Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Э. Багдасарян, С. С. СулакшинСтр 1 из 93Следующая ⇒
Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 624 с.
ISBN 978-5-91290-182-9
В монографии, подготовленной в Центре проблемного анализа и го- сударственно управленческого проектирования (научный руководи- тель — доктор политических наук В.И. Якунин), вводится правовое и государственно-управленческое понятие высших ценностей государства. Показано, что категориально они тождественны нематериальным факто- рам успешности государственности той или иной страны. На обширном историческом и страновом феноменологическом материале доказано, что значение высших ценностей для успеха государства настолько вели- ко, что пренебрежение ими объясняет даже его распад. Проанализирова- но значение высших ценностей для государственного целеполагания и управления. Исследованы формы имплементации высших ценностей го- сударства в Конституции, государственных символах, национальных правовых основаниях, в воспитательном, образовательном, пропаган- дистском пространствах активности государства и общества. Подтверж- дено, что высшие ценности государства и национальная идея страны функционально взаимосвязаны. Для обществоведов, политологов, государственных служащих, поли- тических и общественных лидеров, студентов, аспирантов и преподава- телей политологии, государственного и муниципального управления, иных гуманитарных специальностей.
ISBN 978-5-91290-182-9 © Центр проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования, 2012 Содержание Введение........................................................................ 5 Основное определение............................................................. 5 Высшие ценности государства как управленческая категория 7 Глава 1. Национальная идея и высшие ценности российского государства....................................... 14 1.1. Традиционные аксиологические подходы....................... 16 1.2. Социальная система как живой организм........................ 28 Глава 2. Высшие ценности российского государства в его истории..................................................... 38 2.1. Катастрофы и прорывы в истории России...................... 38 2.2. «Антиценности» для российского государства............... 73 2.3. Высшие ценности России и традиционная народная культура 162
2.4. Эрозия идейно-духовного состояния российского общества и ценностные инверсии.......................................................................................... 207 2.5. Ценностная деструкция современной России............... 220 Глава 3. Высшие ценности российского государства в страновом сопоставлении.................................. 252 3.1. Национальная идея как ценностный интегратор страны.............................................................................. 252 3.2. Социологическое отражение цивилизационно- ценностного своеобразия стран мира.......................................................................................... 307 3.3. Ценности и цивилизационная идентичность............... 338 Глава 4. Ценностное измерение государственных и политических документов................................. 359 4.1. Конституция как ценностно-мировоззренческий документ 359 4.2. Ценностно-мировоззренческий компонент государственных документов высокого уровня.......................................................................................... 382 4.3. Ценностный выбор в программах политических партий 396 Глава 5. Ценности и государственная символика............ 421 5.1. Герб, флаг и национальные ценности......................... 421 5.2. Ценностное содержание государственного гимна........ 447 5.3. Государственный девиз как формула национальной идеи 477 5.4. Аксиология присяги........................................................ 486 5.5. Смертная казнь как отражение антиценностей............ 513 5.6. Ценности и государственные награды........................... 525 5.7. Ценности и денежные знаки........................................... 532 5.8. Государственные праздники и ценностные ориентиры ритуалов........................................................ 541 Заключение................................................................. 594 Список литературы..................................................... 600 Введение Основное определение О ценностях российского государства после двадцатилетия либерально-космополитических реформ вновь начали говорить с самой высокой трибуны. К ним апеллирует в своих обращениях президент Рос- сийской Федерации. Тема ценностей присутствует в Посланиях Федераль- ному собранию. Однако разъяснений, что понимается под высшими цен- ностями российского государства не содержится ни в одном официальном документе. Содержание провозглашаемого ценностного выбора становит- ся в отсутствие государственного и политического определения его смыс- ла и статуса предметом субъективного и даже личного понимания. В такой ситуации о едином, устойчивом ценностно определенном стратегическом курсе государства не может быть и речи. Но ясно, что любое управле- ние, как и осмысленное движение, в социальном развитии без ценностей как целевых генераторов не обходится. Вопрос в их конкретном выборе, в том — являются ли они явными или теневыми, осознанными или на- вязанными лоббистами или внешним влиянием, гармоничны ли стране или противоречат ее традициям и цивилизационным кодам и формулам успеха, относятся ли к конституционным константам страны.
