Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.



5. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необхо­дима для выполнения его обязанностей.

1. Договор транспортной экспедиции включен в ГК 1998 года впер­вые, хотя соответствующие отношения существовали и широко исполь­зовались ранее в виду их экономической выгодности. Это – самостоя­тельный договорный тип, рассматриваемый как вспомогательный транспортный договор, являющийся двусторонним, каузальным и воз-мездным. Отнесение его к консенсуальным или реальным зависит от характера совершаемых экспедитором действий: если он только орга­низует выполнение услуг по экспедированию грузов, договор признает­ся консенсуальным; при осуществлении действий с вверенным экспе­дитору грузом договор считается реальным.

2. Из п. 1 ст. 755 ГК следует, что рассматриваемый договор связан с перевозкой грузов и за ее пределы не выходит. Это подтверждается также положением ст. 733 ГК о том, что ее правила не распространяют­ся на транспортную экспедицию.

Договором транспортной экспедиции опосредуются экспедицион­ные отношения, связанные как с внутренними перевозками грузов од­ним видом транспорта, так и с несколькими его видами (смешанная пе­ревозка), причем в последнем случае отношения оформляются только договором транспортной экспедиции (п. 2 ст. 742 ГК).

3. Помимо общих норм гл. 41 ГК отношения по договору транс­портной экспедиции регулируются и иными нормативными актами, в том числе Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспеди-ционных услуг» (Собрание декретов, указов Президента и постановле­ний Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 29, ст. 835; Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 125, 1/4137), а в части, не противоречащей ГК, – Правилами транспортир-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденными

514

постановлением Правительства от 9 февраля 1996 г. № 82 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 5, ст. 115; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 6, ст. 150), Правилами экспедирования грузов при смешанных перевозках, утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций Респуб­лики Беларусь от 10 марта 1997 г. (Бюллетень нормативно-правовой ин­формации Республики Беларусь, 1997 г., № 8, с. 85 и след.), Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и гру­зополучателей предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными указанным Министерством 1 ноября 1996 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации Республики Бе­ларусь, 1997 г., № 2, с. 13 и след.).

Существенные для практики положения о договоре транспортной экспедиции содержатся и в Общих условиях деятельности белорусских экспедиторов от 22 мая 1998 г. Но поскольку они утверждены республи­канским общественным объединением – Белорусской ассоциацией экс­педиторов (по согласованию с Министерством транспорта и коммуни­каций и Белорусской торгово-промышленной палатой), этот документ не является нормативным актом, а рассматривается как сборник обыча­ев, которые могут использоваться сторонами только при включении Об­щих условий непосредственно в договор транспортной экспедиции.

4. Основным исполнителем договора является экспедитор. Им мо­жет быть как коммерческое юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, получившие в установленном порядке лицензию на право занятия такой деятельностью. По сложившейся в республике практике транспортно-экспедиционное обслуживание осуществляют преимущественно специализированные транспортно-экспедиционные организации, независимые от магистрального перевозчика. Функции экспедитора может выполнять и сам перевозчик.

5. Содержание прав и обязанностей экспедитора зависит от характе­ра оказываемых им услуг, а последние могут быть юридическими и фак­тическими, основными и дополнительными. Примерный перечень ус­луг приведен в ст. 755 ГК. Более подробно они представлены в специ­альном законодательстве (см., например, Правила от 9 февраля 1996 г.).

6. Вступая в договорные отношения с третьими лицами (например, с магистральным перевозчиком или исполнителем иной транспортно-экспедиционной услуги), экспедитор может действовать как от имени клиента, так и от своего имени. В первой ситуации он по таким догово-

515

рам приобретает права и обязанности для клиента, во второй – для се­бя самого. Учитывать это обстоятельство важно для правильного разре­шения спорных вопросов, связанных с транспортно-экспедиционными отношениями, (см. Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2002 г., № 7/2, с. 33-36).

В определенном случае экспедитор не вправе действовать от собст­венного имени. Так, если экспедитором является перевозчик, он может исполнить возложенную на него обязанность по заключению договора перевозки только от имени клиента.

7. Условия выполнения договора транспортной экспедиции, опре­деляемые по соглашению сторон, формируются с учетом характера их взаимоотношений и вида оказываемых услуг. Эти условия в частности будут зависеть от того, оформляются ли отношения сторон длительным договором (при систематической нуждаемости клиента в услугах экспе­дитора) или разовым договором (если клиенту требуются услуги экспе­дитора для выполнения определенных однократных действий).

8. В отношении письменной формы рассматриваемого договора следует иметь в виду, что длительный договор составляется как единый документ, подписанный сторонами, с использованием примерных форм, если они имеются (см., например, Примерную форму договора на транспортно-экспедиционное обслуживание при смешанных пере­возках грузов и Примерную форму договора на транспортно-экспеди­ционное обслуживание предприятиями «Промжелдортранс», утверж­денные Министерством транспорта и коммуникаций соответственно 10 марта 1997 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации Респуб­лики Беларусь, 1997 г., № 8, с. 85-86) и 1 ноября 1996 г. (Бюллетень нор­мативно-правовой информации Республики Беларусь, 1997 г., № 2, с. 13 и след.). Разовый договор оформляется подачей клиентом пись­менной заявки экспедитору и принятием им заявки к исполнению.

9. Необходимость в выдаче доверенности клиентом экспедитору возникает, если последний совершает действия от имени клиента. Ее форма должна соответствовать требованиям ст. 186 ГК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.007 с.)