Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейная деавтаркизация, возрастание степени открытости
по отношению к Западу. В условиях обострения мировой конкурен- ции актуализировавшаяся перед Россией задача модернизации требо- вала новой идеологии. Выдвинутая Николаем I модель традициона- листской православной империи как главного центра христианского мироздания, противостоявшего всему внешнему секулярному чужебе- сию, дала сбой во время Крымской войны. Выяснилось, что ресурсов для противостояния разом всему миру у России явно недостаточно73. Следствием поражения в Крымской войне стало формирование при Александре II новой модели государственного позиционирования. От христоцентричной роли сдерживателя мирового зла пришлось от- казаться. Российская империя, отказавшись от планетарных амбиций, претендовала теперь на статус одного из региональных геополитиче- ских центров силы. По сути, речь шла о разделении мира на несколько полюсов цивилизационных ареалов. При последующих императорах Россия шла в фарватере обозначенного идеологического выбора, пы- таясь совместить традиционализм православной империи с решением модернизационных задач. Первая мировая война вынесла приговор модели многополярного мироустройства. В оппозиционных царскому режиму кругах вызрева- ло два основных проекта нового идеологического позиционирования России. Первая модель основывалась на апелляции к тому факту, что наиболее успешными государствами мира являются те, в которых полу- чила развитие система капиталистического хозяйствования. В соответ- ствии с этим другого пути, помимо развития капитализма, в сценариях будущего России последователями данной точки зрения не обнаружи- валось. Многие, впрочем, были далеко не в восторге от ценностного содержания капиталистических отношений. Но более совершенное 72 Федотов Г.П. Россия и свобода // Русские философы (конец XIX — середина XX века): Антология. Вып. 3. М., 1996. 73 Багдасарян В.Э. Крымская война // Журнал писателей России. Наш современник. М., 2008. № 1. общество — социализм, согласно их пониманию, могло быть построено лишь после прохождения стадии капитализма. России, таким образом, предлагался статус периферии капиталистического мира. Она обрека- лась на положение второсортного, по отношению к странам развитого капитала, государства. В этом сходились позиции либералов и социал- демократов. Февраль 1917 г. стал воплощением идеологии перифериза- ции России. Западничество февралистов определяло соответствующий курс Временного правительства как во внешней, так и во внутренней политике, приведшей за несколько месяцев к утрате всех имевшихся прежде геополитических потенциалов.
Модель большевиков основывалась на представлении о возмож- ности миновать капиталистическую стадию развития, совершив исто- рический прыжок к коммунизму. Поднявшая революционное знамя Россия становилась, таким образом, центром мирового коммунистиче- ского строительства. Это было не сдерживание внешнего воздействия, как при Николае I, а активная трансляция миру света нового учения. В реальности столкнулось два проекта: западный — либерального гло- бализма и русский — коммунистического мессианизма (рис. 2.2.1).
Внешний мир
Россия Другие геополитические центры силы
Модель Ивана Грозного и Николая I Модель Александра II
Капиталистическая Россия
Февралистская модель Либеральная модель 1990-х гг. Историческая модель бинарного противостояния коммунистического и либерального проектов Рис. 2.2.1. Исторические модели российского государства Воспитанные в традициях революционного подполья большевики в своей риторике были первоначально ближе к русофобии, чем к русо- фильству. Россия и русский народ подверглись нещадной обструкции в советской пропаганде. Однако логика избранной идеологии объектив- но заставляла большевиков все в большей степени переходить на госу- дарственнические позиции. Сегодня историки говорят о формирова- нии внутри ВКП (б) фактически двух партий: лево-коммунистической во главе с Л.Д. Троцким, и национал-большевистской с И.В. Сталиным. В данном случае важна фиксация идеологической деавтаркизации Рос- сии в условиях революционной смуты74. Региональная автономизация. При разрушении царской династи- ческой скрепы посыпались российские регионы. Нужна была новая модель государственной интеграции. Акцентированный на идеологии прав и свобод индивидуума февралистский режим не мог предложить регионам каких-либо ценностных оснований консолидации. Напротив, всячески поддерживались автономизационные устремления народов. Рухнуло и само русское ядро российского государства, оказавшееся искусственно расколотым на собственно русских (великоросов), укра- инцев и белорусов. Исследование этого вопроса привело в свое время Н.И. Ульянова к выводу о внешней инспирированности (главным об- разом, усилиями правительств Германии и Австро-Венгрии) идеомифа о существовании особой украинской нации75.
