Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социометрия и изучение групп в социологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социометрия представляет собой особую отрасль социально-психологических и социологических исследований, ставящих своей целью изучить межличностные отношения в малых группах и осуществляющих это с помощью количественных методов. Однако у данного термина было и другое значение, которое, собственно, и указывает на его происхождение. Дело в том, что в конце XIX — начале ХХ вв. социометрия понималась как отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения в малых группах, акцентируя свое внимание на выявлении симпатий и антипатий, существующих внутри группы. Приоритет внедрения социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений принадлежит Джекобу Морено (1892 — 1974), взгляды которого сформировались под сильным влиянием психоаналитической доктрины З. Фрейда, а затем под воздействием идей Г. Зиммеля и Ч. Кули. После окончания Венского университета Морено занялся психиатрической практикой, в процессе которой провел свои первые наблюдения внутригрупповых отношений и пришел к выводу о необходимости их специального исследования. Сами эти исследования осуществлялись уже в США, куда ученый переехал в 1925 г. Здесь он основывает Институт социометрии и психодрамы, получивший впоследствии название Институт Морено. В период с 1937 по 1955 гг. под его руководством выходят в свет популярные периодические издания «Журнал межличностных отношений» и «Социометрия». В научном мире Морено был известен как автор работ «Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы» (1934), «Социометрия и культурный порядок» (1943), «Социодрама» (1944), «Психодрама» (1969). Основатель социометрии считал, что психическое здоровье и адекватность поведения человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой социальной группе, к которой он принадлежит. Напротив, недостаток симпатий порождает фрустрацию и жизненные неурядицы. В этой связи задача социометрических процедур состоит в том, чтобы определить положение человека в контексте неформальных связей и понять его проблемы. Занимаясь групповой психотерапией, ученый создал своего рода «терапевтический театр», где пациент получал облегчение благодаря проигрыванию определенных психических состояний и социальных ролей на сцене и тем самым обучался необходимым навыкам действия в реальных условиях. В своей теории Морено исходил из того, что в обществе существуют две структуры, требующие своего изучения: на социологическом уровне — это макросоциологическая структура, а на социально-психологическом уровне — микросоциологическая структура. Поэтому на первом уровне рассматриваются и анализируются все основные проблемы общества в целом, на втором же — межличностные отношения в малых группах. Исходя из этого, американский социолог выстроил систему дисциплин и методов, которые должны изучать оба уровня структур и разрешать возникающие в них проблемы. К этим дисциплинам относятся социономия — наука об основных социальных законах, социодинамика — наука о процессах, происходящих в малых группах, и социатрия — система методов излечения людей, испытывающих затруднения в общении в малых социальных группах. Морено считал, что главным объектом исследования должны стать именно малые социальные группы, в которых устанавливаются определенные эмоциональные отношения людей друг с другом, представляющие собой «атомарную структуру общества». Однако простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, а посему они должны и могут быть выявлены лишь с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных. Последний включает в себя социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы и социометрические индексы. Эта техника, по мнению ученого, позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их устранения. В качестве одного из примеров практического применения социометрии можно рассматривать проведенное Морено исследование в классе, где постоянно возникали конфликты как между педагогами и учащимися, так и внутри самого ученического коллектива. Вследствие этого успеваемость была низкой, а уровень нарушений дисциплины — высоким. Вникнув в суть дела, ученый предположил, что одной из причин сложившегося положения, возможно, является нежелание педагогов учитывать интересы учащихся. Это, по его мнению, проявилось даже в таком незначительном вопросе, как кто с кем сидит рядом на занятиях. Морено, с согласия руководства школы, предложил выяснить путем письменного опроса, с кем бы каждый ученик желал сидеть рядом на уроках. При этом он сказал, что пойдет навстречу пожеланиям учеников в надежде, что это приведет к общему улучшению