Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социометрия и изучение групп в социологии

Поиск

Социометрия представляет собой особую отрасль социально-психологических и социологических исследований, ставящих своей целью изучить межличностные отношения в малых группах и осуществляющих это с помощью количественных методов. Однако у данного термина было и другое значение, которое, собственно, и указывает на его происхождение. Дело в том, что в конце XIX — начале ХХ вв. социометрия понималась как отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения в малых группах, акцентируя свое внимание на выявлении симпатий и антипатий, существующих внутри группы.

Приоритет внедрения социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений принадлежит Джекобу Морено (1892 — 1974), взгляды которого сформировались под сильным влиянием психоаналитической доктрины З. Фрейда, а затем под воздействием идей Г. Зиммеля и Ч. Кули. После окончания Венского университета Морено занялся психиатрической практикой, в процессе которой провел свои первые наблюдения внутригрупповых отношений и пришел к выводу о необходимости их специального исследования. Сами эти исследования осуществлялись уже в США, куда ученый переехал в 1925 г. Здесь он основывает Институт социометрии и психодрамы, получивший впоследствии название Институт Морено.

В период с 1937 по 1955 гг. под его руководством выходят в свет популярные периодические издания «Журнал межличностных отношений» и «Социометрия». В научном мире Морено был известен как автор работ «Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы» (1934), «Социометрия и культурный порядок» (1943), «Социодрама» (1944), «Психодрама» (1969).

Основатель социометрии считал, что психическое здоровье и адекватность поведения человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой социальной группе, к которой он принадлежит. Напротив, недостаток симпатий порождает фрустрацию и жизненные неурядицы. В этой связи задача социометрических процедур состоит в том, чтобы определить положение человека в контексте неформальных связей и понять его проблемы. Занимаясь групповой психотерапией, ученый создал своего рода «терапевтический театр», где пациент получал облегчение благодаря проигрыванию определенных психических состояний и социальных ролей на сцене и тем самым обучался необходимым навыкам действия в реальных условиях.

В своей теории Морено исходил из того, что в обществе существуют две структуры, требующие своего изучения: на социологическом уровне — это макросоциологическая структура, а на социально-психологическом уровне — микросоциологическая структура. Поэтому на первом уровне рассматриваются и анализируются все основные проблемы общества в целом, на втором же — межличностные отношения в малых группах. Исходя из этого, американский социолог выстроил систему дисциплин и методов, которые должны изучать оба уровня структур и разрешать возникающие в них проблемы. К этим дисциплинам относятся социономия — наука об основных социальных законах, социодинамика — наука о процессах, происходящих в малых группах, и социатрия — система методов излечения людей, испытывающих затруднения в общении в малых социальных группах.

Морено считал, что главным объектом исследования должны стать именно малые социальные группы, в которых устанавливаются определенные эмоциональные отношения людей друг с другом, представляющие собой «атомарную структуру общества». Однако простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, а посему они должны и могут быть выявлены лишь с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных. Последний включает в себя социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы и социометрические индексы. Эта техника, по мнению ученого, позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их устранения.

В качестве одного из примеров практического применения социометрии можно рассматривать проведенное Морено исследование в классе, где постоянно возникали конфликты как между педагогами и учащимися, так и внутри самого ученического коллектива. Вследствие этого успеваемость была низкой, а уровень нарушений дисциплины — высоким. Вникнув в суть дела, ученый предположил, что одной из причин сложившегося положения, возможно, является нежелание педагогов учитывать интересы учащихся. Это, по его мнению, проявилось даже в таком незначительном вопросе, как кто с кем сидит рядом на занятиях.

