Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Триада базовых потенциалов существованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Триадный подход к определению фундаментальных оснований су- ществования страны — через территорию, народонаселение, государ- ственное управление — может быть, с некоторыми оговорками, при- менен в качестве универсальной характеристики живых систем. Аналогом территории страны в животном мире служит ареал оби- тания. Он может расширяться при высоком силовом потенциале со- ответствующей видовой популяции и сужаться при ее болезненном состоянии. Однако при этом масштабы распространения задаются есте- ственными границами ареала, за пределами которого активное биоло- гическое существование вида невозможно. Так же и территория стра- ны. Существуют естественные пределы территориального расширения. В то же время сужение территории может дойти до точки ее полного исчезновения, означающего гибель соответствующего государства. По- мещение животного за пределы заданного биологического ареала мо- жет обернуться для него гибелью. Первым симптомом ареальной не- совместимости становится прекращение размножения. Общеизвестно, например, что животные в неволе не размножаются. А человек, как он реагирует на перемещение в чужеродную среду? Человеческие способности к адаптации, безусловно, гораздо выше. Однако чувство психологического дискомфорта (осознанного или нео- сознанного), выражающееся в различных социальных или ментальных девиациях при смене территории проживания, обнаруживается и у чело- века. Рождаемость за рубежом резко снижается вплоть до нескоро проис- ходящей переадаптации. Хотя иногда она не достигается. В этом смысле понятие «родина» содержит не только моральное, но и организменно- бытийное значение. Витальные основания имеет и чувство ностальгии. Не случайно поэтому, что инородцы проявляют особую активность едва ли не во всех революциях. Ощущение средовой дискомфортности деятельно конвертируется у человека в революционный протест, нереф- лексивное стремление к перестройке действительности. Для подтверж- дения указанной психологической реконструкции достаточно привести данные по этническому составу партий. В партийных организациях (особенно в руководстве) консервативно-охранительской направлен- ности удельный вес национальных меньшинств устойчиво ниже, чем в партиях революционно-преобразовательской направленности. Для примера целесообразно взять статистику национального состава по Партии социалистов-революционеров, как организации не просто оп- позиционной, но практикующей радикальные террористические методы борьбы с режимом. Обнаруживается явная диспропорция между участи- ем представителей национального меньшинства в партийной деятельно- сти и их удельным весом в населении Российской империи. Характерно, что диспропорция резко возрастает при переходе к анализу состава экс- тремистски ориентированных структур, таких как эсеровская Боевая ор- ганизация. «Примерно таким же, — отмечает видный исследователь эсе- ровского движения М.И. Леонов, — было положение в “верхах” РСДРП. Большую роль играли евреи и в руководстве партии кадетов, значитель- но меньшую — Союзов 17 октября и русского народа»27. Речь, понятно, здесь идет не о «еврейском заговоре», а об объяснении объективных пси- хологических мотивов участия евреев в революции (рис. 1.2.1)28. 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рис. 1.2.1. Соотношение участия лиц еврейской национальности в деятельности партийных структур Партии социалистов-революционеров с их удельным весом в населении Российской империи
Территория, как жизненно необходимое условие существования социума, согласно витальному подходу объективно тяготеет к сакра- лизации. Наиболее концентрированным ее ценностным выражением является понятие «Родина». Любовь к ней есть не проявление сен- тиментальности или казенного псевдопатриотизма, а поистине ин- стинктивного (но уже не в биологическом, а в социально-витальном смысле) охранительства. Размывание же патриотических настроений, напротив, объективно ведет к ослаблению живой системы. 27 Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905–1907 гг. М., 1997. С. 70. 28 Городницкий Р.А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901– 1911 гг. М., 1998. С. 130–131; Леонов М.И. Указ. соч. С 69–70. Второй составляющей формирования живых систем является сама биологическая популяция, совокупность особей. В случае человеческо- го сообщества это «народонаселение». Поведение животной популяции задано биологической программой вида. В отличие от него существова- ние человеческого сообщества двухосновно. Наряду с биологическим оно содержит социальный компонент, что позволяет характеризовать народонаселение как социализированный квазибиологический фено- мен. Понятие «народ» в большей степени связано с социальным изме- рением, «население» — с биологическим, тогда как «народонаселение» выражает их синтезированное нерасщепляемое единство. Примерно об этом же говорит сформулированное В.И. Вернадским учение о биохимической энергии живого вещества29. Введение понятия ноосферного уровня жизни связано со стремлением создать методоло- гический подход к интерпретациям и познанию феномена социально- сти. Данный уровень в структурировании живых систем связывается с самим функционированием популяции (человеческого сообщества). В соответствии с двухосновной биосоциальной природой социума цен- ности на этом уровне функционально применительны к охранительству двух сфер бытия: жизни в ее биологическом видовом проявлении (на- пример, ценности демографического воспроизводства) и жизнеобес- печения посредством различного ряда социальных интеграторов (на- пример, ценности традиции) (рис. 1.2.2).
Стратегическое целеполагание, планирование Господство – подчинение
Народ: историко-культурная общность Население: физическая общность
Инфраструктурная особенность, вторая природа Территория страны
Социальный уровень Биологический уровень Рис. 1.2.2. Витальная структура базовых потенциалов государства
Ориентация на жизнь в коллективистском или индивидуумном проявлении есть, таким образом, выбор истинных ценностей. Концеп- ты же, направленные на подрыв жизненных оснований, такие как, на- 29 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. пример, ограничение рождаемости, являются в витальной парадигме ценностно ложными. Ценность популяции в живой природе выше ценности особи. Со- ответственно, и в человеческом сообществе, при корректировке дан- ного положения с позиции социального гуманизма, коллективистские ценности должны быть логически (а вовсе не политически, как обычно это понимается) признаны более факторно (т. е. ценностно) значимы- ми в сравнении с индивидуумными ценностями. Права человека, в их современном абсолютизированном понимании, не могут быть постав- лены выше традиции национальной солидаризации, если сохраняется задача максимизации жизнеспособности системы. Третий уровень организации человеческого сообщества — управ- ленческий — также имеет аналог в живой природе. И в животном мире некоторые прообразы управления обнаруживаются в характере взаи- моотношений вожака и стаи, коллективного поведения стаи. Протосо- циальность есть в поведении целого ряда «коллективных» животных, например пчел, муравьев и т. п. Способность полномерного управления живой системой дает чело- веку наличие сознания. Управленчески потенциал живых систем может быть как усилен, так и ослаблен. По мере исторического развития фак- тор управления приобретает все более весомое значение в иерархии фак- торов, важных для существования человека. Ввиду имманентной связи управления с наличием сознания единое управление (государственное управление) как общественный феномен закрепляется в качестве ценно- сти. Отсюда непреходящая ценностная значимость объективно укрепля- ющих управленческий потенциал религиозного сознания, национального сознания, исторического сознания и т. п. Напротив, идеи, направленные на подрыв управляемости живой системы, должны быть в витальном подходе квалифицированы как антиценности. Например, в качестве та- ковой следует квалифицировать концепт неограниченной дерегуляции экономики, переход от ее управляемости к своеобразному рыночному саморегулированию. Если оценивать данную либералистскую идеологе- му с точки зрения рассмотрения общества в качестве живой системы, то ее инволюционная направленность представляется очевидной.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.007 с.) |