Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демонстративная (истероидная) акцентуация

Поиск

Главные черты данного типа — эгоцентризм и жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Принимается любая реакция окружающих, даже негодование, только бы не остаться незамеченным. В школе можно наблюдать, как истероидные дети любыми средствами добиваются замечания учителя, получая от этого удовлетворение и успокаиваясь на время. Для привлечения к себе внимания истероид не гнушается никакими средствами, в том числе фантазированием и даже лживостью. С наступлением пубертата истероидные черты обычно заостряются. Излюбленным приемом истероида являются суицидальные демонстрации. Их причиной обычно служат уязвленное самолюбие, отсутствие внимания. Другая причина суицидальной демонстрации — избежать ответственности и наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание. Сама же суицидальная демонстрация, с переживаниями окружающих, любопытством случайных свидетелей, дает колоссальное удовлетворение истероидному эгоцентризму.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на лидерство, но истинным лидером такой тип быть не способен, ибо не всегда содержателен и интересен сверстникам. Поэтому истероидные подростки часто меняют компании. Увлечения почти целиком связаны с тем, что дает возможность покрасоваться перед другими. Очень любят выступать на сцене. Самооценка истероидных подростков часто завышена.

Неустойчивая акцентуация

В детстве представители этого типа отличаются непослушанием и непоседливостью, при этом боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время надо следить. Все дурное словно липнет к ним. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Они рано начинают курить, тянуться к уличным компаниям. В подростковом возрасте их стихия—хулиганство, алкоголь и другие дурманящие средства. Реакция эмансипации у них опять же связана с желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К проблемам семьи равнодушны.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. Но виды хобби, требующие напряжения, их не привлекают.

Они не способны ни на искреннюю любовь, ни на преданную дружбу. Компания для развлечений предпочтительнее всего.

Побеги из дому для них часто выступают средством снятия всех проблем, способом избежать неприятностей или отсрочить наказание. Повторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, желанием избавиться от всякого труда тягой к «свободной жизни».

Конформный тип акцентуации

Основная черта этого типа — готовность подчиниться большинству, консерватизм. Конформисты — люди своей среды. Их главное жизненное правило — быть «как все», (под «всеми» подразумевается непосредственное окружение). Характерно, что конформизм сочетается с некритичностью, с которой воспринимается все, что происходит вокруг.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все». Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой.

«Лоскутные» (смешанные) акцентуации

Смешанные типы представляют почти половину случаев явных акцентуаций. Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны: они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других — практически никогда. Как правило, проявления одних акцентуаций не балансируются проявлениями других, а усугубляются ими. Поэтому коррекционная работа со смешанными акцентуациями особенно затруднительна.

Между тем, следует помнить, что акцентуированные характеры, являющие собой пограничные состояния подростков, требуют особого внимания со стороны

взрослых. Важно не допускать ситуаций, провоцирующих переход акцентуаций в психопатии. Важно также не провоцировать проявления, типичные для данных акцентуаций. Коррекционная работа с акцентуированными подростками, как правило, оказывается действенной. Главное ее направление состоит в формировании сознательного самоконтроля мотивации и поведения.

 

6. Отклоняющееся поведение подростков

 

Отклоняющееся поведение получило название девиантного (девиация — отклонение). Если нормальное поведение предполагает взаимодействие детей и подростков с социумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям их развития и социализации, то отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с социумом, нарушающее его развитие и социализацию и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.

Девиации включают в себя девиантное, делинквент-ное и криминальное поведение. При подобной лексической дифференциации девиантное поведение можно охарактеризовать как антидисциплинарное. Его типичными проявлениями являются: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия, антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста уголовной ответственности. Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

— агрессивно-насильственное поведение (включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против человека);

— корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства);

— распространение и продажа наркотиков. Делинквентное поведение как правило связано с личностной деформацией (искажение ценностных ориентации, ослабление внутренней регуляции).

