Качественные изменения в познавательной сфере подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные изменения в познавательной сфере подростка



Ж. Пиаже указывал, что в возрасте от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ребенка: он освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам, начиная оперировать гипотетико-дедуктивным (теоретическим) мышлением. По мнению Л.С. Выготского, главное в развитии мышления подростка — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя — вот что приносит с собой мышление в понятия» (Л.С. Выготский).

Приступая к усвоению основ наук, подросток должен научиться рассуждать теоретически. Учебный материал требует высокого уровня развития мыслительной деятельности и, в свою очередь, направлен на развитие интеллекта. В этой связи в развитии мышления подростка отмечаются следующие изменения:

— появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки;

— появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление);

— развивается операция абстрагирования, мышление становится теоретическим;

— развивается критичность как качество мышления; при этом существует опасность появления критиканства — подростки любят искать ошибки в речи учителя, в тексте учебника, иронизировать над взрослыми;

— происходит интеллектуализация процессов восприятия, они становятся аналитичными — это важно для успешного чтения чертежей, схем, моделей, для их содержательного анализа;

— появляется новое отношение к интеллектуальным задачам: подростки интересуются трудными задачами, требующими рассуждений, сложных логических ходов.

Существенные изменения происходят в мнемичес-кой деятельности подростков: если установкой младших школьников при запоминании было повторение, то у подростков — понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков — растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно применяют приемы осмысленного и опосредованного запоминания, мнемотехнические приемы. Однако учителю следует развивать навыки логической обработки материала, учить приемам выделения смысловых опор, установления ассоциаций, составлению плана, смысловой группировки и т. д.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. Наиболее выраженные увлечения подростка:

— интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям — истории, литературе, музыке, рисованию и т. п.);

— эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

— телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

— накопительские увлечения (коллекционирование разного рода);

— информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это — увлечение Интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

— эгоцентрической (интерес подростка к собственной персоне);

— доминанты дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

— доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т. п.);

. — доминанты романтики (стремление к риску, неизвестности, к приключениям, авантюрным поступкам).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.006 с.)