Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психопатии и акцентуации характера у подростков.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование подросткового возраста в зарубежной психологии. Ядро психологии подросткового возраста составляют идеи С. Холла.Он считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества, сформулировал представление о переходности подростничества - периода "бури и натиска", выделил содержательно-негативные характеристики данного этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; обозначил позитивное приобретение возраста - "чувство индивидуальности". Его представления о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, глубоко вошли в психологию, поэтому С. Холла называют отцом психологии переходного возраста. В концепции психоанализа (З. Фрейд, 1856-1939; А. Фрейд, 1895-1982) подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся равновесие между структурами личности, детские конфликты возрождаются с новой силой. Крупный исследователь подросткового возраста Э. Шпрангер (1882-1963) также рассматривал этот период как кризисный. Содержанием кризиса является, по его мнению, освобождение от детской независимости. Он описал три типа развития отрочества: 1 тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение; 2 тип развития плавный, приобщение к взрослой жизни без серьезных сдвигов в собственной личности; 3 тип - активное и сознательное формирование и воспитание себя подростком, преодоление внутренних кризисов усилием воли. Э. Шпрангер положил начало исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков, дал психологическое описание эротики и сексуальности. Ш. Бюлер (1893-1974) акцентировала внимание на биологическом смысле пубертатного периода (период созревания, "негативная фаза"). Общая продолжительность пубертатной стадии у девочек - от 11 до 13 лет, у мальчиков - от 14 до 16 лет. Основные черты: повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, драчливость, капризы, неудовлетворенность собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, вышеперечисленные исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания. Во второй половине XX века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Э. Эриксон рассматривал подростковый возраст как ценный период для решения задачи личностного самоопределения, когда осуществляется стихийный поиск ответов на вопросы: "Кто я?", "Куда я иду?", "Кем я хочу стать?". Подростки могут испытывать пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада, бесцельности, иногда кидаются в сторону негативной идентичности, делинквентного поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает "ролевое смешение". Согласно концепции Ж. Пиаже в этот период окончательно формируется личность, строится программа жизни, для создания которой необходимо развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Подростки вступают в общество взрослых со своими планами и программами; желая преобразовать его, испытывают препятствия со стороны общества, возникает кризис адаптации.
Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психопатия – это такая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течении жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособляться к окружающей среде. О.В.Кербиков вывел три критерия психопатий - это тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выражаемость до степени, нарушающей социальную адаптацию. Леонгард предложил понятие “акцентуированной личности”, но т.к. личность – понятие слишком широкое, включающее в себя интеллект, способности, мировоззрение и т.п., целесообразнее было бы взять характер. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, а личность уже при повзрослении. При акцентуациях характера его особенности могут проявляться не везде и не всегда, он обнаруживаются только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже очень повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера не являются психиатрическим диагнозом, т.к. это вариант нормы.Акцентуации по степени выраженности бывают явные и скрытные. Динамика акцентуаций 1) Заострение черт акцентуированного характера в подростковом возрасте, в период их формирования с последующим их сглаживанием и компенсацией (переход от явной к скрытой); 2) Развертывание черт определенного типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказывающихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа; 3) Возникновение не для акцентуированного характера преходящих нарушений – девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний; 4) Трансформация типов акцентуаций характера в силу констуциональных заложенных механизмов или влияний среды 5) Формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влияний среды. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. I. Гипертимный: С детства отличаются большой подвижностью, общительные, болтливые, чрезмерно самостоятельные, склонны к озорству, недостаточное чувство дистанции в отношении ко взрослым. Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачняется вспышками раздражимости, гнева, агрессией. Склонность к самовольным отлучениям.Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремление к лидерству.Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомых. Алкоголизация предоставляет для них серьезную опасность, также к другим дурманящим средствам. II. Циклоидный тип: у типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели. Субдепрессия может сменяться обычным состоянием или периодом подъема, периоды подъема реже, чем субдепрессивным и не такие яркие. Слабые места: непереносимость одиночества, однообразная и размеренная жизнь, кропотливый труд, неразборчивость в знакомых. В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненных стереотипов. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая леность первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющая необходимость усвоить в короткий срок сессии гораздо большего, чем в школе – это ломает учебный стереотип. Переутомление и астения затягивают субдепрессивный период, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.Выраженные нарушения несвойственны. Но в периоды подъема склонность к алкоголизации. В субдепрессивном периоде возможен суицид: поведение в виде аффектных попыток или истинных покушений на самоубийство, если в это время подросток подвергся психическим травмам, укрепивших его в мыслях о своей неполноценности. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно. III. Лабильный тип: В детстве не выделяются среди сверстников. Часто болеют в детстве. Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Все наделены эмоциональной лабильностью (подростки). Настроение меняется часто, а повода для коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только резкие перемены, но и глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, желание к одиночеству или к шумным компаниям. Соответственно меняется отношение к будущему. Но эти подростки способны испытывать глубокие чувства. Способны на преданную дружбу.