Вопреки распространенному современному стереотипу, распад России на национальные государства не был инициирован большеви- ками. Еще в марте 1917 г. Временное правительство восстановило авто- номию Финляндии. В июле финский сейм принятием «Закона о власти» фактически провозглашал независимость. Компетенция российского правительства ограничивалась лишь вопросами военной и внешней политики76. Несмотря на оккупацию территории Царства Польского герман- скими и австро-венгерскими войсками, Временное правительство соч- ло необходимым заявить о своем согласии на создание в будущем не- зависимой Польши. Единственным условием польской стороне было установление военного союза с Россией. Самочинно созванная на Украине Центральная рада стала ее факти- ческим правительством. Вопреки слабому сопротивлению российских властей, она в июне 1917 г. объявила универсал об автономии Украины и создании исполнительного органа — Генерального секретариата. По 74 Вдовин А.И. Русские в XX веке. М., 2004. 75 Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. Нью-Йорк, 1966. С. 268–271. 76 Бобович И.М. Русско-финляндские отношения накануне Великой Октябрьской со- циалистической революции. Л., 1968. украинскому примеру в июле 1917 г. была создана Белорусская рада. Претендуя на роль национального правительства, она добивалась при- знания политической автономии Белоруссии. С сентября вслед за Украиной начал отделяться Северный Кавказ. В Екатеринодаре было учреждено «Объединенное правительство Юго- восточного союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей». По февральской инерции к концу 1917 г. от России отделились Закавказье, Литва, Бессарабия и т. д. Дело дошло до провозглашения независимости отдельных регионов, губерний и даже уездов77. Масштабы государственной дезинтеграции России периода рево- люции и Гражданской войны отражены в табл. 2.2.1. Никогда за всю отечественную историю не было такого количества одновременно су- ществующих в ареале российской цивилизации государств. Таблица 2.2.1 Государственные образования на территории бывшей Российской империи в 1917–1924 гг.
77 Булдаков В.П. Красная смута. М., 1997. С. 140–156. Продолжение таблицы 2.2.1
Продолжение таблицы 2.2.1
Продолжение таблицы 2.2.1
Продолжение таблицы 2.2.1
Продолжение таблицы 2.2.1
Большевикам в поразительно быстрый срок удалось заново собрать воедино более сотни образовавшихся государств. Во многом под впе- чатлением этой интеграционной роли новой власти среди бывших белоэмигрантов формируется направление «сменовеховства». В дея- тельности большевиков была обнаружена миссия Ивана Калиты — «Собирание земель русских»78. Большевизм был признан сменовеховцами единственной на суще- ствующий момент национально-державной силой, что объясняло стра- тегию союза с советской властью. Главное, что сумели сделать больше- вики и не смогло временное правительство, — это предложить бывшим народам Российской империи новую аксиологическую модель их ин- теграции. Их объединение ценностно обосновывалось теперь миссией утверждения идеалов коммунистического общества. Федералистская система СССР контекстна задачам этого проекта. Она была своеобраз- ным планетарным призывом к народам мира, пролетариям всех стран об объединении вокруг созданного ядра советских республик. Гедонизм. Революция сублимировала самые темные стороны чело- веческой психики. Осуществляемая под лозунгом социальности она в плане этических ценностных установок была асоциальна. Мародерство началось с первых же дней Февральской революции. Массовые грабежи и погромы не прекращались в течение всей Гражданской войны. Отра- жением характера произошедшей социальной бойни может служить со- отношение жертв среди военнослужащих (солдат и командиров белых и красной армий) и мирных жителей: 800 тыс. (из них 450 тыс. умерли от ран и эпидемий) против 10 млн79. Такого рода диспропорции в потерях наводят на мысль, что война между красными и белыми де-факто шла не столько друг против друга, сколько против населения. Политические установки руководства и реальные эгоистические интересы мобилизо- ванного красноармейца (белогвардейца) кардинально расходились. 78 Смена вех. Прага, 1921; Агурский М.С. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 64–105. 79 Иванов А.И. Демографические потери России-СССР // Русское возрождение. 1981. № 16. В деревнях происходил стихийный «воровской» захват земель. Тра- диционная круговая порука оказалась надломлена практикой расхище- ния бывших хозяйских имений, где каждый из общинников стремился «ухватить лучший кусок»80. Дабы не искушать соседей, резали на месте племенной помещичий скот. Комбеды стали своеобразной расплатой за своекорыстие. Отражением гедонистских настроений в обществе стал рост по- ловой распущенности. Как «тяжелую нравственную лихорадку рус- ской молодежи» охарактеризовал эти тенденции посетивший Россию в 1920 г. Г. Уэллс81. Особенно стремительной в этом плане оказалась «эмансипация» российских женщин82. Данные социологических обсле- дований учащихся Москвы и Ленинграда фиксируют стремительное снижение срока вступления в половую жизнь женского городского населения в период революции (рис. 2.2.2)83. В 1930-е гг. посредством пропаганды морального ригоризма ранняя сексуализация советской молодежи была остановлена.
