Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные изменения психических функций в зрелом возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно Б.Г. Ананьеву, зрелость физическая, личностная, познавательная и профессиональная по срокам не совпадают, ибо процесс развития гетерохронен. В возрастной период зрелости физические возможности человека приобретают не самые лучшие показатели, тем не менее, могут оставаться еще довольно высокими. Познавательные возможности по многим параметрам ниже, чем в предыдущие возрастные периоды, однако для реализации познания привлекаются приемы, выработанные жизненным опытом. Экспериментально установлено, что зрелые люди имеют высокий уровень проявления аттенционных способностей: они могут концентрировать внимание даже в неблагоприятных условиях, удерживая его на предмете. Хорошие показатели имеет интеллектуальная деятельность: зрелые люди в совершенстве владеют логическими формами мышления, дедуктивной логикой, умственные операции доведены ими до совершенства, хорошо развито рефлексивное мышление. Одновременно они начинают испытывать проблемы с функционированием памяти — наступает возрастная амнезия, выражающаяся как забывчивость в несущественных вопросах. Чаще всего забываются отдельные понятия, запланированные действия, случаются «пропажи» вещей. Подобные сигналы требуют дополнительных форм организации своей деятельности: ведения записей, использование «шпаргалок» на видных местах и т. п. Кульминационного этапа в зрелом возрасте достигает личностное развитие. Автору запомнилась ситуация, когда одна из слушательниц при измерении собственной самооценки получила «зашкаливающий» результат завышенной самооценки. Диагностическая методика была построена на сличении «Я-реального» и «Я-идеального». Совсем не смутившись, слушательница объяснила ситуацию тем, что она всю свою сознательную жизнь «делала» свою личность, и к зрелой поре достигла совершенства. Согласуясь с этой логикой, можно говорить о возможности достижения личностью высокой продуктивности в индивидуальной и общественной жизни, развитии ее способностей, о высоком уровне организации деятельности, устойчивости ценностей, сформированности мотивационно-потребностной сферы и структуры личности в целом. Важнейшим признаком зрелости считается осознание личностью ответственности и стремление к ней. На ответственности зрелых людей зиждется общественная мораль. Зрелые ценности являются эталонными для общества. Между тем существуют некоторые деструктивные феномены зрелости. Один из существенных — «сгорание на работе». Это явление может сопровождать тех, чей труд связан с оказанием помощи другим людям, кто усердно трудился и отдавал свои силы, не заботясь об отдыхе и здоровье; тех, кто не был мотивирован содержанием своей профессиональной деятельности, или тех, кто был вынужден приспосабливаться к неблагоприятным условиям труда. «Сгорание» может проявляться как эмоциональное истощение, появление равнодушия к результатам деятельности, исчезновение влечений и желаний, причем не только в сфере трудовой деятельности. Распространенными симптомами «сгорания» становятся физическое истощение, психосоматические заболевания, пассивность. При отсутствии возможности смены места работы таким людям следует научиться отделять свою личную жизнь от профессиональной, сформировать новые интересы, способные выступить в качестве компенсаторных мотивов. Задача близких людей — поддержка и понимание. Надо сказать, что она не из простых, ибо довольно часто близкие относят деструктивное поведение другого на свой счет. В данной ситуации незаменимой может оказаться помощь психолога. В качестве особой причины «сгорания» необходимо отдельно отметить угрозу потери работы. Сегодняшние объявления о приеме на работу в абсолютном большинстве приглашают лиц до 35 лет; зрелый возраст становится невостребованным. Опыт и мастерство, обретенные к этому возрасту, мало защищают от возможности сокращения. Ощущение нестабильности выступает фрустрирующим фактором и, в свою очередь, сказывается на работоспособности. Разумеется, данная проблема должна решаться, прежде всего, на государственном уровне, тем не менее, возможна корректировка состояния и поведения путем дополнительных мотиваторов жизни, находимых в новых видах занятий, «страхующих» человека на (случай потери работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.122 (0.007 с.) |