Чуткие ко всякому роду знакам внимания. Утраты тяжело переносятся.Сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживанием, иногда даже проявляют интерес к гомосексуальным связям.“Слабое место” - является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. IV. Астено –невротический тип: Тип, где области психопатий и неврозов соприкасаются. Отношение личности к своим переживаниям, нарушениям как к болезненным, чуждым. Заболевания хронические соматические – среди таких подростков акцентуации встречаются чаще у болеющих туберкулезом, пневмонией.С детства проявляют неврастенические признаки – беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание.С наступлением полового созревания черты сглаживаются. Или может впервые развернуться в подростковом возрасте. Главные черты: повышенная утомляемость, раздражимость, склонность к ипохондричности. Утомляемость при умственных занятиях. Раздражение по любому поводу изливается на окружающих. Аффектные вспышки связанны не с перепадами настроения, а отчетливо прослеживаются возрастные раздражители в процессе утомления. V.Сенситивный тип: с детства – пугливость, боязливость. Боятся темноты, животных, боятся оставаться одни. Не любят подвижных игр, шумных компаний, застенчивые. Но с теми, к кому они привыкли очень общительны. Отличаются послушанием. Школы пугаются. Учатся старательно, но боятся экзаменов, проверок, отвечать перед всем классом.Чрезвычайно впечатлительны и резко выраженное чувство собственного недостаточности. Рано формируется чувство долга, т.к. подчеркнутое следование идеалам и образу жизни взрослых. У себя видят много недостатков.Разборчивы в выборе приятелей, привязчивые в дружбе. Старших больше предпочитаю в качестве друзей.Увлечение – истинные, гармонирующие с характером и контрастные их настроению, обуславливающие реакции гиперкомпенсации (главное не цель, а результат).Суицид: повторяющиеся вспышки таких мыслей без осуществления каких-либо попыток; в критических ситуациях происходят инстинктные суицидные действия, лишенные всякой демонстративности.К алкоголизации не склонны. VI.Психастенический тип: в детстве проявляются незначительной и ограниченной робостью, пугливостью. Критический период для развертывание характера в первых классах. Первые требования к чувству ответственности.Главными чертами в подростковом возрасте является нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий ритуалов, представлений.Реакция гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Склонность к самоанализу распространена размышлениями по поводу мотивов своих поступков и действий.Спорт и ручные навыки даются плохо.Суицидальное поведение в трудных ситуациях отсутствует. Вместо этого навязчивость, мудрствование. VII.Шизоидный тип: Им присуще такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоположных черт холодности и утонченности, упрямства и податливости. Шизоидные черты выявляются в раннем возрасте. У подростков усиливается замкнутость, отгороженность бросается в глаза. Сами чаще всего страдают от одиночества.Быстрая истощаемость в контакте. Неспособность к сопереживанию, холодность. Неумение убеждать своими словами других.Внутренний мир закрыт от посторонних, избранным лишь иногда приоткрывается. Внутренний мир заполнен увлечениями и фантазиями.Увлечения отличаются силой, устойчивостью и необычностью(интеллектуально-эстетическое хобби). Увлечениями делятся с немногими. Увлечения мануально-телесного типа направлены на стремление сгладить телесные недостатки.Суицидальное поведение не свойственно. Серьезные правонарушения могут совершать во имя группы.Недостаток интуиции и сопереживания, уход в мир фантазий и увлечений может достичь крайности (психопатий).
VIII. Эпилептоидный тип: Главная черта – склонность к дисфории, тесно связанная с ними аффектная взрывчатость, напряжения инстинктивной сферы, тугоподвижность, тяжеловесость, инертность. Дисфории затянутые отличаются злобно-тоскливой окраской. В одиночестве достигают успокоения. Поводом для аффектных разрядов служат даже всякие мелочи.В подростковом возрасте ревность в период дисфории заостряется.Склонны к сексуальным эксцессам, половое влечение сопряжено с садискими наклонностями. Могут вступать в гомосексуальные связи.Проявляют склонности к суициду, причиной которого может явиться ревность. Мстительность присуще подросткам этого типа. Они не прощают обид, в результате мщения испытывают радость от наблюдений за своим коварством. IX. Истероидный тип: главной чертой является – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания, восхищения, удивления, почитания, сочувствия, избирательная внушаемость. Лживость, фантазирование направлены на приукрашение своей персоны. Кажущая эмоциональность оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств.Истероидные черты с ранних лет. Не выносят дети, когда хвалят других. Игрушки быстро надоедают, желают привлечь к себе взоры.К подростковому возрасту заострение истерических чувств.Суицид демонстративный – демонстративное желание привлечь внимание или желание избежать наказание. Как правило, истероидному типу свойственно “бегство в болезнь”.Алкоголизация носит демонстративный характер X. Неустойчивый тип: безволие, когда дело касается учебы, труда. В детстве непослушание, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Им свойственно заикание, ночной энурез. С первых классов нет желание учиться, повышенная тяга к развлечениям, удовлетворению, праздности. Рано проявляется тяга к выпивке.В подростковом периоде стремятся высвободится из под родительской опеки.Неспособны сами себя занять. Увлечения информативно-коммуникативного типа.Суицидальная активность неустойчивая. Неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий стереотип. XI. Конформный тип: Психопатий этого типа не существует. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению. Постоянная готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, благонравие, склонность к ходячей морали, консерватизму. При этом низкий интеллект, как правило. Не критичность сочетается с конфликтностью. Не любят новое, не любят перемен, сложно адаптируются. Неинициативны.Слабое место – чрезмерная податливость, привязанность.Опасность для них представляет хронический алкоголизм. XII. Смешанный тип: Смешанные типа делятся на два класса – это промежуточные и альгамные. Промежуточные – это лабильно-циклоидный, конформно-гипертимный, сочетание лабильного с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротический с сенситивным и т.д. Формирование обусловлено эндогенными закономерностями. Альгамные – формируются как следствие напластования черт одного типа (лабильно-истероидный, эпилептическо-неустойчивый).
30.Отрочество как этап жизненного пути. Исследование подросткового возраста в зарубежной психологии. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.). Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.011 с.) |