Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация в юношеском возрасте

Поиск

 

Самым влиятельным фактором социализации является семья: социальное положение, род занятий, уровень образованности, материальный уровень родителей, состав семьи, стиль взаимоотношений в значительной мере являются определяющими. Так, успеваемость детей, чьи родители имеют; высшее образование, в три раза выше, чем у других детей. Установлены следующие механизмы семейной социализации:

1. подкрепление — родители поощряют нормативное поведение, «внедряют» в сознание юношества определенную систему норм;

2. идентификация — отождествление юношеского поведения с родительским на основе подражания;

3. понимание — родители формируют самосознание, коммуникативные качества и черты характера, опираясь на систему потребностей своих детей, на их психологические особенности;

4. ролевая взаимодополняемость — семейная социализация не сводится к «парному» взаимодействию родителей с детьми: у самостоятельных, решительных, инициативных родителей дети могут не иметь подобных качеств, несмотря на постоянное присутствие положительного образца; и наоборот, образ слабой, нерешительной мамы может актуализировать самостоятельность и покровительственно-защищающее поведение ее сына;

5. психологическое противодействие (выходящее за рамки возрастного негативизма) — опекаемый юноша может выработать мощную тягу к самостоятельности, воспитывавшийся в жестких дисциплинарных рамках может стать непокорным бунтарем. Таким образом, конкретные психологические особенности родительской семьи оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на личностное развитие юношей. Но особенно важными в этом процессе становятся эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон может быть представлен в семье теплыми, доброжелательными отношениями (родительской любовью) и поощрением как средством воздействия; или малой эмоциональностью и дисциплинирующими средствами — строгостью и наказанием. Юноша, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, на формирование устойчивого положительного образа «Я», равно как и на выстраивание успешных взаимоотношений с другими людьми. Известно, что следствием недостатка родительской любви становятся психосоматические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, умственной деятельности и учебе, даже безотчетная, немотивированная жестокость к другим людям.

Однако следует помнить, что пик родительского влияния приходится на первые годы жизни. При всей важности семьи как средства социализации юность — период автономизации от родителей. Автономизация может быть как полной так и парциальной. Кроме того, различают следующие виды автономизации:

эмоциональная (проявляется как ослабление эмоционального контакта с родителями);

поведенческая (культивируются собственные манеры и правила поведения);

нормативная (устанавливается собственная, отличная от родительской система ценностей и правил взаимоотношений).

Наибольшая автономия от родителей устанавливается в сфере досуга, развлечений, потребительских ориентации.

В целом степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. И родители, и дети часто неверно представляют себе самооценки и оценки друг друга. Как правило, каждая сторона ожидает от другой завышенных требований, и следовательно, более низкой внешней оценки собственных действий. Со стороны сверстников юноши рассчитывают получить подтверждение своих достоинств. Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности.

Юношеская дружба функционально моделируется от проведения времени до исполнения психотерапевтической функции. И в этом ее главная особенность — она носит исповедальный характер. Для юношей типична идеализация друзей и самой дружбы. Психологическая близость с друзьями в юности максимальна, от их оценок юноша ждет максимального сходства с его самооценкой (ачаще — превышения). Заметим, что от родителей и одноклассников ждут критических оценок. Это означает, что юношеская дружба призвана выполнять функцию поддержания самоуважения. В дружбе сохраняются и ее подростковые функции. Она остается каналом информации, специфическим видом деятельности и видом эмоциональных контактов. Юношеская дружба уникальна еще и потому, что, как первая самостоятельно выбранная привязанность, часто включает любовь. Велика и почти ненасыщаема юношеская потребность в любви. Порой, в ученическом классе она приобретает характер эпидемии — все влюбляются в одного. Психология юношеской группы тесно связана с личностными особенностями ее членов. Значимы половозрастные различия проявления юношеской любви. Так, потребность в интимной дружбе у девочек возникает примерно на два года раньше, девичьи критерии дружбы тоньше, девочки имеют меньше друзей своего пола и возраста, они ориентированы на более взрослых. Дуализм любви и секса проявляется резче у мальчиков. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной предельно десексуализированы, с другой — они находятся во власти сильного диффузного эротизма. Для мальчиков характерна фаза так называемой гиперсеку-альности (начинается в подростничестве и длится еще два-три года после завершения пубертата). Этот период характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов.

Женская сексуальность отличается психологически: соотношение чувственности и нежности иное. Вначале появляется потребность в психологической близости, а на ее основе — эротические чувства. Возможно социальное объяснение этих различий: в большинстве европейских культур проявление сексуальности у мужчин поощрялось, женщине же отводилась пассивная роль.

Согласно Э. Шпрангеру, юношеская любовь сочетает две глубоко отличных по качеству переживаний стороны любви-эротики и сексуальности. Эротика, или эстетическая любовь, представляет собой единение с психическим миром другого человека, вчувствование в психические состояния другого. Ее вершиной является «созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, на совместном переживании ценностей». В юношеском возрасте любимый человек идеализируется, становится символом незапятнанности и исключительности. Шпран-гер пишет, что источником силы юношеского эроса «...является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен». Сексуальность же проявляется как комплекс психических и телесных переживаний и влечений, сопровождающихся чувственным наслаждением. Первые сексуальные переживания могут сопровождаться стыдом, страхом, даже ужасом, вызванными запрещенностью ощущений. При этом, как отмечает Шпрангер, «лихорадочное, знойное возбуждение исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии». В сознании подростка эротика и сексуальность отделены и отдалены друг от друга. Сексуализация эротического может необратимо разрушить юношескую любовь, но может стать одним большим новым переживанием, появление которого будет симптомом зрелости.

В юношеских увлечениях реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности. Средством культивирования этого чувства является юношеская субкультура, проявляющаяся в собственном сленге, поведенческих манерах, одежде. Важное средство для того, чтобы быть «своим» — мода. Мода для юношей — это средство коммуникации и идентификации, средство приобретения статуса в своей среде, средство самовыражения.

Краткое содержание и выводы

■ Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной

стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка,?олее разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену социума. Все стороны развития в подростничестве подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

■ Подростковый возраст признан одним из самых трудных детских возрастов, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

■ У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. п. Изменяется характер отношений со старшими: в них подросток ориентирован на мораль равенства. Довольно часто в этом возрасте происходит временная психологическая автономизация подростка от родителей и педагогов, их влияние на подростка снижается, при усилении влияния сверстников. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением.

■ У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, через освоение «взрослых» форм поведения.

■ Таким образом, к числу типичных особенностей подросткового возраста могут быть отнесены: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

■ Юность — промежуточный этап развития человека между детств'ом и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

■ Важнейшую роль в формировании личности в юности играет «Я-концепция». Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.011 с.)