рене Спитца, в развитии ребенка формируется аффективный диалог с матерью — сложный многозначный невербальный процесс, оказывающий влияние и на мать, и на младенца. Английский педиатр Д. Винникотт в книге «Маленькие дети и их матери» утверждает, что нет такой вещи, как младенец. Высказывания о младенце есть высказывания о его матери. Понятие «хорошая мать» — мать, которая может эффективно зеркалить своего ребенка. Термин «отзеркаливание» следует понимать как способность отражать до мельчайших нюансов потребности ребенка. По мнению американского психолога X. Когута (основателя «Теории самости»), в конце этого возраста происходит переход либидоносной энергии от субъекта к объекту. При этом часть этой энергии должна остаться и быть направлена на развитие самости. Для этого необходимо удовлетворение трех базовых потребностей: 1. потребности быть отраженным в другом человеке). Хорошо «зазеркаленные» дети уверены, что их любят, понимают, они самые лучшие. Их самоуважение закрепляется навсегда; 2. потребности в идеализации: хотя бы один из родителей должен представляться ребенку самым умным (идеальным); 3. потребности быть похожим на других: ее удовлетворение формирует чувство социальной принадлежности. В случае фрустрированного развития и неотработки оральной потребности возможно агрессивное поведение ребенка, проявляющееся в кусании, плевании, цепляний, а также «застревание» на данной стадии. Застревание проявляется в том, что взрослый человек использует различные способы «отработки» сосательного рефлекса — курит, грызет ногти, ручку и т. п. Как видно, психоаналитики чрезвычайно серьезно относятся к развитию ребенка в первые месяцы его жизни, отводя колоссальное значение в этом развитии матери. 2. Анальная стадия (1 — 3 года) связана с приучением ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как подарок, другие привлекают внимание родителей задержкой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх я» (требования родителей к опрятности). Закладываются такие черты характера как пунктуальность, аккуратность. В случае фрустрированного развития формируются скрытность, склонность к коллекционированию, возможно агрессивное поведение, проявляющееся в стремлении к разрушению, в разбрасывании вещей, в жестокости по отношению к другим. 3. Фаллическая стадия (3 — 5 лет). Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляются: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «комплекс Электры», выраженные как влечение к родителю противоположного пола. Примерно в 5 лет происходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается развитие личности. Фрустрированное прохождение фаллической стадии чревато развитием хвастовства, зазнайства, властолюбия. 4. Латентная стадия (5—12 лет). У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе. Однако, если не были разрешены комплексы фаллической стадии, может возникнуть «семейный роман» — ребенок придумывает себе других родителей, стремясь таким путем снять фрустрирующие факторы. «Издержками» латентной стадии могут быть различные нарушения поведения (асоциальное поведение). 5. Генитальная стадия (12 — 18 лет — подростковый возраст). Мощным фактором развития становится половое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чувства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги). Такое понимание развития представлено в теории Фрейда. В числе проблем, которые она охватывает, особо надо выделить проблему формирования характера. В частности, согласно психоанализу, люди делятся на оптимистов и пессимистов в зависимости от того, как удовлетворяются их потребности. Кормление ребенка (удовлетворение сосательного инстинкта) в младенчестве может повлиять на становление его характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.007 с.) |