В иных случаях, предусмотренных законодательством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В иных случаях, предусмотренных законодательством.



1. Характер неправомерного поведения перевозчика и грузоотпра­вителя, обозначенный в п. 1 данной статьи, отражен также в некоторых транспортных нормативных актах (ст. 110 УЖДОП, ст. 115 КВВТ, ст. 82 и 86 Закона об автотранспорте). В КТМ и ВК соответствующие нормы отсутствуют.

2. Ответственность за указанные нарушения устанавливается в фор­ме уплаты штрафа. КВВТ использует такое понятие, как неустойка. Од­нако в обоих случаях имеется в виду исключительная неустойка.

3. Подход к установлению размера ответственности и исходных данных, от которых он исчисляется, неоднозначен (на железной доро­ге объем ответственности определяется в базовых величинах в зависи­мости от того, как заявляется перевозка: в вагонах и тоннах, только в вагонах или в контейнерах; на автотранспорте – стоимость перевоз­ки невывезенного или непредъявленного груза; на внутреннем вод­ном – базовая величина за каждую тонну груза или контейнер). УЖ­ДОП (ст. 110), КВВТ (ст. 115), Правила автомобильных перевозок гру­зов (п. 395 и 396) предусматривают применительно к каждому виду транспорта одинаковый размер штрафа (неустойки) как для перевоз­чика, так и отправителя. Причем КВВТ ставит его в зависимость толь­ко от перевозки груза на судне или в контейнере, УЖДОП определяет размер с учетом того, заявлена ли перевозка в тоннах и вагонах или

504

только в вагонах. Особо оговаривается размер штрафа при перевозках в контейнерах, рефрижераторных вагонах и транспортерах, перевозках маршрутами, а в отношении отправителя – и за невыполнение погруз­ки по станциям назначения.

4. Поскольку ни ст. 748 ГК, ни транспортное законодательство не содержат исключений из правила п. 3 ст. 372 ГК, следует признать, что ответственность в данном случае построена независимо от вины нару­шителя. Такой подход является преобладающим. И только ст. 110 УЖ­ДОП оговаривает взыскание штрафа за необеспечение погрузки марш­рута лишь при наличии вины сторон.

5. Помимо перечня ситуаций, освобождающих перевозчика и от­правителя от ответственности за рассматриваемое нарушение, приве­денных в п. 2 ст. 748 ГК, транспортное законодательство предусматри­вает и другие обстоятельства (см. п. 400 Правил автомобильных перево­зок грузов, ст. 11 и 112 УЖДОП. Причем УЖДОП устанавливает круг обстоятельств, влекущих освобождение от уплаты штрафа, отдельно для грузоотправителя и железной дороги и оговаривает случай, при котором возможно уменьшение ответственности отправителя на одну треть). Так как обстоятельства, освобождающие стороны от уплаты штрафа, уста­навливаются только законодательством, то перечень их нужно признать исчерпывающим.

Статья749. Ответственность перевозчика за задержку от­правления пассажира

1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в транспорте городского и пригородного сообщения) перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в размере, установленном законодательством, если не докажет, что за­держка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, уст­ранения неисправности транспортного средства, угрожающих жизни и здо­ровью пассажира, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

2. В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки от­правления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажи­ру провозную плату. (В редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7,2/828.)

См. п. 7 комментария к ст. 740 ГК.

505

Статья 750. Ответственность перевозчика за утрату, недо­стачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или ба­гажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузо­получателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреж­дение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

1) в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимо­сти утраченного или недостающего груза или багажа;

2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановле­ния поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлени­ем его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указан­ной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравни­мых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызван­ного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерчес­кий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в односто­роннем порядке, в случае спора подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получате­ля груза или багажа.

