В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Э. Багдасарян, С. С. Сулакшин



Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. — 624 с.


 

ISBN 978-5-91290-182-9

 

 

В монографии, подготовленной в Центре проблемного анализа и го- сударственно управленческого проектирования (научный руководи- тель — доктор политических наук В.И. Якунин), вводится правовое и государственно-управленческое понятие высших ценностей государства. Показано, что категориально они тождественны нематериальным факто- рам успешности государственности той или иной страны. На обширном историческом и страновом феноменологическом материале доказано, что значение высших ценностей для успеха государства настолько вели- ко, что пренебрежение ими объясняет даже его распад. Проанализирова- но значение высших ценностей для государственного целеполагания и управления. Исследованы формы имплементации высших ценностей го- сударства в Конституции, государственных символах, национальных правовых основаниях, в воспитательном, образовательном, пропаган- дистском пространствах активности государства и общества. Подтверж- дено, что высшие ценности государства и национальная идея страны функционально взаимосвязаны.

Для обществоведов, политологов, государственных служащих, поли- тических и общественных лидеров, студентов, аспирантов и преподава- телей политологии, государственного и муниципального управления, иных гуманитарных специальностей.

 


ISBN 978-5-91290-182-9


© Центр проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования, 2012


Содержание


Введение........................................................................ 5

Основное определение............................................................. 5

Высшие ценности государства как управленческая категория    7

Глава 1. Национальная идея и высшие ценности

российского государства....................................... 14

1.1. Традиционные аксиологические подходы....................... 16

1.2. Социальная система как живой организм........................ 28

Глава 2. Высшие ценности российского государства

в его истории..................................................... 38

2.1. Катастрофы и прорывы в истории России...................... 38

2.2. «Антиценности» для российского государства............... 73

2.3. Высшие ценности России и традиционная народная культура       162

2.4. Эрозия идейно-духовного состояния российского общества и ценностные инверсии.......................................................................................... 207

2.5. Ценностная деструкция современной России............... 220

Глава 3. Высшие ценности российского государства

в страновом сопоставлении.................................. 252

3.1. Национальная идея как ценностный интегратор

страны.............................................................................. 252

3.2. Социологическое отражение цивилизационно- ценностного своеобразия стран мира.......................................................................................... 307

3.3. Ценности и цивилизационная идентичность............... 338

Глава 4. Ценностное измерение государственных

и политических документов................................. 359

4.1. Конституция как ценностно-мировоззренческий документ 359

4.2. Ценностно-мировоззренческий компонент государственных документов высокого уровня.......................................................................................... 382

4.3. Ценностный выбор в программах политических партий 396

Глава 5. Ценности и государственная символика............ 421

5.1. Герб, флаг и национальные ценности......................... 421

5.2. Ценностное содержание государственного гимна........ 447

5.3. Государственный девиз как формула национальной идеи 477

5.4. Аксиология присяги........................................................ 486

5.5. Смертная казнь как отражение антиценностей............ 513

5.6. Ценности и государственные награды........................... 525

5.7. Ценности и денежные знаки........................................... 532

5.8. Государственные праздники и ценностные

ориентиры ритуалов........................................................ 541

Заключение................................................................. 594

Список литературы..................................................... 600


Введение

Основное определение

О ценностях российского государства после двадцатилетия либерально-космополитических реформ вновь начали говорить с самой высокой трибуны. К ним апеллирует в своих обращениях президент Рос- сийской Федерации. Тема ценностей присутствует в Посланиях Федераль- ному собранию. Однако разъяснений, что понимается под высшими цен- ностями российского государства не содержится ни в одном официальном документе. Содержание провозглашаемого ценностного выбора становит- ся в отсутствие государственного и политического определения его смыс- ла и статуса предметом субъективного и даже личного понимания. В такой ситуации о едином, устойчивом ценностно определенном стратегическом курсе государства не может быть и речи. Но ясно, что любое управле- ние, как и осмысленное движение, в социальном развитии без ценностей как целевых генераторов не обходится. Вопрос в их конкретном выборе, в том — являются ли они явными или теневыми, осознанными или на- вязанными лоббистами или внешним влиянием, гармоничны ли стране или противоречат ее традициям и цивилизационным кодам и формулам успеха, относятся ли к конституционным константам страны.

Реальная политика России выстраивается на основе определенно-

го набора ценностей, но что он собой представляет и откуда он взял- ся в общем-то непонятно. Необходимость преодоления сложившейся парадоксальной ситуации стала главным побудительным мотивом на- стоящего исследования.

