Подрядные работы для государственных нужд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подрядные работы для государственных нужд



Статья718. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 696), проектные и изыска­тельские работы (статья 713), предназначенные для удовлетворения по­требностей Республики Беларусь или ее административно-территориаль­ных единиц и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их «ли обеспечить их оплату.

1. Принципы правового регулирования удовлетворения государст­венных нужд являются общими для поставок товаров и выполнения ра­бот. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд» (Ведомости Верхов­ного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 33,.ст. 432) под термином «товары» имеются в виду и работы. На выполнение работ для государст­венных нужд распространяется действие и других нормативных право­вых актов (см. комментарий к ст. 495 ГК). Поэтому в нормах § 5 гл. 37 ГК определяются лишь особенности договорных отношений по выпол­нению подрядных работ для государственных нужд либо содержатся прямые отсылки к нормам о поставках товаров для государственных нужд.

2. Предмет государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд составляют подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, понятие которых дается соответственно в ст. 696 и 713 ГК. Сами же договорные отноше­ния по выполнению подрядных работ для государственных нужд явля-

455

ются разновидностью договора строительного подряда или договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. В связи с этим к данным отношениям при недостаточности норм § 5 гл. 37 ГК и других специальных норм о выполнении подрядных работ для госу­дарственных нужд должны применяться нормы ГК и других норматив­ных правовых актов о договоре строительного подряда (договоре подря­да на выполнение проектных и изыскательских работ), а в случае недо­статочности последних – общие положения о подряде, если иное не ус­тановлено ГК и иными актами законодательства (п. 2 ст. 656 ГК).

В числе источников законодательства о договорах строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, которые субсидиарно применяются к отношениям по выполнению подрядных работ для государственных нужд, следует назвать Инвести­ционный кодекс, Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993 г. «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республи­ке Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 1, ст. 1; Ведомости Национального собрания Республики Бе­ларусь, 1998 г., № 2, ст. 8; Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь, 200 г., № 103, 2/211), Правила заключения и испол­нения договоров (контрактов) строительного подряда (утверждены по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450. – Собрание декретов, указов Президента и постановле­ний Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 26, ст. 683; Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 9, 5/102; № 49, 5/1119; 2001 г., № 87, 5/8121), Положение о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (утвержде­но приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 4 ноября 1999 г. № 339. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 4, 8/1472) и др.

3. Подрядные работы для государственных нужд финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (Республики Беларусь или ад­министративно-территориальных единиц) и внебюджетных источни­ков (внебюджетные фонды, кредиты банков). Если финансирование работ происходит из бюджетных средств, соответствующие стройки и объекты включаются в инвестиционные программы в целях решения приоритетных социальных, экономических, оборонных, управленчес­ких и других задач. Государственную инвестиционную программу ут­верждает Правительство Республики Беларусь (см., например, поста­новление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2002 г. № 104 «Об утверждении Государственной инвестиционной программы

456

на 2002 год». – Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 15,5/9850;№ 86,5/10857;№ 132,5/11511).

Статья 719. Стороны в государственном контракте По государственному контракту государственным заказчиком выступа­ет государственный орган, орган местного управления и самоуправления, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организа­ция, наделенная соответствующим государственным органом правом рас­поряжаться такими ресурсами, а подрядчиком – юридическое лицо или гражданин.

1. Сторонами государственного контракта на выполнение подряд­ных работ для государственных нужд являются государственный заказ­чик и подрядчик.

2. При выполнении подрядных работ для республиканских государ­ственных нужд государственных заказчиков определяет Совет Минист­ров Республики Беларусь, а если работы выполняются для местных нужд – местные исполнительные и распорядительные органы. Ими мо­гут быть министерства, другие республиканские органы государствен­ного управления, государственные организации, подчиненные Прави­тельству, органы местного управления и самоуправления, государствен­ные учреждения, казенные предприятия.

3. Обязательным условием для выполнения функций государствен­ного заказчика является обладание необходимыми инвестиционными ресурсами или получение от соответствующего государственного орга­на права распоряжаться такими ресурсами. Выделение инвестицион­ных ресурсов производится из средств республиканского и местных бю­джетов на безвозвратной основе либо на основе платности, срочности и возвратности. Порядок выделения инвестиционных ресурсов предус­матривается в Инвестиционном кодексе и других нормативных актах (см., например, Положение о порядке организации и проведении кон­курсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 22 сентября 1998г. № 1473. – Собрание декретов, указов Прези­дента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 27, ст. 701; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 32, 5/10103; № 68,5/10590).