1. Приведенные в названии статьи обстоятельства являются кон­кретными проявлениями общего понятия несохранности груза и багажа и свидетельствуют о нарушении перевозчиком обязанности по обеспе­чению сохранности их. Утрата означает невозможность для перевозчи­ка выдать груз (багаж) по истечении сроков, определенных транспорт­ным законодательством, независимо от причин, обусловивших ее

506

(ст. 119 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, п. 404 Правил автомобильных перевозок грузов). Сроки предусматриваются и в отношении перевозки багажа (ст. 116 КВВТ, ст. 101 УЖДОП).

Недостача имеет место, когда перевозчик не в состоянии выдать по­лучателю часть груза (багажа) по данной отправке. Повреждением при­знается нарушение целостности груза (багажа), повлекшее ухудшение его качества из-за внешнего механического воздействия на него, а пор­ча выражается во внутренних (биологических, химических и т. п.) изме­нениях груза, оказавших отрицательное влияние на него (например, за-плесневелость, загнивание, брожение).

2. Ответственность за несохранность груза (багажа) предусмотрена в форме возмещения убытков, размер которых определен п. 2 и 3 ст. 750 ГК. Сверх указанного возмещение ущерба не допускается, следова­тельно, ответственность перевозчика ограничена по объему. Это – ис­ключение из общего правила ст. 14 ГК, опирающееся на положение п. 1 ст. 371 ГК.

3. Специальное транспортное законодательство дает право перевоз­чику требовать освобождения от возмещения ущерба за указанное нару­шение, если он докажет, что несохранность вызвана обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от не­го не зависело (ст. 113 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, ст. 122 ВК, ст. 132 КТМ, п. 401 Правил автомобильных перевозок грузов). Такая формулировка свидетельствует о том, что субъективным основанием ответственности перевозчика за несохранность груза (багажа) в исключение из правила п. 3 ст. 372 ГК, является вина перевозчика, которая презумируется, по­ка перевозчик не докажет обратное.

В нормативных актах приводится примерный перечень конкретных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика (см., например, ст. 113 УЖДОП, ст. 116 КВВТ, ст. 132 и 134 КТМ, п. 401 Правил автомобильных перевозок грузов). Перевозчик вправе доказы­вать и другие обстоятельства, исключающие его вину. Ст. 750 ГК не пре­дусматривает возможности установления иных правил о распределении бремени доказывания.

4. Из принципа ответственности морского перевозчика по началу нины за несохранность груза ст. 133 КТМ делает исключение для ситуа­ции навигационной ошибки: перевозчик освобождается от ответствен­ности за указанное нарушение, если докажет, что оно вызвано поведе­нием капитана судна, членов его экипажа и (или) лоцмана в судовожде­нии или управлении судном, даже при виновном их характере.

507

5. Особая категория убытков – авария, обусловленная спецификой перевозок по морским и внутренним водным путям, регулируется соот­ветственно разд. XII КТМ и гл. 14 КВВТ.

6. Если несохранность груза (багажа) явилась нераздельным резуль­татом виновного поведения, как перевозчика, так и отправителя или получателя, ответственность транспортной организации уменьшается соразмерно тяжести вины этих лиц.

7. Документы, на которые указывает п. 4 ст. 750 ГК, составляются по форме и в порядке, предусмотренным транспортным законодательст­вом, и служат доказательством ответственности, как перевозчика, так и отправителя или получателя груза (багажа), поскольку закрепляют причины его несохранности. Коммерческий акт удостоверяет исчерпы­вающий перечень таких обстоятельств (см. ст. 135 УЖДОП, ст. 159 КВВТ, ст. 128 ВК, ст. 306 КТМ). Обстоятельства, не охватываемые этим перечнем, оформляются актами общей формы, а на морском транспор­те и иными актами. При автоперевозках составление коммерческих ак­тов не предусмотрено, а соответствующие факты удостоверяются актом несохранности груза в соответствии с Типовым актом; при недостиже­нии между сторонами соглашения составляется акт разногласий между перевозчиком и заказчиком (см. соответственно Приложения № 8 и 5 к Правилам автомобильных перевозок грузов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.013 с.)