как успеваемости, так и дисциплины. В ходе опроса исследователи попросили учеников назвать двух-трех одноклассников, с которыми они предпочли бы сидеть рядом. Затем была составлена социометрическая матрица, представляющая собой таблицу, в которой были три колонки: кто выбирает, кого выбирают, количество отданных выборов. С помощью несложной обработки данных были получены результаты, на основе которых ученики были рассажены в классе с учетом их пожеланий. Вследствие проведенного мероприятия успеваемость начала улучшаться, а количество нарушений дисциплины снижаться; более того, конфликты в коллективе почти исчезли. Такой успех исследования Морено вызвал большой общественный резонанс и способствовал росту популярности социометрии в 30 — 40-е гг. Если говорить в целом, то начиная с 20-х гг. прошлого столетия проблема социальных групп становится предметом изучения двух наук — социологии и социальной психологии. И это обстоятельство играет важную роль в развитии как одной, так и другой. Тем не менее подходы обеих указанных наук к рассмотрению одного и того же объекта исследования, т. е. социальных групп, существенно разнятся. Социология на первое место ставит выявление объективных критериев для проведения анализа процессов, происходящих в социальных группах, в то время как социальная психология занимается прежде всего выяснением специфики воздействия на личность конкретной социальной группы. Но несмотря на различие подходов обеих наук к изучению общественных групп, проводимые ими исследования тесно переплетаются. И такое положение дел вполне закономерно, ибо сложно провести четкую разграничительную черту между социологическими и психологическими ракурсами общественной жизни. Если говорить более конкретно, то большой вклад в исследование социальных групп в области промышленного производства внес Э. Мэйо, который, по сути дела, разработал понятие трудового коллектива как разновидности основной социальной группы в сфере производственной деятельности. Более того, он выявил механизмы укрепления и сплочения этих групп с помощью правильного выстраивания человеческих отношений. В свою очередь, Дж. Морено неоднократно применял социометрическую матрицу в процессе проведения исследований на промышленных предприятиях. Однако, в отличие от Мэйо и Рётлисбергера, в работах которых был заметен преимущественно социологический уклон, изыскания этого социолога характеризовались своей социально-психологической направленностью. Вместе с другим американским социологом Э. Богардусом Морено вводит в научный оборот понятие «социальное расстояние», или «социальная дистанция», главной отличительной чертой которой объявляется взаимопонимание, устанавливающееся между индивидами и социальными группами. В конце 30-х гг. Курт Левин (1890 — 1947) создает теорию групповой динамики, положив в основу взгляда на личность понятие «поле», заимствованное из физики. Последнее представляет собой «психологическое единство» личности и ее окружения и образуется потребностями человека и способностью других людей способствовать удовлетворению данных потребностей или, напротив, препятствовать этому. В концепции, предложенной американским социологом, изменение самой структуры поля описывалось в понятиях топологии и векторного передвижения. В результате в теории К. Левина постоянно проглядывало стремление вести социально-психологические исследования по образцу точных наук, и прежде всего физики. Кроме того, ученым были сформулированы два основных принципа социокультурной динамики. Согласно первому из них, малые группы могут рассматриваться как целостные образования; согласно второму, законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом. Если первый принцип не вызывает серьезных возражений, то второй оказывается довольно спорным. Неслучайно он породил бурные дискуссии: и основная проблема здесь состояла в том, что провозглашение микрогрупп своеобразной моделью общества в целом создавало иллюзию, что все значимые общественные вопросы могут и должны решаться на уровне микрогрупп. Это, конечно же, явно преувеличивало роль малой группы в жизни социального целого. В 40-е гг. ХХ века разработку теории социальных групп продолжили Р. Бэйлз, Т. Ньюком, У. Уайт, Дж. Хоманс и др. Помимо классических тем теоретических разработок в этой области, они берутся за относительно новые: это — добровольные ассоциации, харизматические группы, бюрократия как особое социально-психологическое образование. В дальнейшем исследования социальных групп утрачивают свою автономию и все теснее переплетаются с изучением социальных организаций, что выводит на авансцену социологический ракурс рассматриваемого объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.007 с.) |