Реальная политика России выстраивается на основе определенно- го набора ценностей, но что он собой представляет и откуда он взял- ся в общем-то непонятно. Необходимость преодоления сложившейся парадоксальной ситуации стала главным побудительным мотивом на- стоящего исследования. В ходе него предстояло ответить на ряд вопросов. Что есть ценности применительно к государственному управлению? Откуда берутся ценно- сти соответствующего государства? Кто их генерирует? Каковы формы и механизмы их трансляции? В чем они могут состоять? Как они сохра- няются и преемствуют, как они закрепляются в материальной практике? Есть ли для них правовая и даже конституционная форма закрепления? Ключевыми для разрабатываемой темы категориями являются «го- сударство» и «высшие ценности». Под государством в данном случае понимается организованность и упорядоченность (пассивная и актив- ная) существования территории, деятельности проживающего на ней населения при единой системе государственного управления. Речь, таким образом, идет не о государстве в узком смысле слова, а именно o государственности — понятии, близком к понятию страны. Сущностные признаки страны выражаются триадой необходимых компонентов: территорией, народонаселением, публичной властью. Фундаментальность (необходимость и достаточность) этих составляю- щих вытекает из факта их неустранимости. Невозможно в обозримой ретроспективе найти государство без территории, народонаселения и власти. Все обнаруживаемые исключения относятся к племенным временам и потому не могут быть экстраполированы на современную эпоху. В этом смысле гибель государства при изъятии любого из ком- понентов: завоевании — захвате территории, этноциде — истреблении, ассимиляции или деидентификации народа, безвластии — анархии или управленческой дерегуляции — становится неизбежной. Попытки при- менения каждой из этих, по существу, агрессий неоднократно делались противниками России, подводя российское государство к черте гибели. Под высшими ценностями российского государства понимаются спец- ифические желаемые состояния и характеристики наиболее важных для его жизнеспособности факторов, выступающих и деятельностными моти- ваторами для народа и государственной власти. Соответственно, жизнен- но важные факторы государства определяются как внешние и внутренние обстоятельства, существенно влияющие на сам факт и устойчивость его существования (развития). Эти дефиниции основываются на развиваемой Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проек- тирования методологии витального подхода к сложным социальным си- стемам. Государственность, сообразно с ним, понимается как форма суще-
ствования сложного социального живого организма. Еще В.И. Вернадский развивал идею о разноуровневых формах жизни1. В качестве одного из уровней ноосферного существования в настоящей работе видится функционирование сложных социальных систем. Главная ценность для живого организма — это жизнь. Следо- вательно, высшая ценностная номинация государства заключается в целеполагании — «страна должна быть». Потенциалы, значимые для ее существования, в совокупности формируют степень ее жизнеспо- собности. Жизнеспособность страны, соответственно, зависит от дей- ствия широкого круга факторов. Соподчиненные единой интегральной ценностной цели — жизни государства, они составляют перечень его ценностей. Одни из них имеют более, другие менее весомое значение для жизнеспособности страны. Наиболее значимые факторы для жиз- ни страны, находящиеся на первых уровнях факторной декомпозиции, составляют категорию высших ценностей. Таким образом, понятие высших ценностей государства не носит вкусового релятивистского характера, они введены как четко определенная категория. Она, как 1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989; Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994; Философия и методология науки: В.И. Вернадский. Учение о био- сфере / Ред. П.С. Карако. Мн., 2007. будет видно в дальнейшем, носит объективный характер, цивилиза- ционно вариативна и вычислима для каждого конкретного большого государства или цивилизации. Именно поэтому высшие ценности го- сударства являются критически значимыми для реальной практики государственного строительства и управления. Они ведут государство к успеху. Пренебрежение ими, соотвественно, ведет страну к краху. Рассматриваемые применительно к «живой» системе факторы должны иметь деятельностно-мотивационный характер. Деятельност- ными субъектами государства выступают власть и народ. Следователь- но, ценности становятся факторами жизнеспособности тогда, когда они являются активной принадлежностью государственной власти и общества, неотъемлемой атрибутикой их ритуала, мотивации и са- мой многообразной деятельности. Возможно, например, что жизнеспособность страны зависит от не- ких космогонических процессов. А.Л. Чижевский открыл влияние сол- нечных ритмов, а Л.Н. Гумилев предложил теорию пассионарности2. Однако, не являясь социальным мотиватором, космогонический про- цесс не может быть отнесен к высшим ценностям России. Необходимо, чтобы соответствующая ценность была воспринята в качестве тако- вой на уровне массового сознания, мотивировала бы народ и власть на свершения во имя дальнейшего существования Родины. Применение витального подхода к социальной системе позволя- ет занять твердую и обоснованную позицию в аксиологическом дис- курсе. Высшие ценности государства, сообразно с ней, не могут быть даны свыше и не могут быть искусственно выдуманы. В этом смысле интенция типа — придумать национальную идею — принципиально неприемлема. Ценности не изобретаются, они присущи системе, они выявляются посредством изучения особенностей функционирования и факторов жизнеспособности каждого конкретного государства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.009 с.) |