Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистический» и «антигуманистический» марксизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дальнейшее развитие неортодоксального марксизма после окончания Второй мировой войны стимулировали публикация юношеских произведений Маркса, осуществленная в 30-е гг. в СССР, и издание в ГДР в 1953 г. подготовительных материалов к «Капиталу», названных «Основы критики политической экономии». Предметом особого внимания стала юношеская работа родоначальника марксизма «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Высказанные в ней идеи привели к долгим и интенсивным дискуссиям об отношении творчества «молодого Маркса» и «зрелого Маркса». Острая идейная борьба между оппонентами велась в основном по проблемам личности и гуманизма. Сначала тон ей задавал экзистенциалист Жан Поль Сартр (1905 — 1980), который в работе «Проблемы метода» утверждал, что Маркс «ставит в центр внимания своих исследований конкретного человека» и в этой связи, подобно Кьекркегору, «утверждает специфичность человеческого существования» (экзистенции) и, подобно Гегелю, «рассматривает конкретного человека в его объективной реальности». Отсюда сартровская критика ортодоксального («идеалистического») марксизма, согласно которому «человек целиком детерминируется существующими обстоятельствами, т. е. в конечном счете, экономическими условиями, и является пассивным продуктом, суммой условных рефлексов». При таком понимании, делает вывод Сартр, «различие между действующим человеком и механизмом сводится к нулю». В противовес марксистским ортодоксам французский экзистенциалист подчеркивает, что предметом гуманистической философии «является отдельный человек в социальном поле, внутри своего класса, среди коллективных объектов и других людей — отчужденный, овеществленный, мистифицированный индивидуум, такой, каким его сделали разделение труда и эксплуатация, но борющийся с отчуждением при помощи испорченных инструментов и, несмотря ни на что, упорно отвоевывающий территории». Стало быть, используемые молодым Марксом понятия «отчуждение», «фетишизация», «овеществление», по Сартру, отсылают непосредственным образом к «экзистенциальным структурам», что позволяет говорить об экзистенциалистской проблематике в лоне марксистской доктрины и, более того, утверждать, что «марксизм самого Маркса… неявно содержал в себе требование дать экзистенциальное обоснование теории». И далее следует прогноз философа, что «марксизм выродится в бесчеловечную антропологию, если он не включит в себя вновь самого человека в качестве своего основания». Призыв Сартра был услышан некоторыми французскими марксистами, которые на первое место поставили гуманистическую проблематику. Так, А. Лефевр выступил против «материалистического постулата» в марксизме и основной проблемой философии объявил отчуждение человека в современном мире. За ним последовал Р. Гароди, провозгласивший марксизм «открытым гуманистическим учением» и призвавшим обогащать его путем соответствующей интерпретации работ молодого Маркса, а также философии Л. Фейербаха и И. Фихте и даже заимствования ряда гуманистических положений из экзистенциализма. Но эта попытка гуманистической интерпретации учения Маркса во Франции незамедлительно вызвала ответную реакцию, прозвучавшую из уст Луи Альтюссера (1918 — 1990), который начал свою статью «Марксизм и гуманизм» (1964) с утверждения о «теоретическом антигуманизме» Марксовой теории. Сразу же следует уточнить, что если под марксистским гуманизмом понимается освобождение трудящихся от эксплуатации и создание бесклассового общества, то этот вопрос не вызывал никаких разногласий среди марксистов. Речь в проведенной на страницах журнала «Nouvelle critique» дискуссии в 1965 — 1966 гг. шла о другом: необходима ли в лоне марксизма специальная концепция гуманизма, основанная на изучении человека вообще, его сущности, потребностей и т. д. и если да, то каково ее место по отношению к общефилософской основе марксизма — историческому материализму. Выступив против попытки «антропологизации» марксизма со стороны А. Лефевра и Р. Гароди, Л. Альтюссер и ряд его последователей (Э. Балибар, П. Марше, Д. Лекур) выдвинули на первый план проблему изучения социальной структуры. Исходной точкой их исследований стало утверждение, что в обществе не существует «изначального простого единства» в виде некой субстанции, сущности или акта, а есть «всегда-уже-данное сложное сконструированное единство». Отсюда следует, что сложное единство общества не может быть объяснено ни развертыванием какого-то исходного простого принципа, ни его «скрытым присутствием» во всех общественных сферах. И коль скоро этот всепроникающий принцип отсутствует, то структура общества держится на специфических сочленениях различных общественных сфер, или «инстанций», как их называет Альтюссер. Эти «инстанции» являются в то же время различными видами человеческой практики — экономической, политической, идеологической, научной. Все указанные виды практики постоянно взаимодействуют и воздействуют друг на друга. Однако среди них определяющей, в конечном счете, является экономическая практика как «последняя инстанция», как базис всякого общества. Ее-то французский философ и называет «сверхдетерминацией». При этом понятие «сверхдетерминация», по Альтюссеру, не только служит для объяснения необходимой внутренней связи между экономическим базисом и надстроечными «инстанциями», но и помогает обосновать более гибкий характер этой связи по сравнению как с гегелевской, так и механистической концепцией