Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит общее определение договора перевозки пассажира – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд. Применительно к конкретному виду данного договора его определение содержится в транспортном законодательстве (ст. 90 УЖДОП, ст. 103 ВК, ст. 101 KB ВТ, ст. 143 КТМ, ст. 48 Закона об автотранспорте). Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, двусторонним. При перевозке транспортом общего пользования этот договор является публичным (см. комментарий к ст.743 ГК). Перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест, а также ввиду болезненного состояния самого пассажира. Договор перевозки пассажира может быть дополнен соглашением о доставке багажа. Договор перевозки багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить багаж, сданный ему пассажиром, в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Этот договор, как и договор перевозки пассажира, является двусторонним и возмездным, но в отличие от договора перевозки пассажира, договор перевозки багажа является реальным, так как считается заключенным с момента сдачи багажа перевозчику. При перевозке транспортом общего пользования этот договор, как и договор перевозки пассажира, является публичным (ст.743 ГК). Право на заключение договора перевозки багажа имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки. 2. Регулирование отношений по перевозке пассажиров осуществляется ГК, который содержит ряд положений, общих для перевозки пассажиров всеми видами транспорта. Применительно к каждому из видов 488 транспорта более детальная регламентация прав и обязанностей сторон осуществляется транспортным законодательством (УЖДОП, КВВТ, Закон об автотранспорте, ВК, КТМ, а также Правилами перевозки пассажиров на отдельных видах транспорта (например, Правила автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 июля 2002 г., № 23 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 109, 8/8557); Авиационные правила перевозок пассажира и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь, утвержденные постановлением Госкомавиации от 27 ноября 2000 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 8, 8/4542) и другим специальным законодательством (например, Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 40, 1/371; № 89, 1/781; 2000 г., № 37, 1/1163; № 95, 1/1662; № 107, 1/1765); Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 2 «О тарифах на проезд пассажиров в автобусах регулярных маршрутов междугородного сообщения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 14, 8/7725); постановление Минэкономики от 21 декабря 2001 г. № 206 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 6,8/7576); постановление Минтранса от 2 августа 2002 г. № 29 «О тарифах на перевозку пассажиров легковыми такси» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 88, 8/8405); постановление Минтранса от 18 мая 2000 г., № 10 «О совершенствовании регулирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и междугородном сообщениях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 55, 8/3559); Указ Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 163 «О льготах для учащейся молодежи на проезд железнодорожным транспортом общего пользования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 33, 1/1143) и т.д.). Также необходимо иметь в виду, что пассажир является потребителем услуг, оказываемых транспортной организацией, поэтому на перевозку пассажира и багажа распространяется Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». 3. Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются перевозчик и пассажир. В качестве перевозчика выступают транспортные ор- 489 ганизации. Пассажирами могут быть любые физические лица. Подробнее о правовом статусе перевозчика см. комментарий к ст.739 ГК (п. 2). Предметом договора перевозки пассажира и багажа являются услуги, оказываемые транспортной организацией по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения. 4. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 145 КТМ, ст. 48 Закона об автотранспорте, ст. 101 КВВТ, ст. 105 ВК, ст. 90 УЖДОП). В билете указываются все существенные условия договора. На большинстве видов транспорта билет выдается на предъявителя, поэтому транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет. Однако при перевозке воздушным, а также железнодорожным транспортом (за исключением пригородного сообщения) в интересах безопасности выдаваемый билет является именным. Изменение фамилии пассажира в таком билете не допускается. Специфику имеет перевозка пассажиров городским транспортом. Здесь заключение договора осуществляется путем совершения конклю-дентных действий (например, посадка в автобус, проход через турникеты метро и осуществление платежа жетоном, магнитной карточкой или талоном). Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 комментируемой статьи). При этом на билете ставиться соответствующая отметка о наличии багажа. Багажная квитанция является документом на предъявителя, поэтому багаж выдается любому лицу, предъявившему квитанцию. 5. В основанном на договоре пассажирской перевозки обязательстве каждая сторона наделена правами и обязанностями. Согласно п. 1 комментируемой статьи, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Оплата проезда является основной обязанностью пассажира. По общему правилу провозная плата устанавливается соглашением сторон. Но при перевозке пассажира транспортом общего пользования провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (п. 1,2 ст. 744 ГК). Законодательством устанавливаются также определенные категории пассажиров, которые пользуются правом бесплатного проезда или правом проезда с оплатой по льготному тарифу (пенсионеры, студенты и т. д.). Следует подчеркнуть, что право бесплатного проезда не означает безвозмездный харак- 490 тер договора перевозки пассажира, так как в данном случае понесенные транспортной организацией расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст.744 ГК). Провозная плата вносится при заключении договора перевозки пассажира, за исключением перевозки автомобилями такси, в которых окончательный расчет производится после завершения перевозки. За перевозку багажа пассажир также уплачивает в момент его принятия перевозчиком установленную тарифами или соглашением сторон провозную плату. На отдельных видах транспорта предусмотрены нормы по перевозке определенного количества багажа без его оплаты, а также нормы, определяющие предельный размер провозимого багажа. После приобретения билета пассажир обязан хранить его до окончания поездки и предъявлять в пути следования по первому требованию уполномоченных на проверку проездных билетов должностных лиц. За безбилетный проезд взыскивается штраф в установленном размере. Уплата штрафа не освобождает пассажира от обязанности оплатить стоимость проезда полностью либо до ближайшей станции. В последнем случае пассажир для дальнейшего проезда обязан приобрести билет либо удаляется из транспортного средства. В пути следования пассажир обязан соблюдать порядок и правила пользования транспортным средством. 6. Основные права пассажира сформулированы в п. 3 комментируемой статьи: пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифам. Вместе с тем права пассажира по договору перевозки не ограничиваются перечисленными. Более детально указанные права регламентируются в транспортном законодательстве (ст. 146 КТМ, ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 107 КВВТ, ст. 107 ВК, ст. 94 УЖДОП). После заключения договора пассажир, прежде всего, имеет право занять место согласно купленному билету. Если ввиду каких-либо причин перевозчик не может предоставить ему такое место, пассажир имеет право требовать реального исполнения договора одним из способов, предусмотренных транспортным законодательством. Поэтому перевозчик обязан разместить-пассажира на другом месте. В случае, если это место более высокой категории, перевозчик не вправе требовать доплаты от пассажира. Если же взамен указанного в билете предоставляется место меньшей стоимости, пассажиру выплачивается разница в стои- 491 мости мест. При отсутствии свободных мест в данном транспортном средстве, перевозчик обязан по требованию пассажира предоставить ему свободное место в другом транспортном средстве, следующем до пункта назначения пассажира (в поезде, автобусе, самолете и т. п.) (ст. 107 ВК, ст.96 УЖДОП). Право пассажира провозить с собой бесплатно или на льготных условиях детей конкретизируется в транспортном законодательстве в зависимости от вида транспорта. На воздушном транспорте пассажир может бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления ему места (часть пятая ст. 107 ВК), на городском транспорте – до 7 лет (часть третья ст. 54 Закона об автотранспорте), на железнодорожном и внутреннем водном транспорте – до 5 лет (часть третья ст. 94 УЖДОП, часть третья ст. 107 КВВТ). Другие дети могут следовать вместе с пассажиром при условии покупки льготного билета с предоставлением ребенку отдельного места. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Такие нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, при перевозке пассажиров автобусами ручная кладь – это любые, не запрещенные к перевозке предметы пассажира, имеющие габаритные размеры до 60*40*20 см. или сумму сторон не более 120 см., – перевозятся пассажиром бесплатно (п. 1.4 Правил перевозок пассажиров автобусами). Следует отметить, что термин «ручная кладь» на воздушном транспорте не используется. Такие вещи именуются вещами, находящимися при пассажире (ст. 107 ВК). Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж. В багаж принимаются вещи, которые могут быть свободно размещены в помещении транспортного средства. Кроме того, своими свойствами, объемом и другими параметрами они не должны создавать затруднений при перевозке и причинять вред транспортному средству или багажу других пассажиров. Поэтому легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие подобные вещества не принимаются в багаж (ст.99 УЖДОП). Для контроля за перевозимыми веществами перевозчик имеет право потребовать вскрытия багажа как при посадке в транспортное средство, так и в пути следования. При обнаружении запрещенных к перевозке вещей владелец багажа обязан уплатить штраф в установленном размере. В определенных законодательством случаях пассажир может быть снят с рейса, а также привлечен к административной или уголовной ответственности. Пассажир вправе по своему усмотрению изменить условия договора: сделать одну остановку в пути, продлив срок годности билета; занять 492 в пути следования свободное место более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда; выехать транспортным средством, отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем соответствующую отметку в кассе. Кроме того, на железной дороге пассажир вправе изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения (ст. 94 УЖДОП). На воздушном транспорте пассажир имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (ст. 107 ВК). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта. Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. При вынужденном отказе пассажира от договора ему возвращается стоимость проезда. Если отказ от договора является добровольным (по желанию пассажира), то стоимость билета возвращается полностью, если такой отказ произошел до наступления предусмотренного транспортными уставами и кодексами срока (например, на железнодорожном транспорте отказ от билета должен быть сделан не позднее, чем за 15 часов до отправления поезда (ст. 94 УЖДОП), на воздушном – 24 часа (ст. 109 ВК)). Если проездной билет возвращается пассажиром перевозчику позднее указанных сроков, но до отправления, пассажиру выплачивается стоимость билета за вычетом части стоимости в размере, установленном транспортным законодательством (часть девятая ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 150 КТМ, часть восьмая ст. 107 КВВТ, ст. 109 ВК, часть одиннадцатая ст. 94 УЖДОП). В случае прекращения договора в пути следования, пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. При опоздании на поезд в течение 3 часов, а вследствие болезни или несчастного случая – в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет, пассажир имеет право переоформить проездные документы на другой поезд (при условии доплаты стоимости плацкарты), а в случае отказа от поездки – получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 94 УЖДОП). Сходные правила действуют и на иных видах транспорта (ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 107 КВВТ, ст. 109 ВК). 7. Основная обязанность перевозчика – доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в установленный транспортным законодательством срок, а при отсутствии такого срока – в разумный срок. Срок 493 перевозки пассажира и багажа обычно предусматривается в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств. При исполнении договора перевозки пассажира и багажа перевозчик обязан выдать багаж управомоченному на его получение лицу. По прибытии пассажира в пункт назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. В случае утери пассажиром багажной квитанции, багаж может быть ему выдан при предоставлении достаточных доказательств принадлежности данных вещей именно этому пассажиру (точное описание вещей или упаковки, показания свидетелей и т. д.). Однако пассажир имеет право требовать выдачи ему багажа, не доезжая конечного пункта назначения, в любом промежуточном пункте. В случае неприбытия багажа в установленные сроки пассажир вправе считать багаж утраченным и требовать выплаты его стоимости. Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в транспорте городского и пригородного сообщения). В этих случаях перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в размере, установленном законодательством. За просрочку в доставке багажа перевозчик также уплачивает неустойку. Условием ответственности перевозчика является вина. При этом наличие вины перевозчика в просрочке отправления или прибытия презу-мируется. Поэтому он несет ответственность, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Размер ответственности перевозчика ограничивается уплатой установленной транспортным законодательством неустойки (ст. 749 ГК). Кроме того, в случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб за несохранность багажа взыскивается по тем же правилам, что и ущерб за несохранность груза (см. комментарий к ст.750 ГК). Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает пассажиру провозную плату за багаж. 494 8. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира по нормам ГК, регулирующим обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (ст.754 ГК). В этом случае перевозчик выступает как владелец источника повышенной опасности, а потому несет ответственность независимо от вины. Кроме того, законодательством или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Статья 741. Договор фрахтования По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным законодательством. 1. Определение этого договора, именуемого также чартером (рейсовым чартером, цертепартией), воспроизводится применительно к отдельным видам транспорта с некоторыми уточнениями в ВК (ст. 104), КТМ (ст. 81 – применительно к грузам), Законе об автотранспорте (ст. 61 – в отношении грузов, ст. 49 – пассажиров и багажа) и характеризуется как двусторонний, возмездный, консенсуальный. Наибольшее распространение получил он на морском и воздушном транспорте и не нашел практического применения на железнодорожном транспорте. 2. Своеобразие договора фрахтования состоит в том, что он тесно связан с перевозкой, ибо существует для ее целей. Но обязанность фрахтовщика состоит не в осуществлении самой транспортировки грузов (пассажиров, багажа) к месту назначения, а только в предоставлении всей вместимости перевозочного средства либо части его на период рейса (нескольких рейсов). Применительно к грузу указанный договор не подтверждает факта перехода самого груза в ведение перевозчика. Однако, поскольку доставку груза (пассажиров, багажа), заполняющего соответствующую вместимость, совершает перевозчик, именно он выступает в качестве фрахтовщика, не передавая само перевозочное средство во владение и пользование фрахтователя. 3. Договор фрахтования совершается в письменной форме. Его содержание применительно к морской перевозке грузов определено 495 в ст. 81 КТМ. На автотранспорте утвержден Примерный договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки грузов (см. приложение 1 к Правилам автомобильных перевозок грузов от 1 июля 2002 г.), в соответствии с которым формируется его содержание, а также права и обязанности сторон в обязательстве, основанном на этом договоре. 4. Рассматриваемый договор не следует отождествлять с договором аренды самих транспортных средств с передачей их во временное владение и пользование фрахтователю-арендатору (см. § 3 гл. 34 ГК, гл. 7 и 8 КВВТ, 13 и 14 КТМ и комментарий к ст. 603-620). Статья 742. Смешанная перевозка 1. Смешанная перевозка означает перевозку грузов, пассажиров и багажа по меньшей мере двумя видами транспорта. 2. Смешанная перевозка грузов осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса. 3. Смешанная перевозка грузов, пассажиров и багажа по единому транспортному документу является прямой смешанной перевозкой. Взаимоотношения перевозчиков в различных видах транспорта, а также порядок организации прямой смешанной перевозки определяются транспортными уставами и кодексами и другими актами законодательства. 1. Как следует из п. 1 данной статьи, такая перевозка допускается в отношении грузов, пассажиров и багажа. Она имеет определенные особенности и возможна с участием любых видов транспорта. 2. Положения ст. 742 ГК применительно к перевозке грузов воспроизводятся в том или ином объеме в большинстве транспортных актов в одной статье (ст. 91 КВВТ, ст. 84 КТМ, ст. 73 Закона об автотранспорте) и только УЖДОП посвящает этой перевозке раздел V, излагая самые общие правила о них в ст. 84-86. Некоторые положения о смешанных перевозках содержатся в Правилах экспедирования грузов при смешанных перевозках, о которых упоминается в комментарии к ст. 755 ГК. 3. Комментируемая статья акцентирует внимание на прямых смешанных перевозках, совершаемых по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования в установленных форме и порядке. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются все железнодорожные станции, открытые для соответствующих операций; по перечню, устанавливаемому Министерством транспорта и коммуникаций, – порты (пристани), автостанции, агентства, автохозяйства и дру- 496 гие подразделения автомобильного транспорта общего пользования, а по перечню, определяемому Государственным комитетом по авиации, – аэропорты. 4. Следует различать отношения, устанавливаемые между грузоотправителем и лицом, заключающим договор на выполнение смешанной перевозки, и взаимоотношения между соперевозчиками различных видов транспорта, в частности, при перегрузке груза с одного вида транспорта на другой. Первая группа отношений оформляется договором транспортной экспедиции, вторая – соглашениями, определяемыми транспортным законодательством, о чем сказано в комментарии к ст. 753 ГК. 5. В небольшой по территории Республике Беларусь смешанные перевозки не имеют большого распространения. Они используются главным образом в международном сообщении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.013 с.) |