Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная идея и божественная заповедь
Национальная идея нетождественна религиозному откровению. Безусловно, Нагорная проповедь Христа должна восприниматься каж- дым в качестве морального кодекса. Однако в качестве национальной идеи она невозможна. И дело здесь не в ее общечеловеческой апелля- ции. Божественное откровение, равно как и заповедь, адресно сориен- тировано от Бога — к людям. Человек в данном случае выступает не деятельностным субъектом, а медиатором идущих свыше установле- ний (рис. 1.1.1).
2 Соловьев В.С. Спор о справедливости. М.-Харьков, 1999.
Бог Бог
Откровение Национальная идея
Народ Народ
Рис. 1.1.1. Различие божественной заповеди и национальной идеи
Национальная же идея имеет прямо противоположную направлен- ность. Она выстраивается не от Бога к человеку, а от человека — к Богу. Место Божества может быть занято и каким-либо общественным, ме- нее трансцедентным, идеалом. Важен в данном случае деятельностный, мобилизующий аспект национальной идеи. Моисей, получив от Бога откровение на горе Синай, имплементи- ровал его в еврейский закон — Тору. Однако Моисеевы заповеди яв- ляются национальной идеей евреев. Национальная идея заключается в обретении «земли обетованной». В первом случае имела место реф- лексия восприятия внешнего идейного воздействия, во втором — идея деятельного решения. К чему может привести подмена активно деятельностной нацио- нальной идеи божественными заповедями, иллюстрирует пример тол- стовского учения. Христианские заповедальные постулаты, утверждал Л.Н. Толстой, в их буквальном предписании никто не соблюдает. Кто, например, рассуждал он, готов в ответ на удар по одной щеке подста- вить другую?! Пафос толстовского призыва заключается в принятии христианских заповедей как руководящей общественной идеи. Итогом стала формулировка Л.Н. Толстым идеологии о «непротивлении злу насилием»3. Конечно же, признавал он, при отсутствии силового про- тиводействия зло глобально восторжествует. Но тогда-то и произойдет вмешательство трансцендентных сил. Но мы обязаны задать вопрос: а что если не произойдет?! Пацифистский утопизм Л.Н. Толстого был подвергнут беспощад- ной развернутой критике как с правых, так и с левых позиций. В проти-
3 Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. М., 1975; Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л.Н. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999; Мелеш- ко Е.Д. Философия непротивления Л.Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. Тула, 1999. вовес толстовской идее непротивления И.А. Ильин выдвинул концепт «православного меча»4. Активно-деятельностный подход к национальной идее рассматри- вается авторами не как альтернатива религиозного миропонимания. Религия может не только быть встроена в идеологию, но и выступать по отношению к ней целеопределяющим началом. Православие, как ни одно другое из направлений христианства, соответствует деятельностной парадигме национальной идеи. Ав- густиновская линия всеобщей предопределенности для него непри- емлема. Бог, согласно православному богословию, даровал человеку свободу выбора между добром и злом. Высшей заданности и предо- пределенности для человека в греховности и добродетельности не существует. Вся его жизнь — это результат его собственного выбора и действия. Впрочем, и учение о предопределении может быть интерпрети- ровано в деятельностном ключе. Бог предопределяет судьбу человека и государств, однако постигнуть божественный замысел невозможно. Ж. Кальвин рассматривал успех человека как свидетельство богоиз- бранности. Опираясь на данное положение, кальвинизм, как никакое другое направление христианства, оказался праксиологически (дея- тельностно) ориентирован5. Именно эта сторона кальвинистского уче- ния позволила М. Веберу утверждать, что основанием генезиса капи- тализма в Европе стала реформационная ценностная инверсия6. Теория предопределения может, таким образом, служить и в каче- стве катализатора социальной активности, и основанием пассивного миросозерцания. Следовательно, религиозность и активная жизненная позиция, вопреки представлениям классиков марксизма, не противо- речат друг другу.
Трансценденция Закона В модернизированных философских системах в качестве транс- цендентного начала выступает уже не Творец, а Закон. Коль скоро ход истории объективно предопределен, то какие-либо деятельностные возможности у человека отсутствуют. Программное преобразование мира, противоречащее направленности высшего закона, при этой по- становке вопроса также невозможно.
4 Ильин И.А. Путь к очевидности. О противлении злу силою. М., 1993. 5 Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 2 т. М., 1997. 6 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1991. С. 61–272. В свое время парализующее воздействие на русских гегельянцев ока- зывало положение философии Гегеля о «разумной действительности»7. Если, рассуждали они, самодержавный строй в России действителен, следовательно, его существование разумно. Только открытие ими за- тем другого гегельянского положения о том, что все действительное не только разумно, но и «достойно гибели», позволило актуализировать субъектную деятельностную роль человека. Именно это открытие при- вело В.Г. Белинского к переходу на революционную платформу. Одна- ко опять-таки закон, а не ценностное целеполагание субъекта, задавал в данном случае характер политической позиции8. Такой же трансцендентный фатализм обнаруживается сегодня в дискурсе о вызовах глобализации. Тренд разрушения национальных государств провозглашается ныне многими аналитиками как объектив- ная предопределенность. Для российского государства, а шире и рус- ской цивилизации, в данной футурологической проекции нет места. Мы, поясняют свою позицию сторонники указанного подхода, лично против глобализационной унификации. Однако наша ценностная по- зиция тут не при чем. Гибель цивилизаций и национальных государств есть объективный вектор развития мира. Поэтому противостоять этим процессам, как выражению трансцендентного Закона, бессмысленно. Парадоксальным образом личное неприятие унифицирующего глоба- лизма сталкивается с согласием с неким фатумом. Антиглобалист де- факто превращается в адепта глобализма. Суть этой позиции сводится к коллаборационистскому отношению к доминирующей в современ- ном мире силе. Стоит ли противостоять врагу, если его победа в силу очевидного превосходства предопределена?! Логическая цепочка, ведущая от представления о фатуме до пассив- ного приятия вероятности гибели российского государства, прослежи- вается достаточно очевидно. Авторское понимание природы национальной идеи основывается на принципиально иной методологической платформе. Общественные тренды и закономерности не есть фатум. Субъективная воля человека сама по себе является фактором исторического процесса. Посредством целенаправленных усилий тренд может быть изменен. Исследование Центра проблемного анализа и государственно-управленческого про- ектирования по демографической проблематике9 иллюстрирует на ши- роком ансамбле страновых примеров такого рода возможности. Каза- 7 Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978. 8 Шпет Г. К вопросу о гегельянстве Белинского: Этюд // Вопросы философии. 1991. № 7. 9 Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. М., 2008. лось бы, тренд репродуктивного указания человечества предопреде- лен, подтверждается статистикой устойчивого снижения динамики рождаемости по большинству стран современного мира. Однако в тех случаях, когда государство (общество) брало на себя задачу проведе- ния целенаправленной комплексной демографической политики, трен- довая заданность разрушалась. Принцип управляемости обоснован- но противопоставляется в данном случае принципу трансцендентной предопределенности.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.01 с.) |