Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.



2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется перевозчиком или отпра­вителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюде­нием положений, установленных законодательством и издаваемыми в со­ответствии с ним актами республиканских органов государственного уп­равления.

3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами от­правителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмо­тренные договором, если такие сроки не установлены законодательством и издаваемыми в соответствии с ним актами республиканских органов го­сударственного управления.

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет качество перевозоч­ных средств, подаваемых перевозчиком отправителю для погрузки гру­за, через понятия «исправность» и «пригодность». Исправность озна­чает отсутствие в перевозочных средствах внешних и внутренних по­вреждений, иных технических нарушений, угрожающих сохранности груза и безопасности движения. Введение понятия «пригодность» обусловлено тем, что не всякое исправное перевозочное средство мо­жет быть использовано для перевозки груза из-за его особых свойств, качеств, рода, что может отразиться на сохранности груза. В транс­портном законодательстве указывается лицо, на которое возлагается обязанность определять пригодность перевозочного средства под по­грузку. Так, на автотранспорте – это грузоотправитель (п. 1.8 Правил автомобильных перевозок грузов); на железной дороге эта обязанность распределяется между грузоотправителем и предприятиями Белорус­ской железной дороги в зависимости от того, кто осуществляет погруз­ку груза (ст. 40 УЖДОП).

КТМ использует для характеристики качества перевозочного средст­ва понятие «мореходность» и определяет круг действий перевозчика по приведению судна в такое состояние (ст. 93).

2. Отказ фузоотправителя от непригодных перевозочных средств, поданных под погрузку, рассматривается как неподача их со всеми вы­текающими последствиями.

501

3. Пункт 2 ст. 745 ГК устанавливает общее правило о погрузке (вы­грузке) грузов. Вместе с тем на некоторых видах транспорта в специаль­ном законодательстве определяется лицо, на которое возлагается обя­занность совершить грузовые операции. В частности, в ст. 39 УЖДОП эта обязанность распределяется между грузоотправителем (грузополу­чателем) и предприятиями Белорусской железной дороги, как правило, в зависимости от места погрузки (выгрузки) груза. Однако по договору с грузотправителями (грузополучателями) железная дорога за плату мо­жет принять их обязанности на себя. На автотранспорте при отсутствии соответствующих указаний в договоре выполнять грузовые операции должен грузоотправитель (грузополучатель) согласно п. 73 Правил авто­мобильных перевозок грузов.

4. В ситуации, предусмотренной в п. 3 ст. 745 ГК, допускается при-перевозке грузов морским транспортом возможность определить время на погрузку (сталийное время) по обычаям, принятым в порту погруз­ки, если оно не предусмотрено соглашением сторон (ст. 99 КТМ).

КВВТ предоставляет сторонам право по соглашению между ними сократить сроки, установленные нормативно на загрузку (выгрузку) судна (ст. 75).

Статья 746. Срок доставки груза, пассажира и багажа Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назна­чения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном законодательст­вом, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

1. Продолжительность сроков доставки грузов и порядок их исчис­ления определяются в соответствии с действующими на каждом виде транспорта правилами перевозок, к которым отсылают ст. 51 УЖДОП, ст. 78 КВВТ, ст. 110 ВК, ст. 70 Закона об автотранспорте, однако сторо­нам предоставляется возможность установить сроки для доставки гру­зов по договору.

2. Согласно ст. 116 КТМ сроки доставки грузов определяются толь­ко по договору, а при отсутствии в нем соответствующих указаний ис­пользуются обычные сроки доставки.

Правила автомобильных перевозок грузов (п. 20) предусматривают, что доставка грузов в междугородном сообщении должна совершаться в сроки, обусловленные договором, но оговаривают рекомендательные сроки (Приложение № 6 к Правилам), продолжительность которых за­висит от расстояния перевозки и вида отправки.

502

3. Сроки доставки пассажиров и багажа определяются расписанием движения транспортного средства, которым воспользовался пассажир и в которое помещен его багаж. Дата отправления багажа указывается в перевозочных документах.

Статья 747. Ответственность по обязательствам по пере­возке

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обяза­тельств по перевозке стороны несут ответственность, установленную на­стоящим Кодексом и иными актами законодательства, а также соглашени­ем сторон.

2. Соглашения перевозчиков с пассажирами и грузовладельцами об ог­раничении или устранении установленной законодательством ответствен­ности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательством.

1. Пункт 1 этой статьи имеет отсылочный характер. В самом ГК об­щие положения о гражданско-правовой ответственности закреплены и гл. 25. Ряд норм об ответственности при перевозках грузов, пассажи­ров и багажа безотносительно к видам транспорта содержатся в гл. 40 (ст. 748-750, ст. 754) и применительно к отдельным его видам конкре­тизируются в специальном транспортном законодательстве (см. раздел VII УЖДОП, гл. 12 КВВТ, гл. 16 ВК, гл. 8 Закона об автотранспорте, ст. 152-158 КТМ).

2. Правило п. 2 комментируемой статьи нашло отражение в ст. 111 КВВТ, ст. 134 УЖДОП, ст. 139 КТМ, ст. 81 Закона об автотранспорте. В ст. 127 ВК оно сформулировано иначе: перевозчику предоставлено право заключать с пассажирами, грузоотправителями и грузополучате­лями соглашения о повышении ответственности по сравнению с уста­новленной ВК и международными договорами, но эта формулировка не искажает сущности правила п. 2 ст. 747 ГК, которое не запрещает согла­шений о повышении ответственности.

Соглашения о понижении ответственности сторон допускаются в виде исключения только при перевозке грузов. Это положение реали­зовано в ст. 140 КТМ, устанавливающей исчерпывающий перечень об­стоятельств, при которых такие соглашения возможны.

3. По соглашению сторон ответственность в перевозочных обяза­тельствах может быть установлена в случаях, когда она не определена нормативно.

503

Статья 748. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неис­пользование поданных транспортных средств

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

1) непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

2) прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных на­правлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательст­вом;



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.005 с.)