Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллапс российского государства конца 1980–1990-х годов: распад СССР

Поиск

Просто поразительно, как сценарий распада СССР в конце ХХ в. прак- тически повторял череду антиценностных для России событий начала ХХ в. Поистине речь идет об устойчивом рецепте уничтожения страны.

Свобода, автономность индивидуума. Свобода не является са-

модостаточной категорией. Она неизбежно ставит вопрос: «от чего?». Определение свободы зависит, таким образом, от существующей в об- ществе системы запретов. В этом смысле освобождение представляет собой путь дестабилизации. Но ведь и генезис самого общества был

 

96 Панин С.Е. Повседневная жизнь советских городов: пьянство, проституция, пре- ступность и борьба с ними в 1920-е годы (на материалах Пензенской губернии). Пенза, 2002; Абдурахманов И.В. Хулиганство в Советской России как феномен пролетарского правосознания. Ростов-на-Дону, 2006; Лебина Н.Н. Повседневная жизнь советского на- рода (20–30 гг.). СПб., 1999; Герцензон А.А. Рост хулиганства и его причины // Хулиган- ство и поножовщина: сб. статей / ред. Е.К. Краснушкина, Г.М. Сегал, Ц.М. Файнберг. М., 1927.


связан с появлением табу, обозначающим переход от стадного к соци- альному состоянию. Прежде всего такого рода запреты устанавлива- лись в целях регуляции брачных отношений. Социум пришел на смену первобытному стаду с искоренением практики промискуитета (неупо- рядоченности половых связей). Первым табу принято считать запрет на сексуальную связь между родителями и детьми97.

«Освобождение» человека предполагает снятие накладываемых на него обществом нормативов. Чем более он детабуизирован, тем ближе социум к своему первобытному состоянию. Абсолютное воплощение свободы означает гибель общества. Романтический идеал оборачивает- ся обычной десоциализацией, торжеством биологических инстинктов, возвращением к принципам животного существования.

Характерно, что всякий раз в период российских смут провоз- глашение ценности свободы сопровождалось резким падением нрав- ственности. Особенно наглядно эта связь прослеживается в период утверждения либеральных ценностей в 1990-е гг. Чем более свободной позиционировалась новая Россия, тем криминальней становилось рос- сийское общество. Тенденция роста преступности обнаруживается и в советское время, однако темпы этой динамики оказались принци- пиально иными (рис. 2.2.6, 2.2.7)98.

 

250 %

 

200

 

150

 

100

 

50

 

0

год

 

Рис. 2.2.6. Динамика коэффициента преступности в России в конце 1980-х — начало 2000х гг., % к уровню 1986 г.

 

Одним из главных мотиваторов свободы стало «вкушение запретного плода». Настоящий либерализм, утверждают адепты либеральной док- трины, опирается на законность. Действительно, либералы выказывают,

 

97 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964; Семенов Ю.И. Как воз- никло человечество. М., 1966.

98 Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 161–162, 211.


14

12

10

8

6

4

2

0

1960-е гг.        1970-е гг.         1980-е гг.         1990-е гг.

Рис. 2.2.7. Темпы роста преступности в СССР и на постсоветском пространстве (по десятилетиям)

 

во всяком случае внешне, почитание написанных ими же самими зако- нов. Но народ в значительной своей массе подсознательно программиру- ется через пропаганду ценностей свободы индивидуума на преодоление любых нормативных ограничителей. Показателен в плане раскрытия по- ложения о «запретном плоде» рост молодежной девиантности. Общество устанавливает запрет для подростка на употребление наркотиков, куре- ние табака, распитие спиртных напитков. Но вооружившись ценностью индивидуальной свободы, он непременно познает все запретные стороны жизни. На рис. 2.2.8 приводятся показатели динамики снижения возраст- ного уровня самодозволения, наглядно подтверждающие данный тезис99.

20 лет 18

16

 

14

 

12

 

10

 


8

1992


 

1994     1996     1998     2000     2002


год 2004


 

Рис. 2.2.8. Динамика возрастной границы приобщения подростков к употреблению алкоголя, табачных изделий, наркотических средств

 

99 Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры предотвращения. М., 2009. С. 25.


Одним из механизмов разбалансировки традиционных ценност- ных ориентиров советского общества в эпоху позднего социализма стала молодежная музыка. «Русский рок» стал своеобразным катали- затором разогреваемых протестных настроений молодежи. Имеются все основания видеть в нем целевую проектную составляющую. В на- чале 1980-х гг. рок неожиданно оказался под идеологическим запретом. Но запретный плод, как известно, сладок. Число адептов рок-музыки в СССР резко возрастает. Для молодежной семиосферы она обретает значение культа. В преддверии перестройки запрет был снят столь же неожиданно, как ранее установлен. Шлюзы оказались открыты и несо- мая энергией молодежного движения волна протестов против «систе- мы» обрушивается на советский строй.

