Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа это обшьность людей обьединненых общей соц дейтельностью.

Поиск

Формальные и неформальные

Группы членства и референтные группы

12 Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.

три механизма групповой динамики: разрешение внутри-групповых противоречий (противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями включения в групповые процессы); идиосинкразический кредит (лидеру позволяется нарушать групповые нормы, что нельзя рядовому члену); психологический обмен

Малая группа

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы –это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.Основные характеристики коммуникативной структуры группы:1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Ролевая структура малой группы –это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Виды: По порядку возникновения:

первичная группа –(семья, группа друзей, ближайших соседей).

вторичная группа – (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус.

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

 

Эффективность групп. Деятельности

Факторы: формальные-число членов, каналы камуникаций, особенности групп. Задачи, связанные с распредилением обязанностей.

Содержательные-межлич. Отношения, нормы, ценности, арентации, роли, статусы, внут. Установки, лидерство, климат в коллективе.

Авторитарный

Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

16 демократ.

Характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Межгрупповые отношения

По горизонтали – меж группами, не связоно отношениями подчинения, а сущ. Как бы рядом. Вореант этого сечения взаимоотношения разных, но не соподченненых групп.

По вертикали- в сестеме иерархии. г

 

18 Либеральный стиль управления

Характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом он ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

19взаимодействие среды и личности.

Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психическо­го отражения — либо непосредственного, либо опосредст­вованного результатами труда других людей.

Исторически личности и большии группы действуют в широкой соц среде.

сфера действия малых групп и входящих в них личностей — микросреда, непосредствен­ное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологи­ческом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют до­вольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономиче­ской формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может пере­ходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду. Конечно, мобильность личности в социальной среде пе является абсолютной, она ограничивается объективны­ми рамками общественно-экономических отношений, клас­совой структурой общества. Тем пе менее активность лич­ности, особенно по отношению к избираемой ею микросре­де, нельзя недооценивать. Практическое значение этого во­проса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

 

20 Дискриминация межгрупповая — установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом Д. м. является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Термином «внутригрупповой фаворитизм» обозначалась вполне определенная стратегия поведения индивида в ситуации лабораторного эксперимента (распределение денежного вознаграждения между представителями «своей» и «чужой» группы с использованием так называемых «матриц Тэджфела»), в социально-психологической теории термин «внутригрупповой фаворитизм» получил более широкое толкование как «стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы».

 

21 Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. В. м. — взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, групповой процесс, обладающий характерстиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют такие структурные характеристики, как согласованность — высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужом сообществе и унифицированность — высокую степень распространения представлений о группе на ее отдельных членов, динамическую характеристику — большую устойчивость, ригидность и консервативность межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными, содержательную характеристику — более тесную связь когнитивных и эмоциональных моментов и бульшую оценочность, чем при восприятии межличностном. В. м. последствия: 1) члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле; 2) члены разных групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле. Главная особенность социальной категоризации состоит в том, что межгрупповая дифференциация неразрывно связана с другим когнитивным процессом — групповой идентификацией.

 

 

22 Психология межличностных отношений – раздел социальной психологии, направленный на изучение эффектов взаимного влияния индивидов в процессе разного рода совместной деятельности в социальных структурах различной сложности. Распределение внутри группы определенных ролей, психологическая совместимость участников и способы управления ею – все эти вопросы также находятся в сфере интересов психологии межличностных отношений.

Любые межперсональные отношения состоят из следующих элементов:

1) когнитивный (или понятийный) – восприятие и понимание объекта;

2) аффективный (или эмоциональный) – переживание относительно взаимосвязи с объектом; Эмоциональная составляющая движется в двух направлениях: в сторону сближения или в сторону негатива. Существует также индифферентное, т.е. безразличное отношение. Иногда можно говорить о противоречивом, или амбивалентном отношении;

3) конативный (или поведенческий) - в том случае, если между индивидами возникает симпатия, действия направлены на построение конструктивного диалога, нацелены на оказание взаимопомощи, в то время как в случае возникшей антипатии общение между ними крайне затрудняется, что имеет выражение в определенных действиях, соответствующих социокультурным нормам среды.

Межличностные отношения могут иметь как вертикальную (например, учитель-ученик), так и горизонтальную (при равном статусе участников общения) структуру. Позитивное развитие межперсональных отношений находится в зависимости от гендерной принадлежности, рода деятельности, возрастной категории, темперамента участников общения. Мужчины в общении менее эмоциональны, но значительно чаще «работают на имидж» и обращают внимание на деловые качества партнера.

Особенности темперамента также могут затруднять или облегчать процесс общения. Межперсональные отношения, основанные на совместной профессиональной деятельности, обычно очень устойчивы.

Таким образом, в сфере интересов психологии межличностных отношений находятся вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивидов в группах разной степени организации и сложности устройства.

 

23 Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций.

Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества

 

24 Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповомудавлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнениемгруппы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации,когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Ситуационные конформисты

Внутренние конформисты

Внешние конформисты

Нонконформист

Негативисты (конформисты наизнанку). В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма.

Коммуникативный негативизм (поверхностный негативизм): на уровне слов человек ругается, возражает и обвиняет. При этом на уровне отношений и дела - может быть как тоже негативным, так другим, в том числе позитивным, конструктивным, любящим.

Поведенческий негативизм: установка отказать или сделать все в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм - игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) - человек делает все наоборот, о чем бы его ни попросили.

Глубинный негативизм: независимо от того, как человек общается внешне (негативно или используя позитивный словарь), внутри он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма

беспомощность, незнание как справиться с проблемой,

борьба за власть, самоутверждение,

недостаток внимания, привлечение внимания,

выражение неприязни, месть

 

25 Лидерство (в широком смысле) - стратегия и тактика доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.

 

 

26 Групповая сплоченность

Групповая сплоченность –системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Признаки сплоченности группы:

1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

3) ориентация на достижение общей цели;

4) рациональное использование ресурсов;

5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Факторы групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) широкое общение и взаимодействие между членами группы;

3) достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5–9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

Последствия групповой сплоченности.

1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;

2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;

3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

где: Сгр – сплоченность, Ч(+) – положительный выбор, N– число членов группы.

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась

А.В. Петровским, который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:

1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;

2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

Пути и условия сплочения групп:

1) постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;

2) расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

3) организация совместной деятельности членов группы;

4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;

5) формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

 

 

27 климат в группе

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.011 с.)