80 70 60 50 40 30 20 10 0 1908 1923 1929 1965 1972 1995 год Рис. 2.2.2. Удельный вес женщин столичных городов, имевших половые отношения до достижения 18-ти летнего возраста Ревизия прошлого, отрицание исторической преемственности. Кампания по дискредитации российского исторического прошлого осуществлялась новым революционным правительством целенаправ- ленно, практически на уровне государственной политики. Принцип национальной идентичности противопоставляется док- трине о слиянии наций. Ее различные модификации имеют длитель- ную историю. В России она реализовывалась в рамках концепта о со- 80 Булдаков В.П. Красная смута. М., 1997. С. 115. 81 Уэллс Г. Россия во мгле. М., 1958. 82 Лебина Н. Б. В отсутствие официальной проституции // Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. — 40-е гг. XX в.). М., 1994. С. 179–215. 83 Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. Спб, 1996. циалистическом интернационализме. Еще народнический теоретик П.Л. Лавров декларировал деактуализацию национального вопроса в связи с задачами социальной борьбы, для которых ни границ, ни язы- ков, ни наций не существует. Основоположник отечественного блан- кизма П.Н. Ткачев подчеркивал несовместимость приверженности со- циализму и национальной самобытности84. В рамках марксистского дискурса проводилась дифференциация бур- жуазного и коммунистического вариантов денационализации. Первому из них соответствовало понятие космополитизм, второму — интерна- ционализм. Большевики апеллировали к грядущему мироустройству без наций. Цель революционной борьбы заключалась, по словам В.В. Мая- ковского, в том, «чтобы без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитием». Даже разговоры о «дружбе» и «братстве» народов, про- тиворечащие идее о полном исчезновении нации, классифицировались первоначально как проявление мелкобуржуазного национализма. Характерно, что многие из видных российских революционеров считали себя людьми без какой-то определенной национальной при- надлежности. Л.Д. Троцкий, отвечая на вопрос, относит ли он себя к евреям или русским, пояснял свою идентичность таким образом: «Ни к тем, ни другим. Я социал-демократ, интернационалист». Не относил себя к еврейской национальности и Л.Б. Каменев. «Я не еврей, я — ком- мунист», — заявлял Л.З. Мехлис. Наконец, сам В.И. Ленин при заполне- нии паспортных данных записал: «Без национальности»85. Путь реализации интернационалистской утопии виделся в подрыве идентификационных основ государствообразующего народа. Это обосно- вывалось как необходимый противовес сложившегося, ввиду численного преобладания русских, якобы некоего неравенства. Открыто и прямоли- нейно со съездовских трибун (например, выступление Н.И. Бухарина на XII съезде в 1923 г.) выдвигалась задача искусственно поставить русский народ в более низкое, в сравнении с другими нациями, положение. Таким способом предполагалось компенсировать «угнетенным» прежде наро- дам «издержки» великодержавного периода русской истории86. Провозглашался массовый культурный поход против старой России. Понимаемый таким образом интернационализм приводил на практике к разгулу русофобии. «Обломовщина» стала, пожалуй, наиболее попу- лярным образом русского национального характера. Письменные рас- поряжения председателя СНК пестрили выражениями типа «русские дураки» или «полуварвары русские». Да и вообще, само употребление 84 Вдовин А. Русские в ХХ веке. М., 2004. С. 8. 85 Вдовин А. Русские в ХХ веке. М., 2004. С. 10. 86 Агурский М.С. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. С. 11. слова «русский» вплоть до середины 1930-х гг. имело преимущественно негативный привкус. Современное бичевание России устами В.И. Но- водворской близко к речам Н.И. Бухарина. Большевистский идеолог, официальный государственный деятель клеймил русскую «азиатчину», «кнутобойство», называл Россию «дурацкой страной», сравнивал ее с «широкозадой деревенской бабой». Само наименование «русская история», как «контрреволюционный термин одного издания с трехцветным флагом», исключалось из об- разовательных программ. Исторические национальные герои России однозначно характеризовались в качестве реакционеров. Более других, пожалуй, досталось Д. Пожарскому и К. Минину. В рамках пролеткуль- товского движения проводилась широкая кампания по демонтажу их памятника на Красной Площади. Под запретом, как проявление мелко- буржуазного национализма, была идея «патриотизма». Языковая политика заключалась в переориентации с кириллицы на латинский алфавит. Активно велись разработки языка эсперанто. В ри- торическом революционном запале большевистские пропагандисты доходили до определения русского алфавита как «идеологически чуж- дой социалистическому строительству формы», «пережитка классовой графики самодержавного гнета, миссионерской пропаганды, велико- русского национал-шовинизма и насильственной русификации». За весь продолжавшийся до середины 1930-х гг. период большевистской лингвистической дерусификации на латинскую графику был переведен алфавит 68 национальностей87. Современная волна переименований русской топонимики на автох- тонный лад как бы реанимировала аналогичную волну революционно- го периода. Основанные когда-то русскими города переименовывались в соответствии с фонетикой национальных меньшинств: Верхнеудинск стал Улан-Удэ, Белоцарск — Кизилом, Верный — Алма-Атой, Усть- Сысолык — Сыктывкаром, Обдорск — Салехардом, Царевококайск — Йошкар-Олой, Петровск-Порт — Махачкалой и т. д. Только возникшая после прихода в 1933г. в Германии к власти Гитле- ра реальная перспектива войны с национально ориентированным могу- чим соперником, грозившая большевикам потерей их власти, заставила партийное руководство вспомнить о государствообразующем народе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.056 с.) |