Становление отечественной возрастной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление отечественной возрастной психологии



 

Отечественная детская психология развивалась в гуманистических традициях, стремясь определить факторы, способствующие развитию, и использовать их в качестве усилителей.

У истоков становления отечественной возрастной и педагогической психологии стояли А.П. Нечаев, П.П. Блонский, Н.М. Щелованов.

С именем А.П. Нечаева связано экспериментальное исследование проблем детской и педагогической психологии — развитие психических процессов детей в условиях школьного обучения, психологические особенности учебной деятельности. В центре внимания П.П. Блонского также оказались вопросы обучения: механизмы усвоения учебного материала, зависимость результативности обучения от организации памяти и мышления, методы развития детского мышления. При участии Н.М. Щелованова в двадцатые годы прошлого столетия в Ленинграде была организована клиника изучения онтогенеза человека. Это изучение было основано на непрерывном длительном наблюдении детей от их рождения до достижения трехлетнего возраста, которые легли в основу разработки системы воспитательной работы с детьми раннего возраста. Огромный вклад в развитие отечественной детской и педагогической психологии внес Л.С. Выготский (1896—1934)— один из самих выдающихся русских психологов и философов. Основатель школы, в центре интересов которой — культурное развитие ребенка, Л.С. Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря языку (как психическому орудию) развиваются высшие психические функции.

В самом общем смысле культурно-историческую теорию можно представить следующим образом: существует два ряда развития — натуральный (развитие элементарных психических функций — в их числе ощущения, узнавание и т. п.) и культурный (развитие высших психических функций — мышления, воображения, сознания). Отметим, что высшие психические функции обладают рядом признаков: опосредованность, произвольность, сложность, социальность, пластичность. Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, накапливание количественных характеристик и обусловлено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвоения» их в процессе человеческого познания, в процессе взаимодействия с другими людьми. Всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сперва как функция интерпсихическая (между людьми), затем — как функция интрап-сихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических функций становится интериоризация. Центральное место в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют психику людей.

Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем — речевая реакция), Л.С. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между ребенком и миром. В работе «Развитие высших психических функций» представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением.

Согласно Л.С. Выготскому, новое в развитии происходит благодаря перестройке отношений внутри целостного образования. Таким образом, критерием психического развития является перестройка. Все психические процессы у детей в дошкольном возрасте развиваются под влиянием восприятия и памяти, в младшем школьном — под влиянием мышления. Руководствуясь идеями культурно-исторической теории, Л.С. Выготский и его ученики провели большой цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций как память, внимание, мышление и речь. Исследования тесно связаны с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. Особую популярность в этой связи приобрело положение о «зоне ближайшего развития» — только то обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка Л.С. Выготский придавал кризисам, переживаемым при переходе от одного возраста к другому.

Умственное развитие толковалось как нераздельно связанное с мотивационным: «эффективным», по терминологии Выготского, утверждался принцип единства «аффекта и интеллекта».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.005 с.)