Население СССР испытало психологический шок, когда в конце 1980-х гг. на него обрушилась запрещенная прежде цензурой печатная продукция. Политика «шоковой терапии» первоначально была апроби- рована применительно к идейно-психологическому состоянию народа и только затем к сфере экономики. Положение особо усугубилось по- сле упразднения в апреле 1991 г. Главлита. Бывший руководитель этой структуры В.А. Болдырев направил президенту СССР М.С. Горбачеву письмо, содержащее предупреждение о самых негативных последстви- ях, к которым может привести отказ государства от идеологического цензурирования: «Анализ публикаций в средствах массовой информа- ции показывает, что часть изданий ведет пропаганду, направленную на дестабилизацию нашего общества, ослабление государственной власти, разжигание межнациональных конфликтов, дискредитацию Вооруженных Сил СССР, помещает материалы с нападками на грани оскорбления и клеветы на высшие органы страны и пропагандирует почти неприкрытую порнографию и насилие…»100.

Вопреки предупреждениям, законом РФ «О средствах массовой

информации» цензура была запрещена (это задано и конституцией 1993 года). На мировом фоне это выглядело как нечто из ряда вон выходящее. По степени предоставленной свободы для СМИ (а она была абсолютная) Россия оказалась впереди всех традиционно по- зиционируемых в качестве либеральных демократий стран. Напро- тив, когда обозначились некоторые тенденции преодоления «смуты», вольности СМИ оказались несколько ограничены. Соответственно в составленном Freedom House международном рейтинге свободы СМИ позиция постъельцинской России стала стремительно сни- жаться (рис. 2.2.9).

 

100 www. agentura.ru/press/cenzura/bez_ussr/ —


 

200

180

160

140

120

100

80

60

40

20

0


место

 

 

2002


 

2003 2004 2005 2006 2007 2008


 

2009


 

год


Рис. 2.2.9. Место, занимаемое Россией в рейтинге свободы СМИ

 

Идейная деавтаркизация, возрастание степени открытости по отношению к Западу. Российское государство представляло собой комплекс исторически сформировавшихся, обеспечивающих его жиз- неспособность систем. Эти системы определяли в значительной мере цивилизационное своеобразие России. Они обосновывались идеоло- гически и закреплялись в сознании населения в качестве ценностей. Системы демонстрировали свою эффективность, однако обещанного торжества в гонке с Западом не обеспечили. Тогда у части советской интеллигенции стала складываться иллюзия о возможности их замены на другие, более совершенные. В качестве эталона были взяты систе- мы организации западного сообщества (конкретно — американского). Они воспринимались как общеприменимые универсалии, тогда как в действительности представляли собой специфические механизмы жизнеобеспечения определенной цивилизации. О том, что для россий- ского цивилизационного контекста они могут не подходить никто не задумывался101.

 

Первоначальная задача состояла в скорейшем демонтаже старых си- стем. На ее реализацию была ориентирована политика конца 1980-х — 1990-х гг. Исторический образ Б.Н. Ельцина как разрушителя отражает доминирование этой установки в деятельности первого президента РФ. Однако за разрушением не последовало созидания чего-то принципи- ально нового. Привнесенные элементы западных систем жизнеобеспе- чения обнаружили в России свою нефункциональность. Когда при вы- ходе из этой «смуты» стали подводить итоги неолиберальных реформ, оказалось, что страна продолжает существовать лишь за счет сильно разрушенных, но не уничтоженных окончательно механизмов функ-

101 Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2008.


ционирования советской (а прежде — имперской) государственности. Результаты реформаторской деятельности оказались, таким образом, почти исключительно отрицательными.

К столь же неутешительному итогу в реализации задачи построе- ния «государства нового типа» пришли в свое время большевики. В качестве эталона ими, как известно, была взята модель Парижской коммуны102. Однако, к удивлению леворадикалов, построенное госу- дарство репродуцировало под новыми маркерами все основные черты старорежимной системы. Опыт обеих инверсий указывал, таким обра- зом, на противопоказанность попыток цивилизационной инженерии. В табл. 2.2.2 отражены ценностные устремления реформаторов на за- мену традиционных российских систем жизнеобеспечения западными образцами. Большинство этих ориентиров в течение более 20 лет по- сле 1991 г. составляют целевые установки для высшей государственной власти Российской Федерации.

Таблица 2.2.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.32.115 (0.009 с.)