4. Государственные заказчики не вправе передавать свои полномо-"ия по формированию и размещению государственных заказов на вы-

457

полнение подрядных работ другим государственным органам, юриди­ческим и физическим лицам.

5. В качестве подрядчиков в государственном контракте на выполне­ние подрядных работ для государственных нужд могут выступать любые юридические лица или граждане – предприниматели. Для этого они должны иметь лицензию на выполнение соответствующего вида работ. Подрядчики выбираются, как правило, на конкурсной основе.

Статья 720. Основания и порядок заключения государст­венного контракта

Основания и порядок заключения государственного контракта опре­деляются в соответствии с положениями статей 497 и 498 настоящего Кодекса.

1. Как и при поставках товаров для государственных нужд государ­ственный контракт на выполнение подрядных работ для государствен­ных нужд заключается на основе заказа государственного заказчика. Порядок формирования и размещения заказов на выполнение подряд­ных работ для государственных нужд регулируется Законом Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд», Положением о формировании и размещении заказов на постав­ку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437 (см. комментарий к ст. 495 ГК), а также Инвестиционным кодексом и некоторыми другими нормативными правовыми актами (см., в частности, Положение о порядке организации и проведения тор­гов на строительство объектов в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Министерства архитектуры и строительства Республи­ки Беларусь от 12 июня 2000 г. № 8. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 г., № 62, 8/3642).

2. Заказы на выполнение подрядных работ для государственных нужд размещаются в основном по конкурсу (на торгах). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995г. № 242 «О подрядных торгах в капитальном строительстве» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Бела­русь, 1995 г., № 19, ст. 427; Собрание декретов, указов Президента и по­становлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 22-23, ст. 788; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291; 2002 г., № 100, 1/4004) размещение заказов на

458

строительство для государственных нужд при стоимости объектов свы­ше 70 тысяч базовых величин осуществляется исключительно путем проведения подрядных торгов.

3. Заключение государственного контракта на выполнение подряд­ных работ для государственных нужд между государственным заказчи­ком и подрядчиком, ставшим победителем конкурса (торгов), является обязательным. В случае уклонения государственного заказчика либо подрядчика от заключения государственного контракта или при воз­никновении между ними преддоговорного спора заинтересованная сто­рона вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о понуждении дру­гой стороны заключить государственный контракт либо о рассмотре­нии преддоговорного спора (п. 23 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда).

4. См. также комментарий к ст. 497,498 ГК.

Статья721. Содержание государственного контракта

1. Государственный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и оконча­ния, размере и условиях финансирования и оплаты работы, способах обес­печения обязательств сторон.

2. В случае, когда государственный контракт заключается по результа­там конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государст­венных нужд, условия государственного контракта определяются в соот­ветствии с объявленными условиями конкурса и представленным на кон­курс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

1. Условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, перечисленные в п. 1 ст. 721 ГК, явля­ются существенными. При отсутствии какого-либо из них государст­венный контракт следует считать незаключенным. В случаях заключе­ния государственного контракта по результатам конкурса, указанные условия определяются государственным заказчиком и подрядчиком ис­ходя из условий конкурса и представленных на конкурс предложений подрядчика – победителя конкурса.

Требования к содержанию государственного контракта предусмат­риваются также Типовым государственным контрактом на поставку то­варов для государственных нужд, утвержденным приказом Министер­ства экономики- Республики Беларусь от 17 марта 1995г. № 7 (Бюлле­тень нормативно-правовой информации, 1995 г., № 7, с. 12).

459

2. В силу п. 23 Правил заключения и исполнения договоров (кон­трактов) строительного подряда от 15 сентября 1998 г. государственный заказчик выполняет обязанности и имеет права, установленные законо­дательством Республики Беларусь и названными Правилами для заказ­чиков. Он лишь не вправе принимать решения об объемах выделения инвестиций и направлениях их использования; о передаче своих полно­мочий третьим лицам; о консервации или прекращении строительства объекта. Решения по указанным вопросам принимаются государствен­ным заказчиком по согласованию с Министерством экономики Рес­публики Беларусь, если объект финансируется за счет республиканско­го бюджета, либо по согласованию с соответствующим местным испол­нительным и распорядительным органом – по объектам, финансируе­мым за счет местного бюджета.

3. В государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд могут предусматриваться определенные ме­ры по стимулированию подрядчика. Это могут быть кредитование и на­логообложение на льготных условиях, выделение целевых дотаций и субсидий, приоритетное обеспечение централизованно распределяе­мыми ресурсами и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.01 с.)