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

К контингенту Детско-подростковой дезадаптации относятся следующие категории детей:

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около полутора миллионов);

— дети-сироты, общее число которых превысило полмиллиона;

— социальные сироты.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. В качестве основных можно выделить биологические факторы, личностные особенности, социально-педагогические и социально-экономические факторы.

1. К биологическим факторам относятся:

генетические (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы). Особенно страшна наследственность, отягощенная алкоголизмом. Очень метко по этому поводу выразился И.М. Сеченов: «Алкоголь не промахивается».

психофизиологические (связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды);

физиологические (включающие в себя дефекты речи, недостатки конституционно-соматического склада человека).

2. Возрастные и личностные особенности. В каждый период развития ребенка формируются определенные психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдаются два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение к ней. При недостатке родительской любви развивается отчуждение в виде невротических реакций, эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, различных психических патологий. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. При несформированности системы нравственных ценностей подростка мотивы его действий принимают корыстную или потребительскую направленность. Такие подростки обычно инфантильны, примитивны в суждениях, неустойчивы, что лишает их самостоятельности и превращает в «легкую добычу» асоциальных и криминальных структур. Подростковый возраст, по мнению Л.С. Выготского, объединяет совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. И самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в разрыве связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

учебной декомпенсации — состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении отдельных предметов при сохранении общего интереса к школе;

школьной дезадаптации — на этой стадии наряду с возрастающими трудностями в обучении возникают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами и одноклассниками, учебных прогулов;

социальной дезадаптации — на этой стадии отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

криминализации среды свободного времяпрепровождения. Эта стадия наступает, например, при отчислении из школы детей пятнадцатилетнего возраста (что допускается законом «Об образовании»). По сути, отчисление из школы выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Появившаяся озлобленность толкает их в группы, где они получают подтверждение своим чувствам, несправедливое по их оценке отношение к ним бумерангом возвращается к окружающим.

Знание последовательности стадий наступления социальной дезадаптации и внимательное отношение. к каждой детской судьбе способно предупредить скатывание ребенка в пучину девиации.

Существенным социально-педагогическим фактором является неблагополучие семьи. Следует выделить неблагоприятные стили семейных взаимоотношений:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликты или двойную мораль: для семьи — одни правила поведения, для общества — другие;

нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

-— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной массы населения, неподкрепленность образованности и честности людей уровнем их достатка, безработицу, инфляцию, незащищенность большей массы населения и, как следствие, социальную напряженность. Указанные социальные явления деформируют сознание и нравственность молодежи и юношества, пагубно влияя на выбор ими способов поведения.

Последнее десятилетие обнажило и ужесточило проявления целого ряда деструктивных явлений в детско-юношеской среде.

Наркомания и токсикомания выступают как тупиковые варианты зависимостей, приводящие к личностной деградации. Рабская зависимость от наркотиков заставляет человека совершать аморальные, саморазрушающие поступки.

На почве наркомании совершаются преступления, т. к. в состоянии «ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. В качестве главных причин наркомании и токсикомании можно выделить:

— любопытство относительно действия наркотического вещества;

— стремление принадлежать к определенной группе;

— стремление к независимости, а иногда враждебное настроение по отношению к окружающим;

— возрастной авантюризм;

— достижение «творческого вдохновения»;

— достижение чувства полного расслабления;

— уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе, на работе пагубно влияет на окружающих.

Пьянство и алкоголизм. Для молодежи алкоголь является средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки. Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека Алкоголизм — это поступательное заболевание. Влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Обследование детей дошкольного возраста в детских садах Тюмени показало, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Суицидальное поведение (связанное с попыткой уйти из жизни) — это самое разрушительное поведение из всех анализируемых. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этого существуют особые причины:

— потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

-— уязвленное чувство собственного достоинства;

— крайнее переутомление;

— разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

— токсикомания и наркомания;

— отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

— состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением;

— эффективность и акцентуации характера. Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, за которой следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.014 с.)