Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классический бихейвиоризм и необихейвиористская социологическая концепция Б. СкиннераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение бихейвиористских концепций и теорий социального обмена в одной лекции представляется нам вполне закономерным в виду того, что основываются они на одних и тех же методологических принципах. Прежде всего, следует отметить, что как бихейвиористские, так и необихейвиористские учения стремятся реализовать как можно наиболее полно методологические установки философии позитивизма и неопозитивизма, что предполагает абсолютизацию стандарта научного исследования, сложившегося в естествознании, стремление полностью устранить ценностные установки как препятствующие достижению истинности познания, использование принципов верификации (эмпирической проверки) и операционализма и т. д. Кроме того, в основе бихейвиоризма лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных процессов (реакций) и сводимых к ним вербальных ответов на воздействие внешней среды (стимулы). Из этого вытекает отказ от признания роли любых внутренних (психологических) звеньев, опосредующих ответы человека, и объяснение его поведения с помощью однозначной схемы «стимул — реакция». Следуя в русле бихейвиористских и необихейвиористских установок, теории социального обмена также базируются на концепции оперантного обусловливания поведения, выступающего в виде «закона выгоды», которому подчиняется социальный обмен. В результате поведение человека описывается посредством «выплат» (реакций) на те или иные «награды» (стимулы), которые он получает. Вследствие этого удачный «обмен» закрепляется и воспроизводится, а неудачный — отбрасывается. Одним словом, и бихейвиоризму и теориям социального обмена свойственен явный позитивистский крен, который находит свое выражение в натурализме, объективизме и, как следствие, в крайнем сциентизме. Бихейвиоризм возникает прежде всего как теория, являющаяся антиподом субъективной (интроспективной) психологии, которая сводила психическую жизнь людей к «фактам сознания». Его основателем стал Джон Уотсон (1878 — 1958), который утверждал, что действия животных допускают строго механическое объяснение без прибегания к понятиям «душа», «психика» или «сознание». И поскольку человеческое поведение в принципе ничем не отличается от поведения животных, то его объяснение может быть сведено к схеме «стимул — реакция» (S R). «Бихейвиоризм в своем стремлении создать единую схему анимальных реакций, — писал американский ученый, — не признает разграничительной линии между человеком и животным», а посему «поведение человека во всех его тонкостях и сложности составляет только часть общей схемы исследований бихейвиориста». В этой связи Уотсон утверждал, что речевая деятельность, свойственная человеку, подчиняется принципу условного рефлекса и что в составе мышления нет ничего, кроме речевых реакций. Более того, он доказывал, что человек мыслит не образами, а мышцами. И коль скоро даже речь человека не может быть выведена за пределы его двигательного опыта, то бихейвиоризму следует им и ограничить зону познания. В результате поведение в бихейвиористской трактовке приобретает однозначный смысл, так как из него исключаются а) факты сознания (субъективная мотивация и ценностные установки) и б) нейрофизиологический субстрат. Так возникает весьма упрощенная формула «стимул — реакция» как конечная единица отношений организма к среде. Отсюда вытекает и основной постулат бихейвиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, поскольку последнее в принципе ненаблюдаемо. Само же поведение представляет собой совокупность реакций на набор фиксируемых стимулов, и не более того. Что касается субъективной стороны поведения, то (считая мозг «таинственным ящиком», содержание которого недоступно непосредственному наблюдению) Уотсон его просто полностью игнорировал. Это нашло свое отражение в выдвинутой им программе научения, которая строилась с расчетом на то, чтобы путем повторения внешних воздействий заложить в организм не сумму впечатлений и идей, а определенный набор двигательных реакций. Причем научение основывалось на том, что успешная, т. е. результативная реакция и впредь будет иметь тенденцию к воспроизводству при аналогичных условиях и стимулах. В этом проявляется бихейвиористский «закон эффекта». Закрепление же самих реакций подчиняется другому закону — «закону упражнения», который утверждает, что многократные повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции. В результате вырисовывается радужная перспектива, что любого индивида можно снабдить любым набором адаптивных (приспособительных) реакций, которые позволят организовать его поведение так, чтобы оно выступало в общественно приемлемых формах. Таким образом, руководствуясь бихейвиористской теорией, станет возможным разрешить «на научной основе» многие острые социальные проблемы и тем самым установить в обществе согласие и порядок. В 30-е гг. в связи с кризисом в психологии в рядах бихейвиористов возникает стремление задуматься над возможностью, как распространить методологию бихейвиоризма на игнорируемые им прежде стороны человеческой деятельности — субъективные мотивы и побуждения. Решение этой задачи поставили своей целью Э. Толмен и К. Халл. Эдвард Толмен (1886 — 1959) стал инициатором исследования «медиаторов», т. е. внутренних процессов сознания, совершающихся между стимулом и реакцией. Исходя из того, что «медиаторы» — это не фикции, а реальные факторы поведения, он доказывал, что для них должны существовать столь же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. С этой целью Толменом вводится понятие промежуточных переменных, под которыми подразумевается совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между непосредственными стимулами и ответным поведением. Поставив большое количество экспериментов над крысами, ученый пришел к выводу, что эти животные обнаруживают своего рода изобретательность, заключающуюся в том, что, решая какие-то поставленные им проблемы, они намечают и проверяют «гипотезы». В связи с этим Толменом по-новому были оценены два главных закона «классического» бихейвиоризма: закон упражнения и закон эффекта. По мнению американского ученого, истинный смысл упражнения состоит в образовании определенных познавательных структур. Крыса, например, научается находить в лабиринте путь к пище благодаря тому, что у нее «в уме» складывается «познавательная карта» этого пути, а не простая сумма двигательных навыков. Устремленное к цели животное различает сигналы среды, связывая с ними ожидания (expectations). И если ожидания не подтверждаются, то поведение нарушается. Стало быть, усвоенная животным «познавательная карта» подкрепляется ожиданием и его подтверждением, а не самим по себе удовлетворением потребности. Разработанные Толменом положения дали повод назвать его концепцию научения «познавательной». И действительно она являла собой попытку включить в систему бихейвиористских понятий познавательный или, говоря современным языком, информационный фактор. Однако ученый сразу же столкнулся с трудностями, которых не существовало для Уотсона, полагавшего, что стимул автоматически производит движения. У Толмена же прямая связь между стимулом и реакцией прерывалась промежуточными звеньями («познавательными картами», или «гипотезами»). Но как объяснить тогда, не покидая естественнонаучной почвы, способность образа управлять реальным мышечным действием? На это ученый не мог дать вразумительного ответа. В отличие от Толмена, Кларк Халл (1884 — 1952) утверждал, что психологии не хватает гипотетико-дедуктивных методов, которыми так сильна физика, а также математического аппарата, позволяющего в уравнениях выразить все комплексное поведение организма. В этой связи он считал, что толменовские промежуточные переменные должны получить точную количественную характеристику, и верил, что математические формулы сами по себе обеспечат однозначное понимание поведения и его законов. Главным же признаком научения Халл признавал редукцию (ослабление) потребности, а не просто смежность стимула и реакции (Уотсон) и не познавательные факторы (Толмен). Но постепенно в кругах необихейвиористов наступает разочарование в промежуточных переменных Толмена и Халла и намечается возврат к «радикальному» (т. е. первоначальному) бихейвиоризму. И знаковой фигурой здесь становится Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990). Мировую известность ему как ученому принес так называемый «скиннеровский ящик» — специальная методика обучения, при которой подопытные животные получают подкрепление только после того, как производят какую-либо операцию: например, нажимают на рычаг. И все же наиболее значимой для развития социальной теории, и в частности теории обмена, стала его книга «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), где американский ученый ставит задачу объяснить, каким образом поведение человека как некой материальной системы соотносится с теми условиями, в которых эволюционировал человеческий вид, а также с условиями, в которых существует данный индивид. С этой целью, пишет Скиннер, «мы можем, последовав примеру физики и биологии, обратиться непосредственно к отношению между поведением и окружением и пренебречь мнимыми опосредующими состояниями сознания». И, более того, при научном анализе поведения нет надобности в том, чтобы раскрывать состояние сознания, чувства, черты характера, планы, замыслы, настроения и желания автономного человека. Устранив сферу человеческого сознания, американский ученый считает необходимым рассматривать поведение людей в качестве «реакций на стимулы». При этом вся его «технология поведения» строится на принципе дрессуры, т. е. формировании соответствующих реакций на воздействие окружающей среды. С помощью системы поощрений или порицаний поведение человека можно запрограммировать в нужном направлении. И коль скоро индивид является всего лишь производным среды, то он «не может считаться ответственным за то, что делает». Но освобожденный от ответственности, он лишается свободы и достоинства и становится всего лишь марионеткой, которой можно произвольно манипулировать. Однако Скиннера такой исход ничуть не смущает и не пугает, ибо его задача состоит в том, чтобы сформировать общности людей, основанные на идеях оперантного бихейвиоризма, т. е. полностью интегрировать индивидов в «систему позитивного подкрепления через поведение» и тем самым создать общество («общество зомби»), где полностью отпадет необходимость в каких-либо репрессивных институтах. Тем не менее, идеи американского социального психолога получили широкое распространение и не только в психологии, но и в других гуманитарных науках. В частности, его считают непосредственным предтечей социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, к рассмотрению которой мы переходим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.153 (0.011 с.) |