В ходе него предстояло ответить на ряд вопросов. Что есть ценности применительно к государственному управлению? Откуда берутся ценно- сти соответствующего государства? Кто их генерирует? Каковы формы и механизмы их трансляции? В чем они могут состоять? Как они сохра- няются и преемствуют, как они закрепляются в материальной практике? Есть ли для них правовая и даже конституционная форма закрепления? Ключевыми для разрабатываемой темы категориями являются «го- сударство» и «высшие ценности». Под государством в данном случае понимается организованность и упорядоченность (пассивная и актив- ная) существования территории, деятельности проживающего на ней населения при единой системе государственного управления. Речь, таким образом, идет не о государстве в узком смысле слова, а именно

o государственности — понятии, близком к понятию страны.

Сущностные признаки страны выражаются триадой необходимых компонентов: территорией, народонаселением, публичной властью.


Фундаментальность (необходимость и достаточность) этих составляю- щих вытекает из факта их неустранимости. Невозможно в обозримой ретроспективе найти государство без территории, народонаселения и власти. Все обнаруживаемые исключения относятся к племенным временам и потому не могут быть экстраполированы на современную эпоху. В этом смысле гибель государства при изъятии любого из ком- понентов: завоевании — захвате территории, этноциде — истреблении, ассимиляции или деидентификации народа, безвластии — анархии или управленческой дерегуляции — становится неизбежной. Попытки при- менения каждой из этих, по существу, агрессий неоднократно делались противниками России, подводя российское государство к черте гибели. Под высшими ценностями российского государства понимаются спец- ифические желаемые состояния и характеристики наиболее важных для его жизнеспособности факторов, выступающих и деятельностными моти- ваторами для народа и государственной власти. Соответственно, жизнен- но важные факторы государства определяются как внешние и внутренние обстоятельства, существенно влияющие на сам факт и устойчивость его существования (развития). Эти дефиниции основываются на развиваемой Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проек- тирования методологии витального подхода к сложным социальным си- стемам. Государственность, сообразно с ним, понимается как форма суще-

ствования сложного социального живого организма.

Еще В.И. Вернадский развивал идею о разноуровневых формах жизни1. В качестве одного из уровней ноосферного существования в настоящей работе видится функционирование сложных социальных систем. Главная ценность для живого организма — это жизнь. Следо- вательно, высшая ценностная номинация государства заключается в целеполагании — «страна должна быть». Потенциалы, значимые для ее существования, в совокупности формируют степень ее жизнеспо- собности. Жизнеспособность страны, соответственно, зависит от дей- ствия широкого круга факторов. Соподчиненные единой интегральной ценностной цели — жизни государства, они составляют перечень его ценностей. Одни из них имеют более, другие менее весомое значение для жизнеспособности страны. Наиболее значимые факторы для жиз- ни страны, находящиеся на первых уровнях факторной декомпозиции, составляют категорию высших ценностей. Таким образом, понятие высших ценностей государства не носит вкусового релятивистского характера, они введены как четко определенная категория. Она, как

 

1 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989; Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994; Философия и методология науки: В.И. Вернадский. Учение о био- сфере / Ред. П.С. Карако. Мн., 2007.


будет видно в дальнейшем, носит объективный характер, цивилиза- ционно вариативна и вычислима для каждого конкретного большого государства или цивилизации. Именно поэтому высшие ценности го- сударства являются критически значимыми для реальной практики государственного строительства и управления. Они ведут государство к успеху. Пренебрежение ими, соотвественно, ведет страну к краху.

Рассматриваемые применительно к «живой» системе факторы должны иметь деятельностно-мотивационный характер. Деятельност- ными субъектами государства выступают власть и народ. Следователь- но, ценности становятся факторами жизнеспособности тогда, когда они являются активной принадлежностью государственной власти и общества, неотъемлемой атрибутикой их ритуала, мотивации и са- мой многообразной деятельности.

Возможно, например, что жизнеспособность страны зависит от не- ких космогонических процессов. А.Л. Чижевский открыл влияние сол- нечных ритмов, а Л.Н. Гумилев предложил теорию пассионарности2. Однако, не являясь социальным мотиватором, космогонический про- цесс не может быть отнесен к высшим ценностям России. Необходимо, чтобы соответствующая ценность была воспринята в качестве тако- вой на уровне массового сознания, мотивировала бы народ и власть на свершения во имя дальнейшего существования Родины.

Применение витального подхода к социальной системе позволя- ет занять твердую и обоснованную позицию в аксиологическом дис- курсе. Высшие ценности государства, сообразно с ней, не могут быть даны свыше и не могут быть искусственно выдуманы. В этом смысле интенция типа — придумать национальную идею — принципиально неприемлема. Ценности не изобретаются, они присущи системе, они выявляются посредством изучения особенностей функционирования и факторов жизнеспособности каждого конкретного государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.009 с.)