Психические заболевания в старческом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические заболевания в старческом возрасте



 

Установлено, что с увеличением возраста повышается частота психических нарушений. Ряд исследователей, в том числе русский психиатр П. Ковалевский, считал сенильную деменцию естественным завершением человеческой жизни. По данным Национального института психического здоровья США, как минимум, 15% людей старше 65 лет нуждаются в психиатрической помощи. Женщины нуждаются в подобной помощи примерно в два раза больше, чем мужчины.

Деменция старых людей квалифицируется нарушением ориентировки, памяти, способности понимания и сообразительности, а также поверхностностью и несдержанностью аффектов, длительными нарушениями настроения, снижением этических потребностей, обострением деструктивных личностных особенностей (обостряется эгоцентризм, алчность, скопидомство). Общим для всех видов атрофических деменций старческого возраста является их незаметное начало и необратимость атрофического процесса.

Центральное место в процессе распада психической деятельности занимают нарушения памяти — со временем может развиться полная мнемическая дезориентация, достигающая степени полного неузнавания. Характерна потеря автоматизированных действий (привычек) — таких как одевание, приготовление пищи и т. п. В завершении появляется физический и психический маразм — его симптомами являются сосательные и хватательные автоматизмы, различные неврологические проявления. Все это сопровождается чувством болезни, осознанием собственной психической несостоятельности. Ранее принято было считать, что главной причиной деменций любого вида являются возрастные сосудистые изменения, однако современные исследования ставят под сомнения единственность подобной причины. Исследователи обращают внимание на обусловленность деменций лекарственной терапией. При этом особую опасность могут представлять транквилизаторы, от которых у пожилых и старых людей, принимающих их долго, может развиться наркотическая зависимость. Установлено, что длительное применение антиаритмичных и антигипертензивных средств деструктивно влияет на интеллектуальную деятельность людей. В этой связи важно информационное и психологическое сопровождение стариков- приверженцев лекарственной терапии.

Названные «стрессоры» обычно выступают вместе, угнетающим образом влияя на состояние людей позднего возраста.

Краткое содержание и выводы

■ Развитие взрослого человека определяется преимущественно социальными и культурными факторами, оно не связано с физическим ростом и интенсивным приобретением когнитивных навыков. Каждый период взрослой жизни все же имеет свои характерные задачи и особенности.

■ Задачами среднего возраста становятся достижение абсолютной гражданской и социальной ответственности, достижение профессионализма и достижение карьерного роста, оформление достойного жизненного уровня (своего и своих близких), принятие ответственности за социальный и профессиональный выбор детей, достижение гражданской и социальной зрелости, нормальное разрешение «кризиса середины жизни», оформление надежных дружеских связей.

■ На период взрослости приходится кризис 40 лет — «кризис середины жизни». По сути, он является кризисом смысла жизни. Если человек не удовлетворен в этом возрасте тем, что имеет, он стремится совершить кардинальные изменения в жизни (может возникнуть другая семья, другая профессия).

■ Таким образом, средний возраст — это время критического анализа и оценки взрослыми людьми своей жизни. Одних этот анализ удовлетворяет, для других становится болезненным. Незначительность своих достижений является знаковой особенно для мужского переживания кризиса.

■ Уделом пожилого и старческого возраста становится приспособление к уменьшению физической и трудовой активности, приспособление к материальным ограничениям, обеспечение адекватных возрасту жизненных условий, реализация компенсаторных психологических механизмов.

■ В старости наблюдается ослабление общей чувствительности, повышаются пороги ощущений, ухудшается память, замедляются обменные процессы, появляется эгоцентрическая речь. Все изменения закономерны, но могут иметь разную выраженность у различных людей, что зависит от их образования, характера профессиональной деятельности, требующей или не требующей интеллектуальной активности. Исследователи дифференцируют несколько путей старения.

1. Доживание — тяжело переживается кризис ухода на пенсию, утрачиваются социальные связи, люди не находят им адекватной замены, смысл жизни теряется. В таком случае биологические механизмы старения проявляются в полной мере.

