Развитие отечественной социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной социальной психологии



Предмет и задачи.

Задачи:

 Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

 Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

 Массовые психические явления.

 Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

 Выработка практических рекомендаций

2 теоретические ориентации.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Развитие отечественной социальной психологии

Основоположником отечественной социально-психологической мысли был

Н.К. Михайловский, Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм.

Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (

Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями

(Н.А. Витке и др.).

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям

В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством

Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством

Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

Этапы становления

1Психология народов-лацариус и штеинталь.

теория психологии толпы – либон и сиголье

теория инстинктов соц поведения магдугал

2 теория среднего ранга мертон

3малая группа, экспериментальная псих.

Методы

Наблюдение
Изучение документов

Контент-анализ документов – используется в рамках исследований массовых коммуникаций, основан на выделении специальных единиц исследования (например, слова, принятые в качестве ключевых), подсчет частоты их употребления

Опрос

Тестирование

Социально-психологический эксперимент

Требования:

 (представительность) – возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов на всю совокупность этих объектов;

 обоснованность – возможность изменения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять;

 устойчивость однозначность информации при получении ее в разных ситуациях (обычно это качество проверяется повторными измерениями);

 точность – чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины;

 надежность – свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерии либо репрезентативности, либо устойчивости.

Лидерство и руководство

Лидер регул. Личносные взаимоотнош.

Л. В условиях микро климота

Л. Возникает стехийно

Л.не стобилен

Р. Облодает устойчивыми санкциями

Л. Действует в малой группе

Функции:стимул. Групп., нацеливание групп.на решен. Задач., забота о средствах решения.

7Когнитивизм рассматривает социальное поведение через призму познавательных (когнитивных) процессов личности. Берет начало от гештальт-психологии и теории поля К. А. Левина. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) изучали способы формирования знаний человеком; преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти, развитие интеллектуальных функций, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах памяти и мышления. Были сделаны выводы, что человек во многих жизненных ситуациях принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

В когнитивной социальной психологии важное место занимает теория когнитивного соответствия, которая выделяет в качестве главного мотивирующего фактора поведения человека потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры.

8 Интеракционизм по происхождению – социологическая теория, основанная на теории символического интеракционизма Г. Мида, который исследовал социальные аспекты взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира. Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Малая группа

Основные характеристики социометрической структуры малой группы:

1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы –это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.Основные характеристики коммуникативной структуры группы:1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

3) тип коммуникативных связей между членами группы:а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Ролевая структура малой группы –это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

в) координатор – координирует деятельность членов группы;г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;е) погонщик – стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

а) вдохновитель – поддерживает начинания других;б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

д) ведомый – пассивно следует за группой.

Анализ ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет каждый из участников группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и интенсивность их взаимного влияния.

Виды: По порядку возникновения:

первичная группа –(семья, группа друзей, ближайших соседей).

вторичная группа – (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:

1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус.

2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

По непосредственности взаимосвязей:

1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).

2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).

По значимости:

1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:

«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.

«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.

2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.

 

Авторитарный

Характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

16 демократ.

Характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Межгрупповые отношения

По горизонтали – меж группами, не связоно отношениями подчинения, а сущ. Как бы рядом. Вореант этого сечения взаимоотношения разных, но не соподченненых групп.

По вертикали- в сестеме иерархии. г

 

18 Либеральный стиль управления

Характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом он ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

19взаимодействие среды и личности.

Социальная среда — это все то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психическо­го отражения — либо непосредственного, либо опосредст­вованного результатами труда других людей.

Исторически личности и большии группы действуют в широкой соц среде.

сфера действия малых групп и входящих в них личностей — микросреда, непосредствен­ное социальное окружение.

Конкретная социальная среда выступает в психологи­ческом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют до­вольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономиче­ской формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может пере­ходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду. Конечно, мобильность личности в социальной среде пе является абсолютной, она ограничивается объективны­ми рамками общественно-экономических отношений, клас­совой структурой общества. Тем пе менее активность лич­ности, особенно по отношению к избираемой ею микросре­де, нельзя недооценивать. Практическое значение этого во­проса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

 

20 Дискриминация межгрупповая — установление различий между собственной и другой группами. Нередко этот процесс приобретает ярко выраженную оценочную окраску, свойственную межгрупповому восприятию в целом. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Наиболее распространенным результатом Д. м. является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы, хотя достаточно часты и примеры обратной тенденции, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы. В своих крайних выражениях первая тенденция может приводить к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, вторая — к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Термином «внутригрупповой фаворитизм» обозначалась вполне определенная стратегия поведения индивида в ситуации лабораторного эксперимента (распределение денежного вознаграждения между представителями «своей» и «чужой» группы с использованием так называемых «матриц Тэджфела»), в социально-психологической теории термин «внутригрупповой фаворитизм» получил более широкое толкование как «стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы».