общества. Дело в том, что сверхдетерминирующее «наложение» друг на друга различных «инстанций», различных противоречий и их «отражение» друг в друге не является однозначным, раз и навсегда определенным. Оно может оказывать усиливающее или ослабляющее воздействие, обостряющее или притупляющее те или иные конкретные противоречия. Понятие «сверхдетерминация» в концепции французского философа «работает» не само по себе, а вместе с такими понятиями, как «сочленение» (определенный тип связи), «доминанта» (доминирование определенной общественной сферы), «неравномерность» (несимметричный или негармоничный характер структурных связей) и др. В дальнейшем Альтюссер вносит в этот категориальный аппарат ряд уточнений. Например, он различает «сверхдетерминацию» (sur-determination) и «недодетерминацию» (sous-determination), имея в виду два типа наложения противоречий — 1) обостряющее и приводящее к их разрешению; 2) притупляющее и приводящее к торможению развития. Кроме того, французский марксист предложил «структурировать» само историческое время. По его мнению, необходимо преодолеть обыденное представление о последнем как о едином, однородном, непрерывном процессе и признать наличие специфических временных модальностей у различных общественных «инстанций», или уровней. Подводя итог нашего рассмотрения новых веяний, заявивших о себе в марксизме, начиная с 20-х гг. прошлого века, отметим, что учение Маркса стало трактоваться с самых различных точек зрения. В отличие от СССР, где марксизм превратился уже до Второй мировой войны в застывшую догму, изложенную в небольшой главе написанной И. В. Сталиным «Истории ВКП (б)», зарубежные марксисты пытались развить его в разных направлениях, что по большей части определялось насущной практикой революционной борьбы. Позитивистско-объективистская трактовка учения Маркса, преобладавшая у лидеров II Интернационала, вызвала в качестве ответной реакции подчеркивание роли субъективных факторов исторического процесса, что нашло свое яркое отражение в работах Д. Лукача и К. Корша. После окончания Второй мировой войны на первое место выходят проблемы отчуждения и его преодоления, навеянные ранними работами Маркса, опубликованными еще в 30-е гг. Однако эта гуманизация марксизма встречает резкое неприятие со стороны некоторых французских философов, развивавших в противовес антропологическим мотивам, доминирующим в трудах А. Лефевра и Р. Гароди, структуралистский подход, отодвигающий человека как субъекта истории на задний план (Л. Альтюссер и его последователи). Аналитический марксизм В 80-е гг. минувшего столетия в марксистской среде появилось новое направление, получившее название «аналитический марксизм». Свою основную задачу его представители видели в том, чтобы дальше развить теорию Маркса средствами немарксистской науки и философии. И действительно, марксисты-аналитики стремились в своих работах сочетать некоторые положения марксизма с немарксистскими теориями и методами, дабы освободить учение Маркса от ненаучных, с их точки зрения, элементов. При этом целенаправленно и сознательно применялась англосаксонская аналитическая философия, а точнее, разработанные ею концепции рационального выбора и некоторые формы теории игр. Используя эти современные логические средства, философы-аналитики пытались ответить на ряд фундаментальных марксистских вопросов. Вот некоторые из них: Почему и как возникают классы? Существует ли на деле эксплуатация трудящихся и возможно ли ее свести на нет? Представляет ли социализм интерес для рабочих при современном капиталистическом обществе? Является ли возможной в настоящее время социалистическая революция или единственный путь к социализму — мирный переход? Можно ли считать равенство целью марксистской этики? Возникновение аналитического марксизма обычно связывают с выходом в свет (1978 г.) книги канадского, хотя и живущего в Англии, философа Дж. А. Коэна «Историческая теория Карла Маркса: защита», где проводится подробное рассмотрение основополагающих понятий, которыми родоначальник марксизма пользовался в своей теории, и делается вывод, что последний при построении собственной концепции использует функционалистскую объяснительную модель. Это утверждение Коэна вызвало оживленную дискуссию, в ходе которой Дж. Эльстер утверждал, что социальную теорию следует низвести на уровень индивидов, а точнее свести ее к анализу рационального выбора индивидов, что делает неприемлемым функционалистский подход, предложенный Коэном, и требует его замены так называемым методологическим индивидуализмом. Обоснованию этого положения и служит книга Эльстера «Разъясняя Маркса» (1985). Математик и экономист Дж. Рёмер в своих работах «Аналитическое обоснование марксистской экономической теории» (1981) и «Общая теория эксплуатации классов» (1982) ставит вопрос: что именно служит причиной эксплуатации при капитализме? Для правильного ответа на данный вопрос он считает необходимым разработать общую теорию эксплуатации, относящуюся в принципе к обществу любого типа. Анализ современного классового общества и в особенности нового среднего класса стремился осуществить в своих книгах Э. О. Райт. В ходе проведенного исследования он выработал понятие «противоречивых классовых позиций», состоящее из трех измерений, включающих контроль за: 1) денежным капиталом; 2) физическим капиталом (станки и т. д.); 3) работой. Основываясь на этой схеме, ученый пришел к неутешительному выводу, что рабочие и капиталисты отличаются полной поляризацией во всех трех измерениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |