Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.



1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит общее определение до­говора перевозки пассажира – это соглашение, в силу которого пере­возчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд. Применительно к конкретному виду данного договора его определение содержится в транспортном законодательстве (ст. 90 УЖДОП, ст. 103 ВК, ст. 101 KB ВТ, ст. 143 КТМ, ст. 48 Закона об автотранспорте).

Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, двусторонним. При перевозке транспортом общего пользования этот до­говор является публичным (см. комментарий к ст.743 ГК). Перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии сво­бодных мест, а также ввиду болезненного состояния самого пассажира.

Договор перевозки пассажира может быть дополнен соглашением о доставке багажа. Договор перевозки багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить багаж, сданный ему пассажи­ром, в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Этот договор, как и договор перевозки пассажира, является дву­сторонним и возмездным, но в отличие от договора перевозки пассажи­ра, договор перевозки багажа является реальным, так как считается за­ключенным с момента сдачи багажа перевозчику. При перевозке транс­портом общего пользования этот договор, как и договор перевозки пас­сажира, является публичным (ст.743 ГК).

Право на заключение договора перевозки багажа имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки.

2. Регулирование отношений по перевозке пассажиров осуществля­ется ГК, который содержит ряд положений, общих для перевозки пас­сажиров всеми видами транспорта. Применительно к каждому из видов

488

транспорта более детальная регламентация прав и обязанностей сторон осуществляется транспортным законодательством (УЖДОП, КВВТ, За­кон об автотранспорте, ВК, КТМ, а также Правилами перевозки пасса­жиров на отдельных видах транспорта (например, Правила автомобиль­ных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные при­казом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22 июля 2002 г., № 23 (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2002 г., № 109, 8/8557); Авиационные правила перево­зок пассажира и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь, ут­вержденные постановлением Госкомавиации от 27 ноября 2000 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 8, 8/4542) и другим специальным законодательством (например, Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О не­которых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 40, 1/371; № 89, 1/781; 2000 г., № 37, 1/1163; № 95, 1/1662; № 107, 1/1765); Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Ре­спублики Беларусь от 16 января 2002 г. № 2 «О тарифах на проезд пас­сажиров в автобусах регулярных маршрутов междугородного сообще­ния» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 14, 8/7725); постановление Минэкономики от 21 декабря 2001 г. № 206 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом» (Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 6,8/7576); постановление Минтранса от 2 августа 2002 г. № 29 «О тарифах на перевозку пассажиров легковыми такси» (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 88, 8/8405); постановление Минтранса от 18 мая 2000 г., № 10 «О совер­шенствовании регулирования тарифов на перевозку пассажиров авто­мобильным транспортом общего пользования в пригородном и между­городном сообщениях» (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2000 г., № 55, 8/3559); Указ Президента Республики Бе­ларусь от 3 апреля 2000 г. № 163 «О льготах для учащейся молодежи на проезд железнодорожным транспортом общего пользования» (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 33, 1/1143) и т.д.). Также необходимо иметь в виду, что пассажир является потребителем услуг, оказываемых транспортной организацией, поэтому на перевозку пассажира и багажа распространяется Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

3. Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются пере­возчик и пассажир. В качестве перевозчика выступают транспортные ор-

489

ганизации. Пассажирами могут быть любые физические лица. Подроб­нее о правовом статусе перевозчика см. комментарий к ст.739 ГК (п. 2).

Предметом договора перевозки пассажира и багажа являются услуги, оказываемые транспортной организацией по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения.

4. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется биле­том. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транс­портными уставами и кодексами (ст. 145 КТМ, ст. 48 Закона об авто­транспорте, ст. 101 КВВТ, ст. 105 ВК, ст. 90 УЖДОП). В билете указыва­ются все существенные условия договора. На большинстве видов транс­порта билет выдается на предъявителя, поэтому транспортная органи­зация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пас­сажира, предъявившего билет. Однако при перевозке воздушным, а так­же железнодорожным транспортом (за исключением пригородного со­общения) в интересах безопасности выдаваемый билет является имен­ным. Изменение фамилии пассажира в таком билете не допускается.

Специфику имеет перевозка пассажиров городским транспортом. Здесь заключение договора осуществляется путем совершения конклю-дентных действий (например, посадка в автобус, проход через турнике­ты метро и осуществление платежа жетоном, магнитной карточкой или талоном).

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной кви­танции (п. 2 комментируемой статьи). При этом на билете ставиться со­ответствующая отметка о наличии багажа. Багажная квитанция являет­ся документом на предъявителя, поэтому багаж выдается любому лицу, предъявившему квитанцию.

5. В основанном на договоре пассажирской перевозки обязательст­ве каждая сторона наделена правами и обязанностями. Согласно п. 1 комментируемой статьи, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Оплата проезда является основной обязанностью пас­сажира. По общему правилу провозная плата устанавливается соглаше­нием сторон. Но при перевозке пассажира транспортом общего пользо­вания провозная плата определяется на основании тарифов, утвержда­емых в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами и иным законодательством (п. 1,2 ст. 744 ГК). Законодательством уста­навливаются также определенные категории пассажиров, которые пользуются правом бесплатного проезда или правом проезда с оплатой по льготному тарифу (пенсионеры, студенты и т. д.). Следует подчерк­нуть, что право бесплатного проезда не означает безвозмездный харак-

490

тер договора перевозки пассажира, так как в данном случае понесенные транспортной организацией расходы возмещаются за счет средств соот­ветствующего бюджета (п. 5 ст.744 ГК).

Провозная плата вносится при заключении договора перевозки пас­сажира, за исключением перевозки автомобилями такси, в которых окончательный расчет производится после завершения перевозки.

За перевозку багажа пассажир также уплачивает в момент его приня­тия перевозчиком установленную тарифами или соглашением сторон провозную плату. На отдельных видах транспорта предусмотрены нор­мы по перевозке определенного количества багажа без его оплаты, а также нормы, определяющие предельный размер провозимого багажа.

После приобретения билета пассажир обязан хранить его до оконча­ния поездки и предъявлять в пути следования по первому требованию уполномоченных на проверку проездных билетов должностных лиц. За безбилетный проезд взыскивается штраф в установленном размере. Уплата штрафа не освобождает пассажира от обязанности оплатить сто­имость проезда полностью либо до ближайшей станции. В последнем случае пассажир для дальнейшего проезда обязан приобрести билет ли­бо удаляется из транспортного средства.

В пути следования пассажир обязан соблюдать порядок и правила пользования транспортным средством.

6. Основные права пассажира сформулированы в п. 3 комментируе­мой статьи: пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соот­ветствующим транспортным уставом и кодексом перевозить с собой де­тей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бес­платно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к пере­возке багаж за плату по тарифам. Вместе с тем права пассажира по дого­вору перевозки не ограничиваются перечисленными. Более детально указанные права регламентируются в транспортном законодательстве (ст. 146 КТМ, ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 107 КВВТ, ст. 107 ВК, ст. 94 УЖДОП).

После заключения договора пассажир, прежде всего, имеет право за­нять место согласно купленному билету. Если ввиду каких-либо причин перевозчик не может предоставить ему такое место, пассажир имеет право требовать реального исполнения договора одним из способов, предусмотренных транспортным законодательством. Поэтому перевоз­чик обязан разместить-пассажира на другом месте. В случае, если это место более высокой категории, перевозчик не вправе требовать допла­ты от пассажира. Если же взамен указанного в билете предоставляется место меньшей стоимости, пассажиру выплачивается разница в стои-

491

мости мест. При отсутствии свободных мест в данном транспортном средстве, перевозчик обязан по требованию пассажира предоставить ему свободное место в другом транспортном средстве, следующем до пункта назначения пассажира (в поезде, автобусе, самолете и т. п.) (ст. 107 ВК, ст.96 УЖДОП).

Право пассажира провозить с собой бесплатно или на льготных ус­ловиях детей конкретизируется в транспортном законодательстве в за­висимости от вида транспорта. На воздушном транспорте пассажир мо­жет бесплатно провозить одного ребенка в возрасте до 2 лет без предо­ставления ему места (часть пятая ст. 107 ВК), на городском транспор­те – до 7 лет (часть третья ст. 54 Закона об автотранспорте), на железно­дорожном и внутреннем водном транспорте – до 5 лет (часть третья ст. 94 УЖДОП, часть третья ст. 107 КВВТ). Другие дети могут следовать вместе с пассажиром при условии покупки льготного билета с предо­ставлением ребенку отдельного места.

Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Такие нормы содержатся в транспорт­ном законодательстве. Так, при перевозке пассажиров автобусами руч­ная кладь – это любые, не запрещенные к перевозке предметы пассажи­ра, имеющие габаритные размеры до 60*40*20 см. или сумму сторон не более 120 см., – перевозятся пассажиром бесплатно (п. 1.4 Правил пе­ревозок пассажиров автобусами). Следует отметить, что термин «ручная кладь» на воздушном транспорте не используется. Такие вещи имену­ются вещами, находящимися при пассажире (ст. 107 ВК).

Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж. В багаж принима­ются вещи, которые могут быть свободно размещены в помещении транспортного средства. Кроме того, своими свойствами, объемом и другими параметрами они не должны создавать затруднений при пе­ревозке и причинять вред транспортному средству или багажу других пассажиров. Поэтому легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие подобные вещества не принимаются в багаж (ст.99 УЖДОП). Для кон­троля за перевозимыми веществами перевозчик имеет право потребо­вать вскрытия багажа как при посадке в транспортное средство, так и в пути следования. При обнаружении запрещенных к перевозке ве­щей владелец багажа обязан уплатить штраф в установленном размере. В определенных законодательством случаях пассажир может быть снят с рейса, а также привлечен к административной или уголовной ответст­венности.

Пассажир вправе по своему усмотрению изменить условия договора:

сделать одну остановку в пути, продлив срок годности билета; занять

492

в пути следования свободное место более высокой категории с доплатой разницы в стоимости проезда; выехать транспортным средством, отхо­дящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем соответствую­щую отметку в кассе. Кроме того, на железной дороге пассажир вправе изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, не изменяя станции назначения (ст. 94 УЖДОП). На воздушном транс­порте пассажир имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при пере­рыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужден­ной задержке воздушного судна (ст. 107 ВК). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования. При вынужденном отказе пассажира от договора ему возвращается стоимость проезда. Если отказ от договора является доб­ровольным (по желанию пассажира), то стоимость билета возвращается полностью, если такой отказ произошел до наступления предусмотрен­ного транспортными уставами и кодексами срока (например, на желез­нодорожном транспорте отказ от билета должен быть сделан не позд­нее, чем за 15 часов до отправления поезда (ст. 94 УЖДОП), на воздуш­ном – 24 часа (ст. 109 ВК)). Если проездной билет возвращается пасса­жиром перевозчику позднее указанных сроков, но до отправления, пас­сажиру выплачивается стоимость билета за вычетом части стоимости в размере, установленном транспортным законодательством (часть де­вятая ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 150 КТМ, часть восьмая ст. 107 КВВТ, ст. 109 ВК, часть одиннадцатая ст. 94 УЖДОП).

В случае прекращения договора в пути следования, пассажиру воз­вращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается уста­новленный сбор. При опоздании на поезд в течение 3 часов, а вследст­вие болезни или несчастного случая – в течение 3 суток с момента от­правления поезда, на который приобретен билет, пассажир имеет право переоформить проездные документы на другой поезд (при условии до­платы стоимости плацкарты), а в случае отказа от поездки – получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 94 УЖДОП). Сходные правила действуют и на иных видах транспорта (ст. 54 Закона об автотранспорте, ст. 107 КВВТ, ст. 109 ВК).

7. Основная обязанность перевозчика – доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в установленный транспортным законода­тельством срок, а при отсутствии такого срока – в разумный срок. Срок

493

перевозки пассажира и багажа обычно предусматривается в утвержден­ных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств.

При исполнении договора перевозки пассажира и багажа перевоз­чик обязан выдать багаж управомоченному на его получение лицу. По прибытии пассажира в пункт назначения багаж выдается предъяви­телю багажной квитанции. В случае утери пассажиром багажной кви­танции, багаж может быть ему выдан при предоставлении достаточных доказательств принадлежности данных вещей именно этому пассажиру (точное описание вещей или упаковки, показания свидетелей и т. д.). Однако пассажир имеет право требовать выдачи ему багажа, не доезжая конечного пункта назначения, в любом промежуточном пункте. В слу­чае неприбытия багажа в установленные сроки пассажир вправе считать багаж утраченным и требовать выплаты его стоимости.

Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транс­портного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением пе­ревозок в транспорте городского и пригородного сообщения). В этих случаях перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в размере, уста­новленном законодательством. За просрочку в доставке багажа пере­возчик также уплачивает неустойку.

Условием ответственности перевозчика является вина. При этом на­личие вины перевозчика в просрочке отправления или прибытия презу-мируется. Поэтому он несет ответственность, если не докажет, что за­держка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортного средства, угрожающих жиз­ни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Размер ответственности перевозчика ограничивается уп­латой установленной транспортным законодательством неустойки (ст. 749 ГК). Кроме того, в случае отказа пассажира от перевозки по причи­не задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, произо­шедшую после принятия его к перевозке и до выдачи уполномоченно­му лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (пор­ча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб за несохранность багажа взыскивается по тем же правилам, что и ущерб за несохранность груза (см. комментарий к ст.750 ГК). Наряду с возме­щением ущерба перевозчик возвращает пассажиру провозную плату за багаж.

494

8. Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира по нормам ГК, регулирующим обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (ст.754 ГК). В этом случае перевозчик выступает как владелец источника повышенной опасности, а потому несет ответственность независимо от вины. Кроме того, зако­нодательством или договором перевозки может быть предусмотрена по­вышенная ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Статья 741. Договор фрахтования

По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предо­ставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимос­ти одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иным за­конодательством.

1. Определение этого договора, именуемого также чартером (рейсо­вым чартером, цертепартией), воспроизводится применительно к от­дельным видам транспорта с некоторыми уточнениями в ВК (ст. 104), КТМ (ст. 81 – применительно к грузам), Законе об автотранспорте (ст. 61 – в отношении грузов, ст. 49 – пассажиров и багажа) и характе­ризуется как двусторонний, возмездный, консенсуальный. Наибольшее распространение получил он на морском и воздушном транспорте и не нашел практического применения на железнодорожном транспорте.

2. Своеобразие договора фрахтования состоит в том, что он тесно связан с перевозкой, ибо существует для ее целей. Но обязанность фрахтовщика состоит не в осуществлении самой транспортировки гру­зов (пассажиров, багажа) к месту назначения, а только в предоставле­нии всей вместимости перевозочного средства либо части его на пери­од рейса (нескольких рейсов). Применительно к грузу указанный дого­вор не подтверждает факта перехода самого груза в ведение перевозчи­ка. Однако, поскольку доставку груза (пассажиров, багажа), заполняю­щего соответствующую вместимость, совершает перевозчик, именно он выступает в качестве фрахтовщика, не передавая само перевозочное средство во владение и пользование фрахтователя.

3. Договор фрахтования совершается в письменной форме. Его со­держание применительно к морской перевозке грузов определено

495

в ст. 81 КТМ. На автотранспорте утвержден Примерный договор фрах­тования автотранспортного средства для перевозки грузов (см. прило­жение 1 к Правилам автомобильных перевозок грузов от 1 июля 2002 г.), в соответствии с которым формируется его содержание, а также права и обязанности сторон в обязательстве, основанном на этом договоре.

4. Рассматриваемый договор не следует отождествлять с договором аренды самих транспортных средств с передачей их во временное владе­ние и пользование фрахтователю-арендатору (см. § 3 гл. 34 ГК, гл. 7 и 8 КВВТ, 13 и 14 КТМ и комментарий к ст. 603-620).

Статья 742. Смешанная перевозка

1. Смешанная перевозка означает перевозку грузов, пассажиров и ба­гажа по меньшей мере двумя видами транспорта.

2. Смешанная перевозка грузов осуществляется или обеспечивается экспедитором по договору транспортной экспедиции в порядке, предусмо­тренном главой 41 настоящего Кодекса.

3. Смешанная перевозка грузов, пассажиров и багажа по единому транспортному документу является прямой смешанной перевозкой. Взаи­моотношения перевозчиков в различных видах транспорта, а также поря­док организации прямой смешанной перевозки определяются транспорт­ными уставами и кодексами и другими актами законодательства.

1. Как следует из п. 1 данной статьи, такая перевозка допускается в отношении грузов, пассажиров и багажа. Она имеет определенные особенности и возможна с участием любых видов транспорта.

2. Положения ст. 742 ГК применительно к перевозке грузов воспро­изводятся в том или ином объеме в большинстве транспортных актов в одной статье (ст. 91 КВВТ, ст. 84 КТМ, ст. 73 Закона об автотранспор­те) и только УЖДОП посвящает этой перевозке раздел V, излагая самые общие правила о них в ст. 84-86. Некоторые положения о смешанных перевозках содержатся в Правилах экспедирования грузов при смешан­ных перевозках, о которых упоминается в комментарии к ст. 755 ГК.

3. Комментируемая статья акцентирует внимание на прямых сме­шанных перевозках, совершаемых по единому транспортному докумен­ту, составляемому на весь путь следования в установленных форме и по­рядке. В прямое смешанное грузовое сообщение включаются все желез­нодорожные станции, открытые для соответствующих операций; по пе­речню, устанавливаемому Министерством транспорта и коммуника­ций, – порты (пристани), автостанции, агентства, автохозяйства и дру-

496

гие подразделения автомобильного транспорта общего пользования, а по перечню, определяемому Государственным комитетом по авиа­ции, – аэропорты.

4. Следует различать отношения, устанавливаемые между грузоот­правителем и лицом, заключающим договор на выполнение смешанной перевозки, и взаимоотношения между соперевозчиками различных ви­дов транспорта, в частности, при перегрузке груза с одного вида транс­порта на другой. Первая группа отношений оформляется договором транспортной экспедиции, вторая – соглашениями, определяемыми транспортным законодательством, о чем сказано в комментарии к ст. 753 ГК.

5. В небольшой по территории Республике Беларусь смешанные пе­ревозки не имеют большого распространения. Они используются глав­ным образом в международном сообщении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.03 с.)