Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация в юношеском возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Самым влиятельным фактором социализации является семья: социальное положение, род занятий, уровень образованности, материальный уровень родителей, состав семьи, стиль взаимоотношений в значительной мере являются определяющими. Так, успеваемость детей, чьи родители имеют; высшее образование, в три раза выше, чем у других детей. Установлены следующие механизмы семейной социализации: 1. подкрепление — родители поощряют нормативное поведение, «внедряют» в сознание юношества определенную систему норм; 2. идентификация — отождествление юношеского поведения с родительским на основе подражания; 3. понимание — родители формируют самосознание, коммуникативные качества и черты характера, опираясь на систему потребностей своих детей, на их психологические особенности; 4. ролевая взаимодополняемость — семейная социализация не сводится к «парному» взаимодействию родителей с детьми: у самостоятельных, решительных, инициативных родителей дети могут не иметь подобных качеств, несмотря на постоянное присутствие положительного образца; и наоборот, образ слабой, нерешительной мамы может актуализировать самостоятельность и покровительственно-защищающее поведение ее сына; 5. психологическое противодействие (выходящее за рамки возрастного негативизма) — опекаемый юноша может выработать мощную тягу к самостоятельности, воспитывавшийся в жестких дисциплинарных рамках может стать непокорным бунтарем. Таким образом, конкретные психологические особенности родительской семьи оказывают как непосредственное, так и опосредованное влияние на личностное развитие юношей. Но особенно важными в этом процессе становятся эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон может быть представлен в семье теплыми, доброжелательными отношениями (родительской любовью) и поощрением как средством воздействия; или малой эмоциональностью и дисциплинирующими средствами — строгостью и наказанием. Юноша, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, на формирование устойчивого положительного образа «Я», равно как и на выстраивание успешных взаимоотношений с другими людьми. Известно, что следствием недостатка родительской любви становятся психосоматические нарушения, невротические расстройства, трудности в общении, умственной деятельности и учебе, даже безотчетная, немотивированная жестокость к другим людям. Однако следует помнить, что пик родительского влияния приходится на первые годы жизни. При всей важности семьи как средства социализации юность — период автономизации от родителей. Автономизация может быть как полной так и парциальной. Кроме того, различают следующие виды автономизации: — эмоциональная (проявляется как ослабление эмоционального контакта с родителями); — поведенческая (культивируются собственные манеры и правила поведения); — нормативная (устанавливается собственная, отличная от родительской система ценностей и правил взаимоотношений). Наибольшая автономия от родителей устанавливается в сфере досуга, развлечений, потребительских ориентации. В целом степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. И родители, и дети часто неверно представляют себе самооценки и оценки друг друга. Как правило, каждая сторона ожидает от другой завышенных требований, и следовательно, более низкой внешней оценки собственных действий. Со стороны сверстников юноши рассчитывают получить подтверждение своих достоинств. Значимость родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Юношеская дружба функционально моделируется от проведения времени до исполнения психотерапевтической функции. И в этом ее главная особенность — она носит исповедальный характер. Для юношей типична идеализация друзей и самой дружбы. Психологическая близость с друзьями в юности максимальна, от их оценок юноша ждет максимального сходства с его самооценкой (ачаще — превышения). Заметим, что от родителей и одноклассников ждут критических оценок. Это означает, что юношеская дружба призвана выполнять функцию поддержания самоуважения. В дружбе сохраняются и ее подростковые функции. Она остается каналом информации, специфическим видом деятельности и видом эмоциональных контактов. Юношеская дружба уникальна еще и потому, что, как первая самостоятельно выбранная привязанность, часто включает любовь. Велика и почти ненасыщаема юношеская потребность в любви. Порой, в ученическом классе она приобретает характер эпидемии — все влюбляются в одного. Психология юношеской группы тесно связана с личностными особенностями ее членов. Значимы половозрастные различия проявления юношеской любви. Так, потребность в интимной дружбе у девочек возникает примерно на два года раньше, девичьи критерии дружбы тоньше, девочки имеют меньше друзей своего пола и возраста, они ориентированы на более взрослых. Дуализм любви и секса проявляется резче у мальчиков. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной предельно десексуализированы, с другой — они находятся во власти сильного диффузного эротизма. Для мальчиков характерна фаза так называемой гиперсеку-альности (начинается в подростничестве и длится еще два-три года после завершения пубертата). Этот период характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов. Женская сексуальность отличается психологически: соотношение чувственности и нежности иное. Вначале появляется потребность в психологической близости, а на ее основе — эротические чувства. Возможно социальное объяснение этих различий: в большинстве европейских культур проявление сексуальности у мужчин поощрялось, женщине же отводилась пассивная роль. Согласно Э. Шпрангеру, юношеская любовь сочетает две глубоко отличных по качеству переживаний стороны любви-эротики и сексуальности. Эротика, или эстетическая любовь, представляет собой единение с психическим миром другого человека, вчувствование в психические состояния другого. Ее вершиной является «созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, на совместном переживании ценностей». В юношеском возрасте любимый человек идеализируется, становится символом незапятнанности и исключительности. Шпран-гер пишет, что источником силы юношеского эроса «...является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен». Сексуальность же проявляется как комплекс психических и телесных переживаний и влечений, сопровождающихся чувственным наслаждением. Первые сексуальные переживания могут сопровождаться стыдом, страхом, даже ужасом, вызванными запрещенностью ощущений. При этом, как отмечает Шпрангер, «лихорадочное, знойное возбуждение исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии». В сознании подростка эротика и сексуальность отделены и отдалены друг от друга. Сексуализация эротического может необратимо разрушить юношескую любовь, но может стать одним большим новым переживанием, появление которого будет симптомом зрелости. В юношеских увлечениях реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности. Средством культивирования этого чувства является юношеская субкультура, проявляющаяся в собственном сленге, поведенческих манерах, одежде. Важное средство для того, чтобы быть «своим» — мода. Мода для юношей — это средство коммуникации и идентификации, средство приобретения статуса в своей среде, средство самовыражения. Краткое содержание и выводы ■ Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка,?олее разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену социума. Все стороны развития в подростничестве подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. ■ Подростковый возраст признан одним из самых трудных детских возрастов, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. ■ У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. п. Изменяется характер отношений со старшими: в них подросток ориентирован на мораль равенства. Довольно часто в этом возрасте происходит временная психологическая автономизация подростка от родителей и педагогов, их влияние на подростка снижается, при усилении влияния сверстников. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. ■ У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, через освоение «взрослых» форм поведения. ■ Таким образом, к числу типичных особенностей подросткового возраста могут быть отнесены: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. ■ Юность — промежуточный этап развития человека между детств'ом и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. ■ Важнейшую роль в формировании личности в юности играет «Я-концепция». Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.011 с.) |