Эмоциональное развитие в младенческом возрасте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте



 

Плач и улыбка — два основных способа выражения ребенком его эмоционального состояния. У новорожденного еще нет специальных способов выражения каждого своего ощущения, чувства, состояния. По мере того как дети взрослеют, их эмоциональный мир усложняется, и проявления различных эмоций становятся определеннее. Уже в первые недели чуткие родители начинают дифференцировать эмоциональные оттенки реакций своего ребенка, в частности выражаемых плачем. Исследования обнаруживают, по крайней мере, четыре типа младенческого плача: от голода, со злости, «призывный», из-за неудовольствия. Причины плача с возрастом меняются. Совсем маленькие дети плачут из-за каких-то чисто физических причин, более старшие — из-за психологических, таких, например, как скука или желание, чтобы взрослые взяли их на руки.

Улыбка — одна из самых привлекательных реакций малышей на окружающий мир, на их хорошее самочувствие. Как и большинство значимых вех в развитии ребенка, улыбка возникает как простой рефлекс в первые несколько дней после рождения и проходит несколько этапов. Рефлекторная улыбка в период от двух до восьми недель после рождения постепенно наполняется социальным содержанием, ибо она становится специфической эмоциональной реакцией на получение удовольствия. Такая улыбка возникает у двух-трехмесячного ребенка во время бодрствования, она выразительна, энергична и продолжительна. Чуть позднее дети начинают смеяться, особенно если испытывают удовольствие от игр со взрослыми. Детские улыбка и смех носят социальный характер, т. к. являются ответом на улыбки других людей. К девяти месяцам младенцы располагают целым арсеналом эмоций: они уже способны проявлять интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение и страх. К концу первого года у детей проявляются специфические эмоциональные реакции, каждая из которых точно подсказывает внимательным родителям, что испытывает их ребенок в данный момент, чем вызвано его неудовольствие. Еще до того, как у малыша появятся подобные реакции на внутреннее состояние или на какие-то определенные моменты во внешнем окружении, он начинает понимать реакции других людей, особенно близких. К семи месяцам у детей формируется умение определять, что испытывает взрослый — радость или страх. Он очень чуток к переживаниям и радостям близких взрослых, к которым он испытывает привязанность, остро реагирует на их страхи и тревоги. Исследования показывают, что в четыре-шесть месяцев дети предпочитают картинки с изображением радости и веселья тем, на которых представлены грустные или встревоженные лица.

Научившись различать подобные контрастные состояния, дети более дифференцированно проявляют и собственные эмоции. Эмоции являются своеобразным ориентиром при построении поведения малыша: чем богаче мир его положительных эмоций, тем больше возможностей для действия с предметом и для взаимодействия с другими. В этом смысле любая ситуация взаимодействия с ребенком, дающая ему положительные эмоции, не менее важна для его жизни, чем питание или свежий воздух. В этом смысле чрезвычайно важно кормление ребенка грудью, ибо это не только питание, но и воспитание ребенка, т. к. устанавливается и развивается привязанность к матери. Материнское чувство при этом также приобретает новое содержание: женщина переживает особые состояния, обретает новые для нее чувства, которые переносятся на ребенка и окружающих, становясь новыми человеческими отношениями, в которых и развивается личность. Показательно в этом отношении поведение «отказниц» (женщин, решивших оставить по разным причинам своих детей в родильном доме): первое кормление грудью способно кардинально изменить их решение, оно превращает их в истинных матерей.

 

Ребенок и взрослый

 

В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою, но вместе с тем пытаются не упустить ни одного из своих ощущений и переживаний, связанных с окружающим миром. Они стремятся найти баланс между избытком и недостатком стимуляции, становясь постепенно все более чуткими к социальному окружению. Задачей первого года является формирование у ребенка доверия и привязанности к взрослым. Социальная ситуация развития квалифицируется как слитность, нерасчлененность со взрослым. Это означает, что младенец абсолютно зависит от взрослого в удовлетворении почти всех своих потребностей — в пище, безопасности, любви, общении и т. п. И в этом смысле, по мнению Л.С. Выготского, он максимально социален.

Согласно Э. Эриксону, беспомощные малыши в первый год жизни оказываются в ситуации конфликта: изначальное доверие к миру против изначального недоверия. Успешное разрешение его зависит от характера взаимортношений детей и родителей. Если малыша своевременно кормят; если реагируют на его плач; если его окружают вниманием, разговаривают с ним и играют, — он начинает понимать, что мир — это безопасное место, и он может доверять взрослым. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, у него формируется базовое недоверие к миру. Ребенок обращается к взрослому всем своим существом, взрослый становится центром понимания мира, себя и других людей. В первом поведенческом движении малыша, в первом гулении — проявляется стремление воздействия на взрослого. Полноценная социальная ситуация развития в младенчестве способствует формированию глубокой привязанности между ребенком и взрослым. Привязанность— это столь близкая связь между ребенком и другим человеком, которая как бы «сцепляет» их вместе на долгое время, а иногда и на всю жизнь. Привязанность формируется поэтапно, становясь очевидной только в позднем младенчестве. Привязанность между матерью и ребенком образует основу расширяющегося спектра эмоциональных реакций у развивающегося младенца. К ним относятся:

установление интерактивной связи— к примеру, общительный младенец, получающий удовольствие от тесного контакта, способен ободрить даже самую нерешительную мать;

боязнь незнакомых людей и тревога отделения— по мере того как происходит созревание когнитивных процессов, младенцы конструируют схемы всего знакомого им, замечают новое и необычное: они могут отличать людей, заботящихся о них, от чужих и начинают остро сознавать отсутствие близких;

реакция на разлуку и утрату— ребенок, который сформировал полноценные отношения привязанности к ухаживающему за ним взрослому, реагирует на разлуку с ним по-другому, нежели младенец, которому не удалось установить такие отношения;

реакция на собственный образ(например, на отражение в зеркале) выступает основой развивающегося у младенца чувство «Я».



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.006 с.)