Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Консервативное направление психоаналитической ориентации в социологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными представителями этой ориентации, оказавшими значительное влияние на постановку и разработку ряда проблем социологического характера, стали А. Адлер, К. Г. Юнг и К. Хорни. Альфред Адлер (1870 — 1937) начал свою научно-исследовательскую деятельность психоаналитика в Европе, а в 1935 г. переселился в США. С 1902 по 1911 гг. он активно сотрудничал с Фрейдом, полностью разделяя его взгляды, однако, затем между ними возникли разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальной природы неврозов и других феноменов. По его мнению, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсации этого дефекта занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. Это чувство вызывается как органическими — морфологическими и функциональными недостатками органов, так и субъективными факторами — ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях. Ощущение неполноценности не есть что-то из ряда вон выходящее, это вполне обычное состояние, являющееся стимулом психического развития индивида. Последний стремится преодолеть неполноценность; и чем сильнее чувство неполноценности, тем настоятельнее стремление по его преодолению в форме жажды превосходства, власти над окружающей средой. Таким образом, фрейдовскую сексуальную доминанту Адлер заменяет волей человека к власти, на основе которой в принципе и строится его характер. С чувством неполноценности, по Адлеру, связана также и постановка основополагающей цели жизни индивида, которая ориентирует весь поток его жизненной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную личностную структуру, которую ученый называет «стилем жизни». Именно последний как продукт творчества индивида выражает его уникальность и неповторимость. Адлер особо подчеркивает, что человеческое бытие социально и что только посредством социального общения индивид становится частью общества и участником великого разделения труда. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить свои важнейшие проблемы и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, которое порой развивается по пути преступного поведения. Другой крупной фигурой консервативного направления стал швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875 — 1961). Свою концепцию он назвал аналитической психологией. Центр ее содержания составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллективном. Личное бессознательное — это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, впечатления связанные с травмами. Оно непосредственно сопряжено с историей индивида. Но главную роль Юнг отводил все же коллективному бессознательному, являющему собой бессознательную психику, включающую инстинкты, влечения и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая составная часть психики людей, независимая от развития индивида и его сознания. Оно включает в себя национальные, расовые, общечеловеческие верования и предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование сознательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они соответствуют образам и символам, выражающим самые глубинные слои бессознательного. Архетипы, считает Юнг, формировались в течение сотен тысяч лет и располагаются слоями по уровням: на самом верху, под тонким слоем индивидуального сознания, лежат бессознательные архетипы личности; под ними семейное, национальное, расовое бессознательное; еще ниже — архетипы общие у человека и животных; и, наконец, архетипы, представляющие генетические и молекулярные формы жизни. С помощью архетипов создаются мифы, религии и философские концепции, оказывающие существенное воздействие на целые народы и исторические эпохи и характеризующие их. Таким образом, чем-то напоминая «коллективные представления» Э. Дюркгейма, юнговские архетипы выступают в качестве основы большинства форм мышления, представляя собой закодированные посредством символов и образов программы поведения человека. Процесс становления личности Юнг связывает с индивидуализацией. Ее цель — становление самостью — психологически означает объединение, уравновешивание и связывание сознательного с бессознательным. В одном из своих главных трудов «Психологические типы» ученый различает две базисные установки личности — экстравертную, направленную на внешний мир, и интровертную, направленную на внутренний мир. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности. Типология личности, предложенная швейцарским ученым, в дальнейшем сыграла важную роль для проведения исследований, касающихся взаимоотношений личности и социальной среды. Тем самым она оказала существенное влияние на развитие как социальной психологии, так и социологии. В этом же русле осуществляет свою научно-исследовательскую деятельность и Карен Хорни (1885 — 1952). До 1932 г. она работала в Берлинском психоаналитическом институте, затем эмигрировала в США, где в 1941 г. создала Американский институт психоанализа и возглавляла его долгое время. Подобно Адлеру и Юнгу, она подвергла критике либидозную теорию инстинктов Фрейда, упрекая его в игнорировании роли так называемых «культурных факторов». Исходя из того, что бессознательные влечения связаны с общественными потребностями, Хорни полагала, что они несут на себе определенный отпечаток конкретной культуры, поскольку возникают не только под воздействием биологических факторов, но и социальной среды. При этом роль последней, по мнению американского психоаналитика, может быть даже больше, чем первых. Поэтому при рассмотрении природы внутриличностных конфликтов Хорни указывала, что они, будучи связанными с бессознательными комплексами, в то же время являются отражением социальных противоречий и антагонизмов на психологическом уровне. Более того, она полагала, что неврозы, которым оказываются подверженными люди, представляют собой следствие воздействия на человека «больного общества», которое как раз и выступает в качестве основного фактора разрушения межличностных отношений. При этом Хорни была уверена, что человеческая психика обладает огромным потенциалом, позволяющим справиться индивиду с травмирующим воздействием окружающей его социальной среды. Однако чтобы достичь этого, человек должен постоянно стремиться реализовать свое «реальное Я», что даст ему возможность сохранить собственную автономию и тем самым преодолеть разрушительное воздействие, оказываемое на него неблагоприятной социальной и культурной средой. Не отрицая роли бессознательных побуждений в жизни людей, Хорни одновременно вместо сексуального инстинкта, доминировавшего в теории Фрейда, в качестве основного фактора человеческого поведения рассматривала стремление к безопасности, которое развивается под воздействием часто возникающего у индивида чувства отчуждения, беспокойства и тревоги. На этой основе она строит свою типологию моделей человеческого поведения. Так, первый, выделенный ею тип человека, отличается тем, что он стремится сблизиться с другими людьми, поскольку видит в них основное средство обретения своей безопасности. Второй тип, напротив, определяется стремлением уйти от людей, ибо, рассматривая социальную среду лишь как фактор отчуждения, он обретает собственную безопасность в своем внутреннем мире. И, наконец, третий тип поведения человека отличается агрессивной настроенностью против людей. Это связано с тем, что в его сознании мир людей предстает как что-то враждебное и, стало быть, требующее разрушения и уничтожения. Соответственно основным типам поведения и типы личности определяются Хорни как устойчивый, самоустраненный и деструктивный. В заключение отметим, что последователи Фрейда отказываются от сугубо биологической трактовки психики человека и значительно большее внимание уделяют социокультурным факторам его развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.011 с.) |