Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные противоречия возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известный исследователь Н. Левинсон (1986) считал самым существенным для развития взрослого человека именно период начинаний — от 17 до 33 лет: в это время «дорабатываются» проблемы юношеского периода, формируются новые обязанности, осознаются права, тем самым — определяется место во взрослом мире. В качестве основных задач «периода начинаний», по Левинсону, выступают: — установление связи мечтаний и реальности (главным смыслом мечтаний должна стать их способность вдохновлять молодых людей на деятельность; только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию); — выбор наставника в жизни (наставник желателен как тот образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь», а в последующем может даже превзойти его); — обеспечение возможности карьерного роста (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения); — установление интимных отношений (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости). Решение задач возрастного развития в молодости предполагает разрешение основных противоречий развития. Среди них следует отметить социально-психологические противоречия: — между новыми требованиями, предъявляемыми вузом или местом работы, и сложившимися стереотипами поведения; — адаптационные противоречия, связанные с вхождением в новые социальные группы (студенческую, производственную, клубное сообщество и т. п.); — между стремлением к самостоятельности и ограничениями, связанными с экономической зависимостью от родителей, а также ограничениями, устанавливаемыми тем или иным руководителем деятельности (от вузовского преподавателя до руководителя подразделения на рабочем месте); — между колоссальным количеством информации и временными ограничениями для ее усвоения и осмысления; — между наступлением физической зрелости и отставанием личностной зрелости (современные исследователи отмечают явление «запаздывания» развития самосознания — сегодня оно формируется к 23 — 25 годам, тогда как в середине прошлого столетия отмечалась его сформированность уже к восемнадцати годам. Вероятно, подобная инфантилизация сознания связана с удлинением периода обучения как подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности). Специфической чертой сегодняшних условий социализации молодых людей стали явления общественной жизни в современной России, Исследователи обнаруживают ряд явлений, влияющих на личностное становление, да, впрочем, и на психическое здоровье граждан в целом. Эти явления способны вызвать три варианта развития: анемический, диссоциальный и магифренический. Аномией (от греч. аномос — беззаконный, безнорм-ный, неуправляемый) Э. Дюркгейм назвал социальное явление, характеризующееся нарушением традиционных общественных связей. Аномия характеризует такое состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей обществом из-за отсутствия в нем общепризнанных норм и ценностей (старые себя изжили, новые еще не приняты). В условиях аномии наблюдается равнодушие, отчужденность, недоверие людей друг к другу, теряется стабильность института семьи, возникает полное безразличие к деятельности государства. Аномия может вызвать социальную дезадаптацию граждан вследствие обесценивания существовавших целей и нравственных устоев. Аномический вариант развития молодых людей проявляется как пассивность, апатия, отчужденность, социальная отгороженность. Лишенная целей и смысла жизни молодежь становится подверженной стрессу и тревожности, что приводит к различным формам отклоняющегося поведения. Диссоциальный (агрессивно-деструктивный) вариант проявляется как снятие с себя ответственности за свои поступки. Его конкретные проявления реализуются в аффективной неустойчивости, внешней агрессии, снижении толерантности, нетерпимости к иным точкам зрения, сверхценном мышлении и т. д. Магифренический вариант стимулирует развитие магического мышления, которое характеризуют сверхценные, мистические, иррациональные идеи. При таком варианте развития люди уходят из мира реального в искусственный, где доминируют мистические переживания и представления. Таких людей характеризуют психическая инфантильность как неготовность принимать решения и нести ответственность (права на них передаются неким вождям, учителям, гуру), мнительность, неуверенность, повышенная внушаемость, вера в высшие силы. Магическое мышление определяет поведение и весь жизненный уклад таких людей. В результате чего одни из них начинают посещать экстрасенсов, колдунов, астрологов; другие проявляют патологически повышенное внимание к своему здоровью, прибегают к фантастическим диетам; третьи фанатично погружаются в мир эзотерических учений; четвертые вступают в разного рода псевдорелигиозные секты. У всех категорий наблюдается некая роботизация, приводящая к нарушению социальной адаптации. Сказанное, к сожалению, вовсе не является абстракцией или вероятностью, а приобрело в настоящее время довольно массовое распространение. За каждым подобным случаем — человеческая судьба, и чаще — именно судьба молодого человека. В этой связи чрезвычайно важна психолого-педагогическая работа по профилактике подобных вариантов развития. Она связана в первую очередь с формированием адаптивной социокультурной среды для личностного развития молодых, с обеспечением возможности получения качественного образования, способствующего развитию зрелого интеллекта. И еще один немаловажный аспект формирования самосознания и личностных свойств в молодости определяется тем, что ментальность живущего в современной России человека характеризуется четырьмя составляющими: — западной (приоритетами этой составляющей являются получение образования, престижной профессии и хорошо оплачиваемой работы); — восточной (приоритеты — семья, дети, родители, дружеские связи); — советской (приоритеты — коллективизм и уравнительный подход во всех сферах жизни, негативное отношение к успешному бизнесу других); — российской (характеризуемой склонностью к рефлексии, терпением, высокой эмоциональностью, альтруизмом, толерантностью). Учитывая такую сложную и довольно противоречивую картину индивидуальной психической жизни, следует уделять особое внимание именно молодым, находящимся на стадии психического и социального формирования. Краткое содержание и выводы ■ Общие задачи развития в молодости заключаются в получении профессионального образования и начале профессиональной деятельности, в выборе партнера и создании семьи, в воспитании детей и принятии в этой связи гражданской ответственности, в ведении домашнего хозяйства, в нахождении референтной социальной группы. Молодость как возрастной период характеризуется физической силой и энергией, а также колоссальными когнитивными возможностями. Получив благодаря профессиональному образованию финансово-экономическую самостоятельность, люди, как правило, вступают в брачно-семейные отношения. ■ Молодость — период создания семьи, рождения и воспитания детей, следовательно, на период молодости выпадает ответственная задача освоения целого комплекса новых социальных ролей — работника, супруга, родителя. Это делает данный возрастной период максимально эмоционально-событийно насыщенным. Вероятно, по этой причине люди впоследствии ностальгируют по годам молодости. В известной бардовской песне Сергея Никитина есть слова: «Когда мы были молодыми, туманы были золотыми и розы красные цвели».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.137 (0.007 с.) |