Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки.
2. Общие условия перевозки определяются настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемьми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в соответствии с ними актами республиканских органов государственного управления не установлено иное. 1. Договор перевозки образует самостоятельный договорный тип, входящий в систему транспортных договоров в качестве основного, поскольку опосредует важные экономические отношения, без которых невозможно существование самого процесса производства. Внутри этого договорного типа выделяются отдельные его виды. Так, в зависимости от осуществляющего перевозку вида транспорта различают договоры перевозки по железнодорожным, внутренним водным, автомобильным, воздушным и морским путям сообщения. По предмету, на который направлены услуги перевозчика, выделяют договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Имеются и иные классификации. 2. Нормативная база, регулирующая перевозочные отношения, весьма обширна. Это, прежде всего, акты, имеющие значение для всех видов транспорта, – ГК (гл. 40), Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 5, ст. 221); Закон Республики 484 Беларусь от 6 июля 2001 г. «О перевозке опасных грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 56, 2/775). Имеются и нормативные акты применительно к отдельным видам транспорта. Так, на железнодорожном транспорте действуют Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 96), Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 2 августа 1998 г. № 1196 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 67, 5/1506; 2001 г., № 97, 5/9154;
2002 г., № 46, 5/10295; № 82, 5/10802. Далее – УЖДОП), иные акты. Перевозки по воздушным, морским, внутренним водным и автомобильным путям сообщения регламентируются соответственно ВК, КТМ, КВВТ, Законом Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 71, 2/793. Далее – Закон об автотранспорте). Соответствующими актами республиканских органов управления принимаются применительно к каждому виду транспорта Правила перевозок грузов, пассажиров и багажа, Тарифы на перевозки, иные акты. См., например. Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 1 июля 2002 г. № 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 102, 8/8480), Правила автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные указанным Министерством 28 июля 2002 г. № 23 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 109, 8/8557), Авиационные правила перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь, утвержденные постановлением Госкомитета по авиации Республики Беларусь 27 ноября 2000 г. № 13 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 8, 8/4542), Инструкция по регулированию коммерческих условий авиаперевозок, утвержденная указанным Госкомитетом 15 декабря 2000 г. № 14 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г.,№ 17, 8/4773) и др. 3. Перевозочная деятельность относится к виду лицензируемых. Статья739. Договор перевозки груза 1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномочен- 485 ному на получение груза лицу-получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. 2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом). 1. Определение договора, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, является общим для перевозок всеми видами транспорта и применительно к отдельным его видам конкретизируется в транспортном законодательстве (ст. 29 УЖДОП, ст. 69 KB ВТ, ст. 103 ВК, ст. 80 КТМ, ст. 60 Закона об автотранспорте). Договор перевозки груза относится к основному виду транспортных договоров, ибо опосредует главную функцию транспорта – перемещение грузов. Он характеризуется как двусторонний, реальный, возмездный (на автотранспорте он может быть и безвозмездным), а при перевозке грузов транспортом общего пользования выступает как публичный договор (см. ст. 396 ГК).
2. Сторонами договора являются перевозчик и грузоотправитель. В самом общем виде перевозчик обозначается как субъект, выполняющий перевозку, но применительно к отдельным видам транспорта данное понятие детализируется. Так, на автомобильном и внутреннем водном транспорте – это юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющие перевозку (ст. 1 Закона об автотранспорте, ст. 1 КВВТ); на воздушном – эксплуатант воздушного судна, имеющий лицензию на совершение перевозки (ст. 100 ВК); на морском – лицо, самостоятельно или иным образом осуществляющее перевозку. В последнем случае имеется в виду фактический перевозчик (ст. 2 КТМ); на железной дороге – только предприятие Белорусской железной дороги (ст. 1 УЖДОП). Грузоотправитель определяется как любое лицо, от имени которого сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ. В договоре есть и грузополучатель – лицо, управомоченное на получение груза, которое, не будучи стороной договора (если не совпадает в одном лице с отправителем), приобретает определенные права и обязанности в силу предписаний транспортного законодательства. 3. По господствующей в доктрине позиции предмет договора составляет оказываемая перевозчиком услуга фактического характера. 4. Договор перевозки грузов заключается в простой письменной форме, выражающейся в составлении единого документа – накладной, на воздушном транспорте она именуется грузовой накладной, на авто- 486 транспорте – товарно-транспортной (ст. 30 УЖДОП, ст. 105 ВК, ст. 60 Закона об автотранспорте) либо коносамента (ст. 1 КВТ, ст. 2 КТМ), являющегося товарораспорядительной ценной бумагой. На морском транспорте вместо коносамента возможна выдача иного документа (ст. 88 КТМ). Составляются и иные транспортные документы (см. например, ст. 30 УЖДОП). 5. На автотранспорте предусматривается перевозка грузов населения. Заключение перевозочного договора в этом случае подтверждается составлением и выдачей заказа-поручения, заверенного печатью или штампом перевозчика (см. раздел IV Правил автомобильных перевозок грузов). 6. Содержание прав и обязанностей участников договора перевозки грузов вытекает из его определения, а также положений транспортного законодательства. К примеру, при обеспечении сохранности их требуется соблюдение положений Закона от 6 июня 2001 г. «О перевозке опасных грузов». При отсутствии иного в нормативных актах содержание прав и обязанностей формируется по соглашению сторон. 7. Глава 40 ГК не содержит правил о прекращении договора грузовой перевозки. Применительно к этому договору следует учитывать его специфические особенности, в силу которых не все основания, предусмотренные гл. 26 и 29 ГК, возможно использовать. Однако несомненно, что обязательство, основанное на этом договоре, прекращается надлежащим исполнением. Что касается отказа от исполнения договора перевозки в одностороннем порядке, то в некоторых актах транспортного законодательства прямо предусмотрены ситуации, при которых такая возможность допускается (см. ст. 87 КВВТ, ст. 129 КТМ). Причем в КТМ указываются и обстоятельства, прекращающие договор независимо от воли сторон (ст. 130), а также случи расторжения договора только перевозчиком (ст. 127) или отправителем (ст. 128). ВК оговаривает возможность расторжения договора только по инициативе перевозчика (ст. 108).
Статья 740. Договор перевозки пассажира 1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. 487 Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. 3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом: 1) перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; 2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.008 с.) |