Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Психическое развитие в период ранней взрослости.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура темы. 1. Общая характеристика периода ранней взрослости. Возрастные границы ранней взрослости. Основные задачи, решаемые личностью в ранней взрослости. Ранняя взрослость как период активного поиска себя в профессиональной деятельности. Создание семьи. 2. Две линии развития в период ранней взрослости (по Э.Эриксону). Нормальное и неблагоприятное развитие в ранней взрослости по Э.Эриксону. Формирование близости с любимым человеком как показатель нормального развития. Изоляция, замкнутость личности как показатель неблагоприятного развития личности. Влияние развития в ранней взрослости на последующую жизнь человека. 3. Межличностные отношения в ранней взрослости. Обусловленность дружбы ценностно-ориентационным единством, общностью интересов, общностью идеалов, общностью устремлений. Особенности взаимоотношений со взрослыми. 4. Любовь в период ранней взрослости. Влияние половой дифференциации на любовь. Содержание ролевой половой идентификации (осознание своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, усвоение психосексуальных установок и ориентаций). Существование противоречий в побуждениях к взаимоотношениям у юношей и девушек. Краткая расшифровка темы. 1. Общая характеристика периода ранней взрослости. Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определённому поколению на индивидуальные особенности составляющих её субъектов. В среднем большинство авторов нижней границей ранней взрослости считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Иногда этот возраст называют юностью, поздней юностью, периодом молодости. Самым важным новообразованием ранней взрослости можно считать достижение социальной зрелости. Поскольку в период ранней взрослости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, главной проблемой его становится решение следующих социальных задач: получение образования, овладение профессией, приобретение определённого социального статуса, создание семьи. Решение этих задач требует от молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются и подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются мотивы его поведения. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, развитие в период ранней взрослости имеет кризисный характер. Анализ проявления кризиса встречи со взрослостью позволяет заключить, что основным его содержанием является кризис идентичности. Автор теории идентичности Э.Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определённой формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью ранней взрослости, а проявляется на всех стадиях возрастного развития. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивой идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они столь часто испытывают сомнения в своём тождестве самому себе. Следует ещё раз подчеркнуть, что, согласно Э.Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим период так называемой спутанной идентичности, т.е. потери ориентиров в самом себе. А результатом кризиса идентичности ранней взрослости является приобретение взрослой идентичности. Время ранней взрослости для многих – это ещё и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности даёт основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии – возможность творческих достижений. Стремление к получению образования (высшего или среднего специального) в принципе характерно для всех социальных молодёжных групп, а путь «в студенты» намечается задолго до того, как человек получает возможность профессионального выбора. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии в ранней взрослости являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, её престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это – любовь, духовная близость, материальный расчёт, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Поиск партнёра для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни – условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля. Одновременно это даёт возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни. Способность личности разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу и определять стратегические цели являются мерилом её человеческой зрелости. Многие исследователи полагают, что взросление необходимо рассматривать как стадию с открытым концом на том основании, что задачи взросления – пожизненные задачи, которые только начинают решаться в период взросления. И действительно, проблемы, встающие в ранней взрослости (смысл жизни, выбор профессии, создание семьи), могут быть не менее актуальны и в последующие жизненные периоды. 2. Две линии развития в период ранней взрослости (по Э.Эриксону). В психическом развитии в период ранней взрослости выделяются две линии развития (по Э.Эриксону): нормальный ход развития и неблагоприятное развитие. Нормальный ход развития связывается с понятием близости, а неблагоприятное развитие - с чувством одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость двух людей. В это понятие он включает способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошёл предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Понятие близости между людьми не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных группах и обладает достаточной этической силой, чтобы твёрдо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуждается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнёра и вступление в брак – одно из средств её достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью. Избегание переживаний и контактов, требующих близости, из-за тревожной боязни утраты собственного «Я» в молодости может привести к чувству изоляции, глубокого одиночества и последующему состоянию полной самопогружённости и дистанцирования от любых попыток сблизиться извне. Вместо чувства близости и открытости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлинить дистанцию, не пускать других на свою психологическую «территорию», в свой внутренний мир. На этой основе в молодости могут формироваться нарушения характера, психопатологии. Существует опасность, что эти стремления и возникающая на их основе предвзятость могут превратиться в личностные качества. 