Молодость как студенческая пора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодость как студенческая пора



 

Для значительного количества молодых людей на период молодости выпадает замечательная студенческая пора. Студенчество — особая веха, культивируемая и хранимая памятью человека на протяжении всей жизни. Уникальность студенчества как жизненного периода сделала это слово нарицательным для ряда социальных и психических явлений (в психологии встречается даже определение типа памяти — студенческая). Студенчество— резерв интеллигенции, поведение и взаимоотношения молодых людей этой категории предполагают соответствующие характеристики. Это время романтичное и рациональное одновременно. Романтизм ему придают особая студенческая дружба «навеки» и нежная влюбленность, а рационализм — серьезная подготовка к профессии, когда упущенные возможности делают затруднительным последующий карьерный рост. Понять место студенчества в профессиональном становлении поможет представленная Д. Супером стадиальность профессионального роста.

1. Первая стадия кристаллизации приходится на юношеский возраст, в котором происходит выбор привлекательного профессионального направления, порой вне зависимости от реальных способностей.

2. Вторая стадия спецификации приходится на начало молодости (студенчество) — пору обучения профессии.

3. Третья стадия реализации у многих молодых людей совпадает с возрастом 23 — 24 года: они поступают на работу, меняют ее, еще не привязаны к месту, пребывают в состоянии поиска.

4. Четвертая стадия стабилизации — 24 — 35 лет, в это время происходит профессиональный рост в какой-либо области.

5. Пятая стадия консолидации продолжается с 35 лет до ухода на пенсию. Человек добивается наивысших результатов, становится мастером в выбранном деле.

Таким образом, студенчество представляет стадию спецификации, обучения профессии, что требует существенных интеллектуальных и физических затрат. Студенчество — период неоднородный по своим характеристикам. Так, интеллектуальные и коммуникативные возможности студентов младших курсов уступают соответствующим характеристикам выпускников. В исследованиях обнаружен ряд трудностей общения первокурсников. В их числе:

— трудности установления взаимоотношений с -" людьми старшими по возрасту;

— трудности выступления перед большой аудиторией;

— трудности построения аргументации.

Первокурсники обнаруживают склонность к воспроизведению деятельности по образцу. Эта особенность предписывает преподавателю строить учебную лекцию как завершенную дидактическую единицу, в определенной логической последовательности, представляя материал в образцовой структуре. Несмотря на длительный период школьного обучения, ряд студентов не владеет отдельными учебными действиями, в частности — не умеет выделить в качестве предмета запоминания собственно познавательное содержание текста и запоминает сюжет; не умеет аргументированно выстраивать ответ и т. п.

Существуют и определенные различия в мотивации учебной деятельности студентов. Позитивным стимулятором учения является мотив достижения. Он переживается как стремление к успеху, готовность к интеллектуальному напряжению для его достижения. Мотив достижения стимулирует улучшение достигнутых результатов, овладение современными технологиями, занятия научной работой. Мотив достижения коррелирует у студентов с креативностью и автономностью при принятии решений, что квалифицирует людей, склонных к занятиям научной деятельностью. В личностном плане такие студенты характеризуются высокой активностью, инициативностью, стремлением к решению трудных задач, в том числе и жизненных. Другая категория студентов мотивирована избеганием неудачи. Для них типично стремление «не высовываться»; они, как правило, следуют инструкции, не доверяя себе при принятии решения относительно способов выполнения учебной работы. Замечено, в частности, что данная категория студентов испытывает значительные затруднения при интерпретации результатов психологической диагностики, проявляя неготовность принять то или иное решение.

Важным мотивом выступает мотив аффилиации, понимаемый как открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Мотив аффилиации рассматривается как наиболее типичный для студенческого возраста: студенческая жизнь мыслится исключительно как взаимодействие и взаимовыручка в сообществе. Отделяющийся от группы студент восприни-. мается как «странный», он непонятен и в определенном смысле неблагополучен. Наряду с традиционными мотивами студенчества следует отметить те, что стали специфичными в современном российском обществе. Речь в данном случае идет о несколько неадекватной мотивации, побуждающей молодых людей учиться в вузах без особого на то желания, а лишь для того, чтобы избежать призыва в армию. Произошедшая в сознании многих родителей да и молодых людей метаморфоза отношения к службе в вооруженных силах обусловлена, прежде всего, факторами «горячих точек» и «дедовщины». Отсутствие познавательного интереса превращает годы учения в отбывание, сессии сдаются посредственно, студенческая жизнь не приносит радости. Нельзя уйти и от явления дискредитации высшего образования, связанного с повсеместным открытием негосударственных учебных заведений, где плата за обучение становится почти полной гарантией получения диплома. Указанные явления известны сегодня всем и игнорировать их нельзя. Они требуют решения на государственном уровне.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.006 с.)