Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы формирования привязанности

Поиск

1-я фаза (подготовительная — от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что малыши ищут близости с любым человеком. Для достижения этой цели они используют свои специфические сигналы: улыбки, звуки голоса, покряхтывания и неловкие движения, могут подолгу следить за взрослым, желая вызвать у него ответную реакцию. При этом они не выказывают никаких признаков тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой. Одна из причин этого явления состоит в том, что они еще не осознают близости с нею.

2-я фаза (третий-шестой месяцы) — Малыши постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. На ранней стадии младенцы реагируют на всех одинаково. Но ввиду того, что матери быстрее и активнее откликаются на сигналы малыша, дети начинают чаще направлять свои сигналы именно на них. Шестимесячный ребенок уже легко отличает свою мать от посторонних.

3-я фаза (седьмой-восьмой месяцы) — у детей развивается способность узнавать и различать людей, формируется представление о постоянстве людей и предметов. Они становятся очень избирательными в своих предпочтениях, демонстрируя неприятие отдельных людей и объектов. Первая серьезная привязанность к определенным людям обычно возникает у младенцев в семь-восемь месяцев. Большинство детей привязываются к матери, а также ко всем, кто с ними много и тепло общается, — к отцу, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам. Появление этого специфического чувства свидетельствует о том, что у ребенка сформировалось первое социальное отношение. Как следствие, ребенок перестает равно дружелюбно реагировать на любого человека. У многих малышей начинает складываться новое чувство — страх из-за отсутствия родителей и, соответственно, реакция тревоги на приближение незнакомого человека. Они провожают уходящую мать, шумно приветствуют ее, когда она возвращается, и все чаще используют ее как надежную защиту при знакомстве с новым. Этот целенаправленный поиск взаимности и взаимодействия, установления особой близости приходится на период, когда ребенок активно перемещается в пространстве, пользуясь прямохождением. Поведение ребенка в общении с незнакомыми взрослыми может существенно измениться. Младенец, благожелательно и добродушно реагировавший на незнакомых людей в первые пять месяцев, испытывает страх перед ними в семь-восемь месяцев: в присутствии посторонних он плачет, проявляя признаки сильнейшего беспокойства. Очевидно, к семи месяцам в сознании младенцев формируются схемы знакомых людей и предметов из их ближайшего окружения. Они с трудом привыкают к новым людям и предметам, которые «не заложены» в их схемах. Малыши уже способны различать мать, себя и незнакомых людей, при виде которых они проявляют беспокойство или страх. Взаимодействуя с привычными людьми и предметами, сталкиваясь с новыми, дети расширяют свои первоначальные схемы. Увеличиваясь количественно, эти схемы преобразуются в содержательном плане, постепенно усложняясь и обогащаясь. В результате освоение нового происходит быстрее и успешнее. Надо заметить, что появление страха перед незнакомыми индивидуально, у некоторых детей его может не быть вовсе. Вероятно, существует довольно устойчивая связь между привязанностью к близким и страхом перед незнакомыми людьми: чем сильнее привязанность, тем больше страх. Усиление того и другого в одном возрасте можно объяснить формированием у детей представления о постоянстве объекта. Замечено, что дети не во всякой ситуации проявляют страх перед незнакомыми людьми. Это чувство возникает у них, как правило, в том случае, если новый человек пытается сразу начать общение с малышом. Степень тревожности зависит даже от способа приближения незнакомого человека к ребенку. Когда незнакомый человек находится на большом расстоянии от ребенка и не стремится сразу наладить тесный контакт с ним, это уменьшает вероятность появления страха у малыша. Незнакомые люди, быстро приближающиеся к ребенку, чаще всего воспринимаются им как нечто угрожающе. Некоторые дети реагируют на появление незнакомого человека плачем и улыбкой одновременно, проявляя интерес к новому человеку (новый стимул) и в то же время опасаясь неприятности. Малыши способны устанавливать отношения взаимной близости с теми незнакомыми людьми, которые постепенно начинают разговаривать с ними, приветливо улыбаться, предлагать игрушки.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть высокую динамику и содержательную насыщенность психического развития ребенка в младенческом возрасте. Всего за год происходит активная адаптация к миру людей и предметов, формируются основные моторные, сенсорно-перцептивные, когнитивные, поведенческие и речевые способности, обеспечивающие базовый уровень социальности ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.247.223 (0.008 с.)