3. Межличностные отношения в ранней взрослости. В период ранней взрослости несколько по-другому складываются отношения с друзьями, которых уже не хочется переделать. Они принимаются такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Дружеские отношения как вид устойчивых межличностных отношений характеризуется глубокими эмоциональными контактами, взаимной привязанностью их участников, взаимным ожиданием ответных чувств и предпочтительности, а также усилением мотива аффилиации (стремление к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми). Основными признаками дружбы в этом возрасте являются: глубина, устойчивость и интенсивность отношений. Она основывается на общности интересов, идеалов, устремлений, единстве ценностных ориентаций. Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов. Если раньше общение осуществлялось с детской позиции, то теперь это общение взрослого со взрослым. Поначалу это может затруднять и удивлять молодого человека, но потом становится привычным и приносит чувство удовлетворения. Особую значимость в ранней взрослости сохраняет общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для юности характерны процессы обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне. А отношения становятся партнёрскими, в которых и взрослый ребёнок, зачастую уже с собственной семьёй, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития. Однако к процессу реального отделения от семьи не всегда готовы как сам молодой человек, так и его семья. Затруднить процесс обособления может неразрешённость основных задач юности: формирования социальной зрелости и личностного самоопределения. Чаще основное сопротивление оказывает семья, которая не может сохранить свою целостность, отпустив молодого человека. В особо трудной ситуации оказывается молодой человек, выросший в неполной семье, поскольку его отделение может во многом лишить мать смысла собственного существования. Труднее может происходить отделение у младших детей, если родители болезненно переживали отделение старшего. Помимо завершения процесса отделения от семьи можно отметить, что в период юности происходит осознание старения родителей, которое является прообразом собственного старения. И это может вызывать довольно сильные эмоциональные реакции. Кроме того, только теперь происходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений. Иногда появляется желание применить к ним свои знания, проиграть дома роль терапевта. Нередко к этому склоняют молодых людей сами родители. 4. Любовь в период ранней взрослости. Любовь – одна из важнейших человеческих ценностей, открываемых молодостью. Любовь, как понимали уже древние греки, на этом отрезке жизни многолика: это и филиа эретика – дружба между влюблёнными, и агапэ – бескорыстное, жертвенное чувство, и эунойя – отдавание, и патос – любовное желание, и харис – любовь, опирающаяся на благодарность и уважение, и мания – необузданная страсть, и эрос – желание. Мы должны отметить общность всех «ликов любви» - они ориентированы на другого человека и ищут, добиваются взаимности. В ранней взрослости особое значение имеет эротическая сторона любви, желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще, поэтому Э.Фромм называет эротическую любовь самым обманчивым видом любви. Э.Эриксон считает, что именно по отношению к молодому человеку, а не к юноше и тем более подростку, можно говорить об «истинной генитальности», поскольку большая часть сексуальных эпизодов, предшествующих этой готовности к близости с другими, несмотря на риск утраты собственной индивидуальности, была лишь проявлением поисков своего «Я» или результатом фаллических (вагинальных) стремлений к победе в соперничестве, что превращало юношескую сексуальную жизнь в генитальную битву. Прежде чем будет достигнут уровень сексуальной зрелости, многое в половой любви будет исходить из своекорыстия, голода идентичности: каждый из партнёров в действительности старается лишь придти к самому себе. Любовь служит потребности в новой и взаимно разделённой идентичности и являет собой витальную силу ранней взрослости. Половая идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а также психосексуальных установок и ориентаций (интерес к противоположному полу и т.д.). В ранней взрослости молодые люди ещё сохраняют подростковую узость и стереотипность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что они им «соответствуют». В то же время они уже чувствуют, что их индивидуальность не вписывается в жёсткие рамки этой дихотомии, что мужские и женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным. На этапе ранней взрослости может сохраняться как подростково-юношеское, незрелое чувство любви, так и обретается зрелое, мудрое. Э.Фромм отмечал разницу между такой детской любовью и любовью зрелой. Незрелая любовь следует принципу «Я люблю, потому что меня любят»; в основе зрелой любви лежит принцип «Меня любят, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен», зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю». С развитием способности любить связано развитие объекта любви. На последующих возрастных ступенях любовь как важнейшее социально-психологическое обретение человека не покинет его, но во многом изменит своё качественное содержание в связи с рождением детей, появлением новых отношений с собственными родителями, с наращиванием социального и личностного, эмоционального опыта, с переживанием невозвратимых утрат. Любовь обретёт свою обобщённую, абстрактную ипостась – станет благоговением перед жизнью, превратится в любовь к Богу, разовьётся в гуманизм космического масштаба, станет искусством любить. Э.Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; Материнской (отцовской) любви – установок, которые привьют ребёнку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать как прекрасно жить; любви к самому себе – не в смысле фрейдовского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию, свободе; любви к Богу как к жизненному принципу, уважения мирового порядка и гармонии. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития. Эриксоновская формула возраста звучит так: «Мы есть то, что мы любим».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.012 с.) |