Статья 752. Договоры об организации перевозок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 752. Договоры об организации перевозок



1. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления сис­тематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевоз­ке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок рас­четов, а также иные условия организации перевозки.

2. Перевозчик при необходимости осуществления систематических пе­ревозок пассажиров может заключать с гражданами или юридическими ли­цами долгосрочные договоры об организации перевозок пассажиров.

Договор об организации перевозок пассажиров заключается в письмен­ной форме.

В договоре об организации перевозок пассажиров определяются марш­рут, расписание движения, количество рейсов, сроки и другие условия пре­доставления транспортных средств для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. (В редакции Закона Респуб­лики Беларусь от 4 января 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 7, 2/828).

1. В комментируемой статье приводится общее определение этих договоров, из которого следует, что они представляют собой соглаше­ния не о доставке конкретного груза или пассажира в обусловленное место, а об условиях совершения перевозок на протяжении определен­ного времени и характеризуются как транспортные, двусторонние и консенсуальные. Они заключаются на всех видах транспорта, причем в отношении перевозок как грузов, так и пассажиров. ГК не устанавли-

510

вает обязательности совершения таких договоров. Но их наличие ни в коей мере не исключает необходимости заключения конкретного до­говора на каждую перевозку в отдельности.

2. Определение договора об организации перевозок воспроизводит­ся в ряде транспортных нормативных актов (см. ст. 62 Закона об авто­транспорте, ст. 70 КВВТ, ст. 82 КТМ, в которой текст определения до­полнен указанием на обязанность грузовладельца по уплате фрахта). В ВК отсутствует норма об этих договорах, но Правила перевозки пас­сажиров, багажа и грузов на воздушных линиях от 16 января 1985 г. до­пускают возможность их заключения. Законодательство о железнодо­рожных перевозках не содержит правил о таких договорах и практичес­ки на этом виде транспорта они не используются.

В актах специального законодательства, включивших нормы об ука­занном договоре, они относятся к перевозкам грузов. И только КВВТ предусмотрел отдельную статью (103) об этом договоре применительно к пассажирским перевозкам.

3. В гл. 40 ГК отсутствует норма о форме договора об организации перевозок грузов. Но, учитывая, что этот договор заключается при сис­тематических перевозках и является долгосрочным, его форма должна быть письменной. В отношении автомобильных перевозок грузов это закреплено в ст. 62 Закона об автотранспорте, причем договор соверша­ется в соответствии с Примерным договором организации автомобиль­ных перевозок грузов (см. Приложение № 2 к Правилам перевозки гру­зов). При разовой перевозке договор заключается путем оформления заказа на нее (часть пятая ст. 62 Закона).

Что касается договора об организации перевозок пассажиров, то пря­мое указание на его письменную форму содержится в п. 2 ст. 752 ГК.

4. Условия, включаемые в рассматриваемый договор, приведены в ст. 752 ГК в виде примерного перечня, предоставляя сторонам воз­можность устанавливать и иные условия. Последние формируются в за­висимости от вида перевозки. Так, на автомобильном транспорте в до­говор включаются условие о маршрутах, графиках выполнения перево­зок, типов используемых автомобилей, перечень сопутствующих пере­возке услуг, ответственность сторон и т. п. (ст. 62 Закона об автотранс­порте), при морских перевозках грузов – наименование и общее коли­чество подлежащего перевозке груза, срок действия самого договора, общие условия морской перевозки, ответственность сторон за наруше­ние обязательств, вытекающих из договора об организации морских пе­ревозок грузов (ст. 82 КТМ). Кроме того, ст. 83 КТМ определяет соотно-

511

шение договора об организации морских перевозок грузов и договора морской грузовой перевозки: первый является основой для второго до­говора, его условия признаются включенными в договор морской пере­возки и при противоречии положений конкретного договора условиям договора об организации перевозок применяются условия последнего.

Однако и предусмотренный специальным законодательством пере­чень условий, входящих в договор об организации перевозок, также не является исчерпывающим, ибо допускается установление и иных ус­ловий.

5. Рассматриваемый договор заключается между перевозчиком и грузовладельцем (при перевозках грузов), а также между перевозчи­ком и гражданами или юридическими лицами (при перевозках пасса­жиров). На автомобильном транспорте допускается заключение такого договора между грузоотправителем и оператором автоперевозок (экспе­дитором) – часть четвертая ст. 62 Закона об автотранспорте.

Статья753. Договоры между перевозчиками Между перевозчиками различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узло­вые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов

И др.).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными ус­тавами и кодексами, другими актами законодательства.

1. Договоры, о которых говорится в этой статье, не относятся к до­говорам перевозки. Они направлены на организацию работ по обеспе­чению перевозочного процесса, на создание условий для исполнения уже возникших обязательств по перевозке грузов. По характеру содер­жания и конкретной направленности этих соглашений есть, на наш взгляд, основания квалифицировать их как разновидность организаци­онных договоров, хотя высказано и иное мнение (см. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (поста­тейный). М, 1998 г., с. 370).

2. В числе таких договоров можно назвать договор на централизо­ванный завоз (вывоз) грузов к магистральному перевозчику (и от него), в который вступают организации автотранспорта с предприятиями же­лезнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта. В этих договорах устанавливаются ориентировочный объем завоза (или соот­ветственно вывоза) груза на станции, порты (пристани), аэропорты,

512

среднесуточная норма завоза (вывоза), фрахт одновременной погрузки-цыгрузки автомобилей по объектам и т. п. При перевозках в прямом смешанном сообщении отношения между соперевозчиками 'по пере­грузке (перевалке) грузов с одного вида транспорта на другой оформля­ются узловым соглашением. Оно предусматривает конкретные условия и порядок передачи грузов от одного перевозчика к другому, единые технологические процессы работы перевалочных пунктов (портов и станций), график движения перевозочных средств, фрахт погрузочно-разгрузочных работ.

Возможно заключение и иных договоров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.006 с.)