Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консервативное направление психоаналитической ориентации в социологии

Поиск

Основными представителями этой ориентации, оказавшими значительное влияние на постановку и разработку ряда проблем социологического характера, стали А. Адлер, К. Г. Юнг и К. Хорни.

Альфред Адлер (1870 — 1937) начал свою научно-исследовательскую деятельность психоаналитика в Европе, а в 1935 г. переселился в США. С 1902 по 1911 гг. он активно сотрудничал с Фрейдом, полностью разделяя его взгляды, однако, затем между ними возникли разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальной природы неврозов и других феноменов. По его мнению, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсации этого дефекта занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Это чувство вызывается как органическими — морфологическими и функциональными недостатками органов, так и субъективными факторами — ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях. Ощущение неполноценности не есть что-то из ряда вон выходящее, это вполне обычное состояние, являющееся стимулом психического развития индивида. Последний стремится преодолеть неполноценность; и чем сильнее чувство неполноценности, тем настоятельнее стремление по его преодолению в форме жажды превосходства, власти над окружающей средой. Таким образом, фрейдовскую сексуальную доминанту Адлер заменяет волей человека к власти, на основе которой в принципе и строится его характер.

С чувством неполноценности, по Адлеру, связана также и постановка основополагающей цели жизни индивида, которая ориентирует весь поток его жизненной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную личностную структуру, которую ученый называет «стилем жизни». Именно последний как продукт творчества индивида выражает его уникальность и неповторимость. Адлер особо подчеркивает, что человеческое бытие социально и что только посредством социального общения индивид становится частью общества и участником великого разделения труда. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить свои важнейшие проблемы и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, которое порой развивается по пути преступного поведения.

Другой крупной фигурой консервативного направления стал швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875 — 1961). Свою концепцию он назвал аналитической психологией. Центр ее содержания составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, впечатления связанные с травмами. Оно непосредственно сопряжено с историей индивида. Но главную роль Юнг отводил все же коллективному бессознательному, являющему собой бессознательную психику, включающую инстинкты, влечения и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая составная часть психики людей, независимая от развития индивида и его сознания. Оно включает в себя национальные, расовые, общечеловеческие верования и предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они соответствуют образам и символам, выражающим самые глубинные слои бессознательного.

Архетипы, считает Юнг, формировались в течение сотен тысяч лет и располагаются слоями по уровням: на самом верху, под тонким слоем индивидуального сознания, лежат бессознательные архетипы личности; под ними семейное, национальное, расовое бессознательное; еще ниже — архетипы общие у человека и животных; и, наконец, архетипы, представляющие генетические и молекулярные формы жизни.

С помощью архетипов создаются мифы, религии и философские концепции, оказывающие существенное воздействие на целые народы и исторические эпохи и характеризующие их. Таким образом, чем-то напоминая «коллективные представления» Э. Дюркгейма, юнговские архетипы выступают в качестве основы большинства форм мышления, представляя собой закодированные посредством символов и образов программы поведения человека.

Процесс становления личности Юнг связывает с индивидуализацией. Ее цель — становление самостью — психологически означает объединение, уравновешивание и связывание сознательного с бессознательным. В одном из своих главных трудов «Психологические типы» ученый различает две базисные установки личности — экстравертную, направленную на внешний мир, и интровертную, направленную на внутренний мир. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности. Типология личности, предложенная швейцарским ученым, в дальнейшем сыграла важную роль для проведения исследований, касающихся взаимоотношений личности и социальной среды. Тем самым она оказала существенное влияние на развитие как социальной психологии, так и социологии.

В этом же русле осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность и Карен Хорни (1885 — 1952). До 1932 г. она работала в Берлинском психоаналитическом институте, затем эмигрировала в США, где в 1941 г. создала Американский институт психоанализа и возглавляла его долгое время.

Подобно Адлеру и Юнгу, она подвергла критике либидозную теорию инстинктов Фрейда, упрекая его в игнорировании роли так называемых «культурных факторов». Исходя из того, что бессознательные влечения связаны с общественными потребностями, Хорни полагала, что они несут на себе определенный отпечаток конкретной культуры, поскольку возникают не только под воздействием биологических факторов, но и социальной среды. При этом роль последней, по мнению американского психоаналитика, может быть даже больше, чем первых.

Поэтому при рассмотрении природы внутриличностных конфликтов Хорни указывала, что они, будучи связанными с бессознательными комплексами, в то же время являются отражением социальных противоречий и антагонизмов на психологическом уровне. Более того, она полагала, что неврозы, которым оказываются подверженными люди, представляют собой следствие воздействия на человека «больного общества», которое как раз и выступает в качестве основного фактора разрушения межличностных отношений.

При этом Хорни была уверена, что человеческая психика обладает огромным потенциалом, позволяющим справиться индивиду с травмирующим воздействием окружающей его социальной среды. Однако чтобы достичь этого, человек должен постоянно стремиться реализовать свое «реальное Я», что даст ему возможность сохранить собственную автономию и тем самым преодолеть разрушительное воздействие, оказываемое на него неблагоприятной социальной и культурной средой.

Не отрицая роли бессознательных побуждений в жизни людей, Хорни одновременно вместо сексуального инстинкта, доминировавшего в теории Фрейда, в качестве основного фактора человеческого поведения рассматривала стремление к безопасности, которое развивается под воздействием часто возникающего у индивида чувства отчуждения, беспокойства и тревоги.

На этой основе она строит свою типологию моделей человеческого поведения. Так, первый, выделенный ею тип человека, отличается тем, что он стремится сблизиться с другими людьми, поскольку видит в них основное средство обретения своей безопасности. Второй тип, напротив, определяется стремлением уйти от людей, ибо, рассматривая социальную среду лишь как фактор отчуждения, он обретает собственную безопасность в своем внутреннем мире. И, наконец, третий тип поведения человека отличается агрессивной настроенностью против людей. Это связано с тем, что в его сознании мир людей предстает как что-то враждебное и, стало быть, требующее разрушения и уничтожения. Соответственно основным типам поведения и типы личности определяются Хорни как устойчивый, самоустраненный и деструктивный.

В заключение отметим, что последователи Фрейда отказываются от сугубо биологической трактовки психики человека и значительно большее внимание уделяют социокультурным факторам его развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.011 с.)