2. Продолжение привычной активной жизни. Сохраняются творчество, работа, семейные отношения. Психологическая старость не наступает, да и биологическое старение не столь откровенно.

3. Нахождение нового смысла жизни, что обеспечивает сохранение активности при смене занятий, сохранение психологического времени.

■ При этом следует осознавать, что распространенные в наши дни «стереотипы старости» применимы лишь к конечным этапам пенсионного возраста. На первых же этапах «молодые старики» сохраняют работоспособность и приносят реальную пользу своим близким и обществу. Они, как правило, имеют позитивный жизненный опыт и столь же позитивное отношение к своей жизни в пенсионный период. Улучшение условий жизни в передовых странах, можно считать, отодвинуло наступление старости в привычном смысле слова, превратив период геронтогенеза в «теплую осень».

■ К современным людям пришло понимание, что хронологический возраст не имеет сегодня прежнего смысла ни для самого человека, ни для окружения. Главную роль в возрастном поведении играет социальный и психологический возраст.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Автономизация — отделение (в данном случае — отделение ребенка от взрослого).

Акцентуация — пограничное состояние между нормой и психопатией, проявляющееся в усилении проявлений тех или иных особенностей характеров.

Анимизм — одушевление всего вокруг.

Аномия — беззаконный, безнормный, неуправляемый образ жизни.

Артифициализм — понимание мира искусственно созданным.

Аккомодация — приспособление действия к изменившейся ситуации.

Ассимиляция — распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия.

Аттитюдная независимость — самостоятельность при определении ценностей и установок.

Аутизм — уход в мир фантазии.

Бытийный уровень развития — уровень личностного роста, самоактуализации.

Ведущая деятельность — та, которая обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития, она обеспечивает ребенку максимально благоприятные условия для его развития.

Ведущие новообразования — качественные психологические характеристики, которые появляются в каждом возрасте и являются его отличительными особенностями.

Вербализм — высокий уровень речевого развития при недр-.! статочно развитых восприятии и мышлении.

Внеситуативно-личностное общение — связанность общения учебной ситуацией, заданность определенными правилами.

Внутренние этические инстанции — нравственные представления и чувства, формирующиеся у детей.

Внутренний план действий — прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия на уровне внутренней речи.

Тендерные различия — половые различия.

Генеративность — желание внести вклад в общественное развитие, повлиять на следующее поколение через собственных детей.

Гетерохронность — неравномерность развития. Геронтофилия — любовь, почтение к старым людям. Геронтофобия — боязнь, неприятие старости.

Дефициентный уровень развития — удовлетворение фрустри-рованных потребностей.

Диалектическое мышление — интеграция в умственной деятельности идеального и реального, при которой реальный мир служит коррекцией формального мышления.

Диссоциальный (агрессивно-деструктивный) вариант развития — проявляется как снятие с себя ответственности за свои поступки.

Закон метаморфозы детского развития — закон качественных преобразований.

Зона актуального развития — уровень реальных возможностей ребенка.

Зона ближайшего развития — ближайшая перспектива развития ребенка.

Идентификация — механизм семейной социализации, выступающий как отождествление юношеского поведения с родительским.

Интериоризация — перевод действия из внешнего предметного плана во внутренний, умственный.

Интроекция — примитивное присвоение чужого опыта. Конвергенция — объединение, слияние.

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция ребенка, возникающая на появление взрослого.

«Кризис середины жизни» — кризис смысла жизни.

Культурно-историческая теория — теория происхождения и формирования высших психических функций.

Любовь-симпатия — любовь с ярко выраженным компонентом интимности.

Любовь-товарищество — ярко выражены компоненты интимности и обязательства.

Магифренический вариант развития — образ жизни ведомый людьми с развитым магическим мышлением.

Мотив аффилиации — открытость для общения, стремление к созданию положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми.

Наглядно-образное мышление — выполнение операций мышления с опорой на наглядный образ.