Морено, с согласия руководства школы, предложил выяснить путем письменного опроса, с кем бы каждый ученик желал сидеть рядом на уроках. При этом он сказал, что пойдет навстречу пожеланиям учеников в надежде, что это приведет к общему улучшению как успеваемости, так и дисциплины. В ходе опроса исследователи попросили учеников назвать двух-трех одноклассников, с которыми они предпочли бы сидеть рядом. Затем была составлена социометрическая матрица, представляющая собой таблицу, в которой были три колонки: кто выбирает, кого выбирают, количество отданных выборов. С помощью несложной обработки данных были получены результаты, на основе которых ученики были рассажены в классе с учетом их пожеланий. Вследствие проведенного мероприятия успеваемость начала улучшаться, а количество нарушений дисциплины снижаться; более того, конфликты в коллективе почти исчезли. Такой успех исследования Морено вызвал большой общественный резонанс и способствовал росту популярности социометрии в 30 — 40-е гг.

Если говорить в целом, то начиная с 20-х гг. прошлого столетия проблема социальных групп становится предметом изучения двух наук — социологии и социальной психологии. И это обстоятельство играет важную роль в развитии как одной, так и другой. Тем не менее подходы обеих указанных наук к рассмотрению одного и того же объекта исследования, т. е. социальных групп, существенно разнятся. Социология на первое место ставит выявление объективных критериев для проведения анализа процессов, происходящих в социальных группах, в то время как социальная психология занимается прежде всего выяснением специфики воздействия на личность конкретной социальной группы.

Но несмотря на различие подходов обеих наук к изучению общественных групп, проводимые ими исследования тесно переплетаются. И такое положение дел вполне закономерно, ибо сложно провести четкую разграничительную черту между социологическими и психологическими ракурсами общественной жизни.

Если говорить более конкретно, то большой вклад в исследование социальных групп в области промышленного производства внес Э. Мэйо, который, по сути дела, разработал понятие трудового коллектива как разновидности основной социальной группы в сфере производственной деятельности. Более того, он выявил механизмы укрепления и сплочения этих групп с помощью правильного выстраивания человеческих отношений.

В свою очередь, Дж. Морено неоднократно применял социометрическую матрицу в процессе проведения исследований на промышленных предприятиях. Однако, в отличие от Мэйо и Рётлисбергера, в работах которых был заметен преимущественно социологический уклон, изыскания этого социолога характеризовались своей социально-психологической направленностью. Вместе с другим американским социологом Э. Богардусом Морено вводит в научный оборот понятие «социальное расстояние», или «социальная дистанция», главной отличительной чертой которой объявляется взаимопонимание, устанавливающееся между индивидами и социальными группами.

В конце 30-х гг. Курт Левин (1890 — 1947) создает теорию групповой динамики, положив в основу взгляда на личность понятие «поле», заимствованное из физики. Последнее представляет собой «психологическое единство» личности и ее окружения и образуется потребностями человека и способностью других людей способствовать удовлетворению данных потребностей или, напротив, препятствовать этому. В концепции, предложенной американским социологом, изменение самой структуры поля описывалось в понятиях топологии и векторного передвижения. В результате в теории К. Левина постоянно проглядывало стремление вести социально-психологические исследования по образцу точных наук, и прежде всего физики. Кроме того, ученым были сформулированы два основных принципа социокультурной динамики. Согласно первому из них, малые группы могут рассматриваться как целостные образования; согласно второму, законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом. Если первый принцип не вызывает серьезных возражений, то второй оказывается довольно спорным. Неслучайно он породил бурные дискуссии: и основная проблема здесь состояла в том, что провозглашение микрогрупп своеобразной моделью общества в целом создавало иллюзию, что все значимые общественные вопросы могут и должны решаться на уровне микрогрупп. Это, конечно же, явно преувеличивало роль малой группы в жизни социального целого.

В 40-е гг. ХХ века разработку теории социальных групп продолжили Р. Бэйлз, Т. Ньюком, У. Уайт, Дж. Хоманс и др. Помимо классических тем теоретических разработок в этой области, они берутся за относительно новые: это — добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократия как особое социально-психологическое образование.

В дальнейшем исследования социальных групп утрачивают свою автономию и все теснее переплетаются с изучением социальных организаций, что выводит на авансцену социологический ракурс рассматриваемого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.007 с.)