Триада базовых потенциалов существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Триада базовых потенциалов существования



Триадный подход к определению фундаментальных оснований су- ществования страны — через территорию, народонаселение, государ- ственное управление — может быть, с некоторыми оговорками, при- менен в качестве универсальной характеристики живых систем.

Аналогом территории страны в животном мире служит ареал оби- тания. Он может расширяться при высоком силовом потенциале со- ответствующей видовой популяции и сужаться при ее болезненном состоянии. Однако при этом масштабы распространения задаются есте- ственными границами ареала, за пределами которого активное биоло- гическое существование вида невозможно. Так же и территория стра- ны. Существуют естественные пределы территориального расширения. В то же время сужение территории может дойти до точки ее полного исчезновения, означающего гибель соответствующего государства. По- мещение животного за пределы заданного биологического ареала мо- жет обернуться для него гибелью. Первым симптомом ареальной не- совместимости становится прекращение размножения. Общеизвестно, например, что животные в неволе не размножаются. А человек, как он реагирует на перемещение в чужеродную среду?

Человеческие способности к адаптации, безусловно, гораздо выше.

Однако чувство психологического дискомфорта (осознанного или нео- сознанного), выражающееся в различных социальных или ментальных девиациях при смене территории проживания, обнаруживается и у чело- века. Рождаемость за рубежом резко снижается вплоть до нескоро проис- ходящей переадаптации. Хотя иногда она не достигается. В этом смысле понятие «родина» содержит не только моральное, но и организменно- бытийное значение. Витальные основания имеет и чувство ностальгии.

Не случайно поэтому, что инородцы проявляют особую активность едва ли не во всех революциях. Ощущение средовой дискомфортности деятельно конвертируется у человека в революционный протест, нереф- лексивное стремление к перестройке действительности. Для подтверж- дения указанной психологической реконструкции достаточно привести данные по этническому составу партий. В партийных организациях (особенно в руководстве) консервативно-охранительской направлен- ности удельный вес национальных меньшинств устойчиво ниже, чем в партиях революционно-преобразовательской направленности.

Для примера целесообразно взять статистику национального состава по Партии социалистов-революционеров, как организации не просто оп- позиционной, но практикующей радикальные террористические методы борьбы с режимом. Обнаруживается явная диспропорция между участи-


ем представителей национального меньшинства в партийной деятельно- сти и их удельным весом в населении Российской империи. Характерно, что диспропорция резко возрастает при переходе к анализу состава экс- тремистски ориентированных структур, таких как эсеровская Боевая ор- ганизация. «Примерно таким же, — отмечает видный исследователь эсе- ровского движения М.И. Леонов, — было положение в “верхах” РСДРП. Большую роль играли евреи и в руководстве партии кадетов, значитель- но меньшую — Союзов 17 октября и русского народа»27. Речь, понятно, здесь идет не о «еврейском заговоре», а об объяснении объективных пси- хологических мотивов участия евреев в революции (рис. 1.2.1)28.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

 

 

Рис. 1.2.1. Соотношение участия лиц еврейской национальности

в деятельности партийных структур Партии социалистов-революционеров с их удельным весом в населении Российской империи

 

 

Территория, как жизненно необходимое условие существования социума, согласно витальному подходу объективно тяготеет к сакра- лизации. Наиболее концентрированным ее ценностным выражением является понятие «Родина». Любовь к ней есть не проявление сен- тиментальности или казенного псевдопатриотизма, а поистине ин- стинктивного (но уже не в биологическом, а в социально-витальном смысле) охранительства. Размывание же патриотических настроений, напротив, объективно ведет к ослаблению живой системы.

27 Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905–1907 гг. М., 1997. С. 70.

28 Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901– 1911 гг. М., 1998. С. 130–131; Леонов М.И. Указ. соч. С 69–70.


Второй составляющей формирования живых систем является сама биологическая популяция, совокупность особей. В случае человеческо- го сообщества это «народонаселение». Поведение животной популяции задано биологической программой вида. В отличие от него существова- ние человеческого сообщества двухосновно. Наряду с биологическим оно содержит социальный компонент, что позволяет характеризовать народонаселение как социализированный квазибиологический фено- мен. Понятие «народ» в большей степени связано с социальным изме- рением, «население» — с биологическим, тогда как «народонаселение» выражает их синтезированное нерасщепляемое единство.

Примерно об этом же говорит сформулированное В.И. Вернадским учение о биохимической энергии живого вещества29. Введение понятия ноосферного уровня жизни связано со стремлением создать методоло- гический подход к интерпретациям и познанию феномена социально- сти. Данный уровень в структурировании живых систем связывается с самим функционированием популяции (человеческого сообщества). В соответствии с двухосновной биосоциальной природой социума цен- ности на этом уровне функционально применительны к охранительству двух сфер бытия: жизни в ее биологическом видовом проявлении (на- пример, ценности демографического воспроизводства) и жизнеобес- печения посредством различного ряда социальных интеграторов (на- пример, ценности традиции) (рис. 1.2.2).

 

Стратегическое целеполагание, планирование Господство – подчинение

 

Народ: историко-культурная общность Население: физическая общность

 

Инфраструктурная особенность, вторая природа Территория страны

 

Социальный уровень  Биологический уровень

Рис. 1.2.2. Витальная структура базовых потенциалов государства

 

Ориентация на жизнь в коллективистском или индивидуумном проявлении есть, таким образом, выбор истинных ценностей. Концеп- ты же, направленные на подрыв жизненных оснований, такие как, на-

 

29 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.


пример, ограничение рождаемости, являются в витальной парадигме ценностно ложными.

Ценность популяции в живой природе выше ценности особи. Со- ответственно, и в человеческом сообществе, при корректировке дан- ного положения с позиции социального гуманизма, коллективистские ценности должны быть логически (а вовсе не политически, как обычно это понимается) признаны более факторно (т. е. ценностно) значимы- ми в сравнении с индивидуумными ценностями. Права человека, в их современном абсолютизированном понимании, не могут быть постав- лены выше традиции национальной солидаризации, если сохраняется задача максимизации жизнеспособности системы.

Третий уровень организации человеческого сообщества — управ- ленческий — также имеет аналог в живой природе. И в животном мире некоторые прообразы управления обнаруживаются в характере взаи- моотношений вожака и стаи, коллективного поведения стаи. Протосо- циальность есть в поведении целого ряда «коллективных» животных, например пчел, муравьев и т. п.

Способность полномерного управления живой системой дает чело- веку наличие сознания. Управленчески потенциал живых систем может быть как усилен, так и ослаблен. По мере исторического развития фак- тор управления приобретает все более весомое значение в иерархии фак- торов, важных для существования человека. Ввиду имманентной связи управления с наличием сознания единое управление (государственное управление) как общественный феномен закрепляется в качестве ценно- сти. Отсюда непреходящая ценностная значимость объективно укрепля- ющих управленческий потенциал религиозного сознания, национального сознания, исторического сознания и т. п. Напротив, идеи, направленные на подрыв управляемости живой системы, должны быть в витальном подходе квалифицированы как антиценности. Например, в качестве та- ковой следует квалифицировать концепт неограниченной дерегуляции экономики, переход от ее управляемости к своеобразному рыночному саморегулированию. Если оценивать данную либералистскую идеологе- му с точки зрения рассмотрения общества в качестве живой системы, то ее инволюционная направленность представляется очевидной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.012 с.)