Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится по договору перевозки.



2. Общие условия перевозки определяются настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемьми в соответствии с ними актами республиканских органов го­сударственного управления.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определя­ются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными ус­тавами и кодексами, иными актами законодательства и издаваемыми в со­ответствии с ними актами республиканских органов государственного уп­равления не установлено иное.

1. Договор перевозки образует самостоятельный договорный тип, входящий в систему транспортных договоров в качестве основного, по­скольку опосредует важные экономические отношения, без которых невозможно существование самого процесса производства. Внутри это­го договорного типа выделяются отдельные его виды. Так, в зависимос­ти от осуществляющего перевозку вида транспорта различают договоры перевозки по железнодорожным, внутренним водным, автомобиль­ным, воздушным и морским путям сообщения. По предмету, на кото­рый направлены услуги перевозчика, выделяют договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Имеются и иные классификации.

2. Нормативная база, регулирующая перевозочные отношения, весь­ма обширна. Это, прежде всего, акты, имеющие значение для всех видов транспорта, – ГК (гл. 40), Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 5, ст. 221); Закон Республики

484

Беларусь от 6 июля 2001 г. «О перевозке опасных грузов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 56, 2/775).

Имеются и нормативные акты применительно к отдельным видам транспорта. Так, на железнодорожном транспорте действуют Закон Ре­спублики Беларусь от 6 января 1999 г. «О железнодорожном транспорте» (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 96), Устав железнодорожного транспорта общего пользова­ния, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь 2 августа 1998 г. № 1196 (Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 1999 г., № 67, 5/1506; 2001 г., № 97, 5/9154;

2002 г., № 46, 5/10295; № 82, 5/10802. Далее – УЖДОП), иные акты. Перевозки по воздушным, морским, внутренним водным и автомо­бильным путям сообщения регламентируются соответственно ВК, КТМ, КВВТ, Законом Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. «Об авто­мобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 71, 2/793. Да­лее – Закон об автотранспорте).

Соответствующими актами республиканских органов управления принимаются применительно к каждому виду транспорта Правила пе­ревозок грузов, пассажиров и багажа, Тарифы на перевозки, иные акты. См., например. Правила автомобильных перевозок грузов, утвержден­ные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Рес­публики Беларусь 1 июля 2002 г. № 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 102, 8/8480), Правила автомо­бильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь, утвержденные указанным Министерством 28 июля 2002 г. № 23 (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 109, 8/8557), Авиационные правила перевозки пассажиров и багажа авиапредприя­тиями Республики Беларусь, утвержденные постановлением Госкоми­тета по авиации Республики Беларусь 27 ноября 2000 г. № 13 (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 8, 8/4542), Инструкция по регулированию коммерческих условий авиапе­ревозок, утвержденная указанным Госкомитетом 15 декабря 2000 г. № 14 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г.,№ 17, 8/4773) и др.

3. Перевозочная деятельность относится к виду лицензируемых.

Статья739. Договор перевозки груза 1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверен­ный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномочен-

485

ному на получение груза лицу-получателю), а отправитель обязуется упла­тить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, преду­смотренного транспортным уставом или кодексом).

1. Определение договора, содержащееся в п. 1 комментируемой ста­тьи, является общим для перевозок всеми видами транспорта и приме­нительно к отдельным его видам конкретизируется в транспортном за­конодательстве (ст. 29 УЖДОП, ст. 69 KB ВТ, ст. 103 ВК, ст. 80 КТМ, ст. 60 Закона об автотранспорте). Договор перевозки груза относится к основному виду транспортных договоров, ибо опосредует главную функцию транспорта – перемещение грузов. Он характеризуется как двусторонний, реальный, возмездный (на автотранспорте он может быть и безвозмездным), а при перевозке грузов транспортом общего пользования выступает как публичный договор (см. ст. 396 ГК).

2. Сторонами договора являются перевозчик и грузоотправитель. В самом общем виде перевозчик обозначается как субъект, выполняю­щий перевозку, но применительно к отдельным видам транспорта дан­ное понятие детализируется. Так, на автомобильном и внутреннем вод­ном транспорте – это юридическое или физическое лицо (индивиду­альный предприниматель), осуществляющие перевозку (ст. 1 Закона об автотранспорте, ст. 1 КВВТ); на воздушном – эксплуатант воздушного судна, имеющий лицензию на совершение перевозки (ст. 100 ВК);

на морском – лицо, самостоятельно или иным образом осуществляю­щее перевозку. В последнем случае имеется в виду фактический пере­возчик (ст. 2 КТМ); на железной дороге – только предприятие Белорус­ской железной дороги (ст. 1 УЖДОП).

Грузоотправитель определяется как любое лицо, от имени которого сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ.

В договоре есть и грузополучатель – лицо, управомоченное на полу­чение груза, которое, не будучи стороной договора (если не совпадает в одном лице с отправителем), приобретает определенные права и обя­занности в силу предписаний транспортного законодательства.

3. По господствующей в доктрине позиции предмет договора со­ставляет оказываемая перевозчиком услуга фактического характера.

4. Договор перевозки грузов заключается в простой письменной форме, выражающейся в составлении единого документа – накладной, на воздушном транспорте она именуется грузовой накладной, на авто-

486

транспорте – товарно-транспортной (ст. 30 УЖДОП, ст. 105 ВК, ст. 60 Закона об автотранспорте) либо коносамента (ст. 1 КВТ, ст. 2 КТМ), яв­ляющегося товарораспорядительной ценной бумагой. На морском транспорте вместо коносамента возможна выдача иного документа (ст. 88 КТМ).

Составляются и иные транспортные документы (см. например, ст. 30 УЖДОП).

5. На автотранспорте предусматривается перевозка грузов населе­ния. Заключение перевозочного договора в этом случае подтверждается составлением и выдачей заказа-поручения, заверенного печатью или штампом перевозчика (см. раздел IV Правил автомобильных перевозок грузов).

6. Содержание прав и обязанностей участников договора перевозки грузов вытекает из его определения, а также положений транспортного законодательства. К примеру, при обеспечении сохранности их требует­ся соблюдение положений Закона от 6 июня 2001 г. «О перевозке опас­ных грузов». При отсутствии иного в нормативных актах содержание прав и обязанностей формируется по соглашению сторон.

7. Глава 40 ГК не содержит правил о прекращении договора грузо­вой перевозки. Применительно к этому договору следует учитывать его специфические особенности, в силу которых не все основания, преду­смотренные гл. 26 и 29 ГК, возможно использовать. Однако несомнен­но, что обязательство, основанное на этом договоре, прекращается над­лежащим исполнением. Что касается отказа от исполнения договора перевозки в одностороннем порядке, то в некоторых актах транспорт­ного законодательства прямо предусмотрены ситуации, при которых такая возможность допускается (см. ст. 87 КВВТ, ст. 129 КТМ). Причем в КТМ указываются и обстоятельства, прекращающие договор незави­симо от воли сторон (ст. 130), а также случи расторжения договора толь­ко перевозчиком (ст. 127) или отправителем (ст. 128). ВК оговаривает возможность расторжения договора только по инициативе перевозчика (ст. 108).

Статья 740. Договор перевозки пассажира 1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на по­лучение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

487

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, пре­дусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствую­щим транспортным уставом и кодексом:

1) перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установлен­ных норм;



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.008 с.)