Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональное развитие в младенческом возрастеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Плач и улыбка — два основных способа выражения ребенком его эмоционального состояния. У новорожденного еще нет специальных способов выражения каждого своего ощущения, чувства, состояния. По мере того как дети взрослеют, их эмоциональный мир усложняется, и проявления различных эмоций становятся определеннее. Уже в первые недели чуткие родители начинают дифференцировать эмоциональные оттенки реакций своего ребенка, в частности выражаемых плачем. Исследования обнаруживают, по крайней мере, четыре типа младенческого плача: от голода, со злости, «призывный», из-за неудовольствия. Причины плача с возрастом меняются. Совсем маленькие дети плачут из-за каких-то чисто физических причин, более старшие — из-за психологических, таких, например, как скука или желание, чтобы взрослые взяли их на руки. Улыбка — одна из самых привлекательных реакций малышей на окружающий мир, на их хорошее самочувствие. Как и большинство значимых вех в развитии ребенка, улыбка возникает как простой рефлекс в первые несколько дней после рождения и проходит несколько этапов. Рефлекторная улыбка в период от двух до восьми недель после рождения постепенно наполняется социальным содержанием, ибо она становится специфической эмоциональной реакцией на получение удовольствия. Такая улыбка возникает у двух-трехмесячного ребенка во время бодрствования, она выразительна, энергична и продолжительна. Чуть позднее дети начинают смеяться, особенно если испытывают удовольствие от игр со взрослыми. Детские улыбка и смех носят социальный характер, т. к. являются ответом на улыбки других людей. К девяти месяцам младенцы располагают целым арсеналом эмоций: они уже способны проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. К концу первого года у детей проявляются специфические эмоциональные реакции, каждая из которых точно подсказывает внимательным родителям, что испытывает их ребенок в данный момент, чем вызвано его неудовольствие. Еще до того, как у малыша появятся подобные реакции на внутреннее состояние или на какие-то определенные моменты во внешнем окружении, он начинает понимать реакции других людей, особенно близких. К семи месяцам у детей формируется умение определять, что испытывает взрослый — радость или страх. Он очень чуток к переживаниям и радостям близких взрослых, к которым он испытывает привязанность, остро реагирует на их страхи и тревоги. Исследования показывают, что в четыре-шесть месяцев дети предпочитают картинки с изображением радости и веселья тем, на которых представлены грустные или встревоженные лица. Научившись различать подобные контрастные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. Эмоции являются своеобразным ориентиром при построении поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможностей для действия с предметом и для взаимодействия с другими. В этом смысле любая ситуация взаимодействия с ребенком, дающая ему положительные эмоции, не менее важна для его жизни, чем питание или свежий воздух. В этом смысле чрезвычайно важно кормление ребенка грудью, ибо это не только питание, но и воспитание ребенка, т. к. устанавливается и развивается привязанность к матери. Материнское чувство при этом также приобретает новое содержание: женщина переживает особые состояния, обретает новые для нее чувства, которые переносятся на ребенка и окружающих, становясь новыми человеческими отношениями, в которых и развивается личность. Показательно в этом отношении поведение «отказниц» (женщин, решивших оставить по разным причинам своих детей в родильном доме): первое кормление грудью способно кардинально изменить их решение, оно превращает их в истинных матерей.
Ребенок и взрослый
В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою, но вместе с тем пытаются не упустить ни одного из своих ощущений и переживаний, связанных с окружающим миром. Они стремятся найти баланс между избытком и недостатком стимуляции, становясь постепенно все более чуткими к социальному окружению. Задачей первого года является формирование у ребенка доверия и привязанности к взрослым. Социальная ситуация развития квалифицируется как слитность, нерасчлененность со взрослым. Это означает, что младенец абсолютно зависит от взрослого в удовлетворении почти всех своих потребностей — в пище, безопасности, любви, общении и т. п. И в этом смысле, по мнению Л.С. Выготского, он максимально социален. Согласно Э. Эриксону, беспомощные малыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфликта: изначальное доверие к миру против изначального недоверия. Успешное разрешение его зависит от характера взаимортношений детей и родителей. Если малыша своевременно кормят; если реагируют на его плач; если его окружают вниманием, разговаривают с ним и играют, — он начинает понимать, что мир — это безопасное место, и он может доверять взрослым. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, у него формируется базовое недоверие к миру. Ребенок обращается к взрослому всем своим существом, взрослый становится центром понимания мира, себя и других людей. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении — проявляется стремление воздействия на взрослого. Полноценная социальная ситуация развития в младенчестве способствует формированию глубокой привязанности между ребенком и взрослым. Привязанность — это столь близкая связь между ребенком и другим человеком, которая как бы «сцепляет» их вместе на долгое время, а иногда и на всю жизнь. Привязанность формируется поэтапно, становясь очевидной только в позднем младенчестве. Привязанность между матерью и ребенком образует основу расширяющегося спектра эмоциональных реакций у развивающегося младенца. К ним относятся: — установление интерактивной связи — к примеру, общительный младенец, получающий удовольствие от тесного контакта, способен ободрить даже самую нерешительную мать; — боязнь незнакомых людей и тревога отделения — по мере того как происходит созревание когнитивных процессов, младенцы конструируют схемы всего знакомого им, замечают новое и необычное: они могут отличать людей, заботящихся о них, от чужих и начинают остро сознавать отсутствие близких; — реакция на разлуку и утрату — ребенок, который сформировал полноценные отношения привязанности к ухаживающему за ним взрослому, реагирует на разлуку с ним по-другому, нежели младенец, которому не удалось установить такие отношения; — реакция на собственный образ (например, на отражение в зеркале) выступает основой развивающегося у младенца чувство «Я».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.145 (0.011 с.) |