 

21 Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы. В. м. — взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, групповой процесс, обладающий характерстиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют такие структурные характеристики, как согласованность — высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужом сообществе и унифицированность — высокую степень распространения представлений о группе на ее отдельных членов, динамическую характеристику — большую устойчивость, ригидность и консервативность межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными, содержательную характеристику — более тесную связь когнитивных и эмоциональных моментов и бульшую оценочность, чем при восприятии межличностном. В. м. последствия: 1) члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле; 2) члены разных групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле. Главная особенность социальной категоризации состоит в том, что межгрупповая дифференциация неразрывно связана с другим когнитивным процессом — групповой идентификацией.

 

 

22 Психология межличностных отношений – раздел социальной психологии, направленный на изучение эффектов взаимного влияния индивидов в процессе разного рода совместной деятельности в социальных структурах различной сложности. Распределение внутри группы определенных ролей, психологическая совместимость участников и способы управления ею – все эти вопросы также находятся в сфере интересов психологии межличностных отношений.

Любые межперсональные отношения состоят из следующих элементов:

1) когнитивный (или понятийный) – восприятие и понимание объекта;

2) аффективный (или эмоциональный) – переживание относительно взаимосвязи с объектом; Эмоциональная составляющая движется в двух направлениях: в сторону сближения или в сторону негатива. Существует также индифферентное, т.е. безразличное отношение. Иногда можно говорить о противоречивом, или амбивалентном отношении;

3) конативный (или поведенческий) - в том случае, если между индивидами возникает симпатия, действия направлены на построение конструктивного диалога, нацелены на оказание взаимопомощи, в то время как в случае возникшей антипатии общение между ними крайне затрудняется, что имеет выражение в определенных действиях, соответствующих социокультурным нормам среды.

Межличностные отношения могут иметь как вертикальную (например, учитель-ученик), так и горизонтальную (при равном статусе участников общения) структуру. Позитивное развитие межперсональных отношений находится в зависимости от гендерной принадлежности, рода деятельности, возрастной категории, темперамента участников общения. Мужчины в общении менее эмоциональны, но значительно чаще «работают на имидж» и обращают внимание на деловые качества партнера.

Особенности темперамента также могут затруднять или облегчать процесс общения. Межперсональные отношения, основанные на совместной профессиональной деятельности, обычно очень устойчивы.

Таким образом, в сфере интересов психологии межличностных отношений находятся вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивидов в группах разной степени организации и сложности устройства.

 

23 Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций.

Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества

 

24 Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповомудавлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнениемгруппы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации,когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Ситуационные конформисты

Внутренние конформисты

Внешние конформисты

Нонконформист

Негативисты (конформисты наизнанку). В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма.

Коммуникативный негативизм (поверхностный негативизм): на уровне слов человек ругается, возражает и обвиняет. При этом на уровне отношений и дела - может быть как тоже негативным, так другим, в том числе позитивным, конструктивным, любящим.

Поведенческий негативизм: установка отказать или сделать все в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм - игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) - человек делает все наоборот, о чем бы его ни попросили.

Глубинный негативизм: независимо от того, как человек общается внешне (негативно или используя позитивный словарь), внутри он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма

беспомощность, незнание как справиться с проблемой,

борьба за власть, самоутверждение,

недостаток внимания, привлечение внимания,

выражение неприязни, месть

 

25 Лидерство (в широком смысле) - стратегия и тактика доминирования и подчинения, влияния и следования в межличностных отношениях.

 

 

26 Групповая сплоченность

Групповая сплоченность –системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Признаки сплоченности группы:

1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;

2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;

3) ориентация на достижение общей цели;

4) рациональное использование ресурсов;

5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Факторы групповой сплоченности:

1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;

2) широкое общение и взаимодействие между членами группы;

3) достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

6) положительное мнение членов группы друг о друге;

7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;

8) оптимальный размер группы (5–9 человек);

9) оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;

10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;

11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

Последствия групповой сплоченности.

1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;

2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;

3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

где: Сгр – сплоченность, Ч(+) – положительный выбор, N– число членов группы.

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась

А.В. Петровским, который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:

1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;

2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;

3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

Пути и условия сплочения групп:

1) постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;

2) расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

3) организация совместной деятельности членов группы;

4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;

5) формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

 

 

27 климат в группе

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

Теории лидерства

Классификация

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную

 

38 Социализация –это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития.

 

39-40Общение –это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Предмет и задачи.

Задачи:

 Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.

 Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.

 Массовые психические явления.

 Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.

 Выработка практических рекомендаций

2 теоретические ориентации.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.).

Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.

Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества.

Развитие отечественной социальной психологии

Основоположником отечественной социально-психологической мысли был

Н.К. Михайловский, Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм.

Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев, считая объективные методы единственно возможными при изучении психики, способствовал использованию экспериментальных методов к явлениям социальной психологии. Он рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (

Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями

(Н.А. Витке и др.).

С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям

В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством

Е.С. Кузьмина). Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.

В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством

Г.М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

Этапы становления

1Психология народов-лацариус и штеинталь.

теория психологии толпы – либон и сиголье

теория инстинктов соц поведения магдугал

2 теория среднего ранга мертон

3малая группа, экспериментальная псих.

Методы

Наблюдение
Изучение документов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.252 с.)