Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление отечественной возрастной психологии
Отечественная детская психология развивалась в гуманистических традициях, стремясь определить факторы, способствующие развитию, и использовать их в качестве усилителей. У истоков становления отечественной возрастной и педагогической психологии стояли А.П. Нечаев, П.П. Блонский, Н.М. Щелованов. С именем А.П. Нечаева связано экспериментальное исследование проблем детской и педагогической психологии — развитие психических процессов детей в условиях школьного обучения, психологические особенности учебной деятельности. В центре внимания П.П. Блонского также оказались вопросы обучения: механизмы усвоения учебного материала, зависимость результативности обучения от организации памяти и мышления, методы развития детского мышления. При участии Н.М. Щелованова в двадцатые годы прошлого столетия в Ленинграде была организована клиника изучения онтогенеза человека. Это изучение было основано на непрерывном длительном наблюдении детей от их рождения до достижения трехлетнего возраста, которые легли в основу разработки системы воспитательной работы с детьми раннего возраста. Огромный вклад в развитие отечественной детской и педагогической психологии внес Л.С. Выготский (1896—1934)— один из самих выдающихся русских психологов и философов. Основатель школы, в центре интересов которой — культурное развитие ребенка, Л.С. Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря языку (как психическому орудию) развиваются высшие психические функции. В самом общем смысле культурно-историческую теорию можно представить следующим образом: существует два ряда развития — натуральный (развитие элементарных психических функций — в их числе ощущения, узнавание и т. п.) и культурный (развитие высших психических функций — мышления, воображения, сознания). Отметим, что высшие психические функции обладают рядом признаков: опосредованность, произвольность, сложность, социальность, пластичность. Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, накапливание количественных характеристик и обусловлено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвоения» их в процессе человеческого познания, в процессе взаимодействия с другими людьми. Всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сперва как функция интерпсихическая (между людьми), затем — как функция интрап-сихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических функций становится интериоризация. Центральное место в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют психику людей.
Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем — речевая реакция), Л.С. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между ребенком и миром. В работе «Развитие высших психических функций» представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением. Согласно Л.С. Выготскому, новое в развитии происходит благодаря перестройке отношений внутри целостного образования. Таким образом, критерием психического развития является перестройка. Все психические процессы у детей в дошкольном возрасте развиваются под влиянием восприятия и памяти, в младшем школьном — под влиянием мышления. Руководствуясь идеями культурно-исторической теории, Л.С. Выготский и его ученики провели большой цикл исследований развития психики, прежде всего таких ее функций как память, внимание, мышление и речь. Исследования тесно связаны с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. Особую популярность в этой связи приобрело положение о «зоне ближайшего развития» — только то обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка Л.С. Выготский придавал кризисам, переживаемым при переходе от одного возраста к другому. Умственное развитие толковалось как нераздельно связанное с мотивационным: «эффективным», по терминологии Выготского, утверждался принцип единства «аффекта и интеллекта».
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.005 с.) |