Астено невротическая акцентуация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Астено невротическая акцентуация



Астено-невротический тип — такая разновидность акцентуаций, которая благоприятствует невротическим реакциям. На ее основе возможен «невроз развития». Главный критерий, помогающий отличить невротическое развитие от психопатийного, — это отношение личности к своим переживаниям и состояниям как к болезненным, чуждым, от которых надо избавляться. Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность, «минорное» настроение. Утомляемость особенно наблюдается во время умственных занятий. Умеренные физические нагрузки такими подростками переносятся лучше чем умственные, однако сильное, физическое перенапряжение может оказаться непереносимым. Раздражение по любому поводу легко изливается на окружающих и так же легко сменяется раскаянием. При этом типе акцентуации практически не бывает развития девиаций. Стремление к эмансипации от старших и тяга к группированию со сверстниками, не получают прямого выражения в силу астении и утомляемости. Самооценка при астено-невротической акцентуации обычно невысока. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. С наступлением полового созревания, физического возмужания невротические черты могут сглаживаться.

Сензитивная акцентуация

Сензитивная акцентуация формируется относительно поздно: чаще в возрасте шестнадцати-девятнадцати лет. В это время проблемы пубертата обычно уже решены, и личность сталкивается с новыми, обусловленными вступлением во взрослую жизнь. Этот тип акцентуации развивается у чрезмерно чувствительных и впечатлительных подростков. Как правило, они имеют высокую нравственную планку. Для многих юношей этой категории характерно чувство «собственной недостаточности».

Отмечено, что в детстве такие люди, как правило, были боязливы, испытывали весь перечень нормативных страхов: боялись темноты, животных, остаться дома одни. Они не любили чрезмерно подвижных игр, рискованных шалостей, больших детских компаний, испытывали застенчивость среди посторонних, в новой обстановке и вообще не были склонны вступать в общение с незнакомыми людьми. При этом они обнаруживали привязанность к близким людям, демонстрируя с ними незаурядную общительность. Играм со сверстниками они, как правило, предпочитали игры с малышами. Чтению многие из них предпочитали тихие игры, рисование, лепку. В целом отличались послушанием, были «домашними детьми». Школа путает их скопищем сверстников, шумом, возней и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другую группу. Учатся обычно старательно. Нервничают из-за всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех, или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклассников.

Начало пубертатного периода у таких детей обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации начинаются в 16—19 лет — в период смены привычного школьного стереотипа на трудовой или на обучение в вузе, т. е. в период, когда приходится активно устанавливать отношения с множеством новых людей. Именно в этом возрасте помехой становятся оба главных качества сензитивного типа — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности». Реакция эмансипации у сензитивных подростков бывает выражена довольно слабо. К значимым взрослым сохраняется детская привязанность. К опеке со стороны старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания оспорить или отвергнуть духовные ценности, интересы, обычаи и вкусы старшего поколения.

Чувство собственной неполноценности у сензитивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости. Психологам хорошо известен подобный феномен самозащиты. В силу той же реакции гиперкомпенсации сензитивные подростки оказываются в числе активистов класса. С ними удобно взаимодействовать учителям, которые и выдвигают таких подростков на эти посты, имея в их лице ответственных помощников. При этом неформальное лидерство в ученических группах часто достается другим детям. Непереносимыми для детей сензитивного типа оказываются ситуации, где они становятся объектом насмешек или когда на их репутацию падает тень. Подобные ситуации становятся остро травмирующими, способны вызвать длительное стрессовое состояние.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.004 с.)