Негативизм — поведение ребенка вопреки тому, что требует взрослый.

Непреформированный тип развития — ход развития, не имеющий заданного конечного результата.

Нерасчлененность восприятия — восприятие предметов и явлений «глыбами», без выделения в них главного и второстепенного.

Одиночество — тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, постоянное ощущение покинутости, ненужности.

Пластичность высших психических функций — способность к изменениям.

Потеря непосредственности — отход от связанности конкретной ситуацией.

Подкрепление — механизм семейной социализации, выступающий как поощрение нормативного поведения.

Преформированный тип развития — замкнутый и заданный цикл развития.

Придуманная любовь — доминирует компонент обязательства.

Психологическая готовность к обучению в школе — целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и производительной сфер.

Психологический возраст — относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологическое противодействие — механизм семейной социализации, выступающий как самоформирование вопреки оказываемому воздействию.

Рекапитуляция — сжатое повторение бывшего прежде.

Ритуализация — эффективное запечатление и усвоение системы взаимоотношений.

Ролевая взаимодополняемость — механизм семейной социализации, происходящий по принципу комплиментарно-сти.

Рефлексия — способность к соотнесению реального результата действий и поступков с их целью.

Романтическая любовь — в отношениях преобладает страсть.

Сензитивные периоды — наиболее чувствительные и тем самым благоприятные для каких-либо психических функций периоды развития.

Синкретизм — слитность, нерасчлененность детского мышления.

Слепая любовь — в ней более выражены компоненты страсти и обязательства.

Совершенная любовь — выражены все три компонента.

Соподчинение мотивов — управление собственной мотивацией, подчинение мотива со знаком «хочу» мотиву со знаком «надо».

Социальная ситуация развития — специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью.

Страстная любовь — более выражен компонент страстности.

Синкретизм — тенденция связывать при восприятии разнородные объекты и явления без достаточного на то основания.

Теория поэтапного формирования умственных действий (ин-териоризации) — теория формирования умственных действий на основе внешних предметных.

Трансдукция — переход от частного к частному, минуя общее.

Фиксация отрицательных переживаний —^сохранение отрицательных впечатлений и эмоций в течение длительного времени.

Функция интерпсихическая — социальная, реализуемая в социальной совместной деятельности людей, психическая функция.

Функция интрапсихическая — внутренняя психическая функция.

Чувство взрослости — центральное новообразование подростка, выражающееся притязанием на признание его взрослых прав.

Эгоцентрическая речь — внешняя речь, но для себя. Эгоцентризм — неумение принять чужую точку зрения.

Эмоциональность восприятия — восприятие лишь того, что вызывает эмоциональный отклик.

Эмпатия — эмоциональное сочувствие.

Юношеская субкультура — система ценностей, манер поведения, особенностей речи и т. д., формирующая чувство принадлежности к своей возрастной группе.

 

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998. Авдеева Н.Н., Мещерякова СЮ. Вы и младенец. М., 1991.

Божович AM. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии; Изд. Союз, СПб., 1997.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. Лекции по психологии. М., 1982.

Выготский Л.С Собрание сочинений: В 6т., т. 3. М., 1983.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова A.M. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 1999.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1991.

Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьника//Вопросы психологии. 1981, № 6.

Ефименко В.А. Депрессия в пожилом возрасте. Л., 1975.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000. Крылов А.А. Психология. М., 1998.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология; развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М., 1996.

Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982.

ЛивехудБ. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М, 1986. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.г 1983.

Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М. — Воронеж, 1995.

МухинаВ.С. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 200-1.

ОбуховаЛ.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Концепция Ж.. Пиаже: за и против. М., 1981. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Слободчиков В.И. Категории возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991, № 2.

Смит Э.Д. Стареть можно красиво: руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках. М., 1995.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971, № 4.

ЭльконинД.Б. Психология игры. М, 1978.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избр. психол. труды. М, 1989.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Яцемирская Р.С., БеленькаяИ.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.058 с.)