Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Витальные основания национальной идеиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиции применения витального, или как его еще называли в пред- шествующих работах, организменного, подхода к социальным феноме- нам исторически формировались в рамках цивилизационного и этно- логического дискурсов. Функционирование локально-исторических культур уподобляли жизнедеятельности живых существ О. Шпен- глер и А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский и П.А. Сорокин24. Культурно- исторические общности, согласно Н.Я. Данилевскому, развиваются исключительно в плоскости видового биосоциального существова- ния. Особая историческая миссия народов связывалась со степенью их «жизненной силы». Однако положение о биосоциальной организмен- ной природе цивилизаций в дальнейшем цивилизационном дискурсе практического развития не получило. Уподобление цивилизаций жи- вым системам было сродни метафоре, красивой аллегории, что конеч- но же не является атрибутикой научного подхода. Между тем речь идет о новом понимании форм живой природы. Более жесткая объяснительная связь общественных феноменов с витальными принципами существования получила развитие в ряде 22 Сулакшин С.С. Наука, научность, практика. М., 2008. 23 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. С. 6. 24 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1993.; Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. направлений анализа природы этноса. Для российской научной об- щественности в наиболее системном виде данный подход был пред- ставлен в трудах Л.Н. Гумилева25. Однако этнологический дискурс огра- ничивался, как правило, применением организменной теории только к двум компонентам государственности: народонаселению и террито- рии, оставляя вне поля рассмотрения третью составляющую — сферу властного управления. Ввиду этого управленческий потенциал полу- ченных выводов оказывался неочевидным. В предлагаемом авторами подходе витальные принципы распространяются и на государство в его узкофункциональном понимании. Исключение из топологии ор- ганизма государственности любого из трех проявлений государствен- ного бытия является фатальной деформацией его видовой анатомии. Выдвигаемый подход основывается на предположении о том, что цивилизации устойчивы в своей идентичности и эта устойчивость определяется их витальной природой. Цивилизации в авторском пони- мании это не только фиксация культурных различий народов (это су- щественно, но вторично, инструментально), но и вырабатываемые ты- сячелетиями фундаментальные особенности жизни сообщества людей, в том числе такие, как ценностные поведенческие мотиваторы, которые и составляют основу идентичности, различий цивилизаций. В этом смысле можно говорить о своеобразных социальных ци- вилизационно-ценностных генетических кодах, сходных по существу с биологическими кодами живых организмов, но «программирующих» и управляющих не только биологическим, но и социальным, социали- зированным поведениием человека и его сообществ. И если достоверно известно, что в биологическом случае генетические мутации приводят к уродствам и гибели организма, то ровно так же попытки вторжения в социальный цивилизационно-ценностный генетический код приво- дят к не менее опасным последствиям. Как и в биологической природе, в цивилизационном поле действуют аналоги принципов наследствен- ности (это культурное закрепление, традиции), нескрещиваемости, ареальных условий обитания, хотя конечно и существенно усложнен- ные, частично модифицированные. В чем состоят особенности цивилизаций по отношению к себе по- добным? Социально-генетические различия включают в себя такие причинно-следственные обстоятельства или факторные компоненты, как этничность, конфессиональность, гражданственность, язык, куль- тура, традиции, устои, уклады, территория, общность исторической судьбы, коллективная память, климат и т. д. Сказываются они и прояв- ляют себя в рефлекторной и социально-поведенческой культуре, пси- 25 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. хологии, ментальности, социально-экономических моделях государ- ства (степень автаркийности, этатизма и т. п.). Каждый орган единого организма жизненно необходим для его функционирования. Цивилизации подобны экосистемам, искусствен- ное вторжение в которые необратимо приводит к их разрушению. Каж- дый организм может и должен развиваться. В этом смысле консерва- ция цивилизаций имеет для них гибельные последствия. Однако, если развитие подменяется мутагенезом, это может быть в прямом смысле смертельно опасно (российский пример ярко говорит об этом). Национальная идея, как ценностный концентратор, в таком под- ходе рассматривается не традиционно — в виде некоей умозритель- ной конструкции, а в качестве жизненно важной функции сложного социального организма. В этом смысле ее определение есть не вопрос субъективного выбора, а жесткое диагностирование видовой специфи- ки исследуемого национального государства. По аналогии с живыми системами вторжение в социальный цивилизационно-ценностный генетический код государства, выражающееся, в частности, в импле- ментации иносистемных идеологем, приводит, как и при генетических мутациях в биологическом мире, к уродствам и гибели организма.
Онтогенез и социогенез Мысль о подобии законов развития человеческих сообществ за- конам жизнеосуществления человека как биологического вида выска- зывалась многими мыслителями в прошлом. Освальд Шпенглер упо- доблял процесс онтогенеза фазам развития идентифицированных им локальных культурно-исторических типов. Каждый из них, согласно немецкому философу, проходит стадии рождения, детско-юношеского взросления, зрелости, старения и смерти. В этом смысле им собственно и провозглашался «закат Европы». Другое дело, что продолжительность жизни (этого не учел О. Шпенглер) может быть увеличена искусствен- ным образом. Качество медицинского обслуживания для отдельно взятого человека тождественно качеству государственного управления для социума в целом26. Гениальные шпенглеровские догадки имели эвристический ха- рактер. Они формулировались в качестве ассоциаций, не будучи под- тверждены реальными феноменологическими рядами, соотнесением известных биологических и социальных ритмик. В настоящем исследо- вании делается попытка верифицировать имеющиеся сведения именно этого рода. 26 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.) |