Дезинтегратационные ориентиры в конституциях республик Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дезинтегратационные ориентиры в конституциях республик Российской Федерации



Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

Положения относительно этнических корней государ- ственности республик в со- ставе Российской Федерации

Бурятия Ч. 1 ст. 60 Образована «в результате реализации права бу- рятской нации на самоопределение»
Кабардино-Балкария Преамбула «Верховный Совет,. реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской наций… на са- моопределение,. подтверждает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Республи- ки…»
Удмуртия Ч. 1 ст. 1 Удмуртия — государство, «исторически утвер- дившееся на основе осуществления удмуртской нацией… своего неотъемлемого права на самоо- пределение»
Башкортостан Ч. 1 ст. 69 «Образована в результате реализации права баш- кирской нации на самоопределение»

Положения относительно возможности изменения ста- туса республики в составе Российской Федерации

Бурятия Ч. 4 ст. 60 «Изменение государственно-правового статуса республики… осуществляется путем референду- ма, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан республики, в том числе более половины граж- дан бурятской национальности, принявших уча- стие в голосовании»
Дагестан Ст. 70 «Республика Дагестан сохраняет за собой право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления дагестанского народа»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Калмыкия Ст. 6 Степного Уложения «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Карелия Ч. 1 ст. 7 «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Коми Ч. 2 ст. 61 «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Адыгея Ч. 1 ст. 4 «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Башкортостан Ст. 72 «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Марий Эл Ст. 5 «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
Татарстан Ст. 59 «Республика Татарстан самостоятельно опреде- ляет свой государственно-правовой статус»
Удмуртия Ч. 2 ст. 4 «Государственно-правовой статус Удмуртской Республики… не может быть изменен без согла- сия народа Удмуртской Республики, выраженно- го путем референдума»
Якутия Ч. 2 ст. 36 «Народ Республики Саха (Якутия) на основе сво- бодного волеизъявления ее граждан сохраняет за собой право на самоопределение»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Тыва Ч. 1 ст. 1; ч. 4 ст. 1 «Республика Тыва… имеет право на самоопреде- ление и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва» (ч. 1 ст. 1). «Статус Республики Тыва не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Республики Тыва…»
Чечня Ст. 1 Чеченская Республика «обладает верховным пра- вом» в отношении собственного статуса

Положения относительно природы нахождения респу- блик в составе Российской Федерации

Бурятия Ч. 2 ст. 60 «Отношения между органами государственной власти Республики Бурятия и Российской Феде- рации являются конституционно-договорными»
Мордовия Ч. 3 ст. 60 «Статус республики в составе РФ определяет- ся Конституцией РФ, Конституцией Мордовии и Федеративным договором»
Дагестан Ч. 3 ст. 64 «Взаимоотношения между Республикой Дагестан и Российской Федерацией… определяются Кон- ституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями»
Ингушетия Ч. 2 ст. 1 «Отношения Ингушетии и Российской Федера- ции регулируются их Конституциями и Догово- ром о разграничении предметов ведения и пол- номочий»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Кабардино-Балкария Ст. 64 «Республика входит в состав Российской Феде- рации на основе Федеративного договора и Кон- ституции Кабардино-Балкарии
Северная Осетия Ч. 1 ст. 61; ч. 1 ст. 62 «Республика Северная Осетия — Алания — су- веренное государство, добровольно входящее в состав Российской Федерации», их отношения строятся на основе их Конституций, Федератив- ного договора, иных договоров
Татарстан Ст. 61 «Республика Татарстан — суверенное государ- ство,. ассоциированное с Российской Федераци- ей на основе Договора о взаимном делегирова- нии полномочий и предметов ведения»
Удмуртия Ст. 63 «Удмуртская Республика… строит свои отноше- ния с федеральными органами государственной власти на основе разграничения предметов веде- ния и полномочий, договоров и соглашений»
Адыгея Ст. 52 «Республика Адыгея добровольно входит в со- став Российской Федерации и строит с ней от- ношения на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, Федеративного договора и соглашений»
Башкортостан Ч. 1 ст. 5; ч. 2 ст. 5; ст. 70 «Республика Башкортостан является самостоя- тельным субъектом обновленной Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации на добровольной основе»; «отношения Республики Башкортостан

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

    и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений, дру- гими двусторонними договорами и соглашения- ми»; «отношения Республики Башкортостан с Рос- сийской Федерацией являются договорными»
Тыва Ч. 2 ст. 1 «Республика Тыва признает свое нахождение в составе Российской Федерации на основе Фе- деративного договора и договорных отношений как в… государстве, признающем и поддержива- ющем Декларацию о государственном суверени- тете Республики Тыва, ее право на самоопреде- ление»
Чечня   Российская Федерация вообще не упоминается

Положения относительно су- веренитета республик в со- ставе Российской Федерации

Бурятия Ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 64 «Республика Бурятия есть суверенное государ- ство в составе Российской Федерации». «Республика Бурятия обладает всей полнотой го- сударственной власти на своей территории»
Дагестан Ч. 1 ст. 1; ч. 2 ст. 64 «Республика Дагестан — есть суверенное госу- дарство в составе Российской Федерации». «Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на своей территории»
Ингушетия Ч. 1 ст. 2 «Республика Ингушетия… осуществляет всю полноту государственной власти»
Кабардино-Балкария Ч. 1 ст. 4 «Суверенитет Кабардино-Балкарской Республи- ки распространяется на всю ее территорию»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Калмыкия Ст. 8 «…Республика Калмыкия обладает всей полно- той власти на своей территории»
Карелия Ч. 1 ст. «Республика Карелия — государство в составе Российской Федерации, обладающее всей полно- той государственной власти на своей территории»
Коми Ст. 5; Ч. 1 ст. 62 «Государственный суверенитет Республики Коми распространяется на всю ее территорию. Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти»
Северная Осетия Ст. 4; ч. 1 ст. 61 «Республика Северная Осетия на своей терри- тории обладает всей полнотой государственной власти». «Республика Северная Осетия — суверенное го- сударство, добровольно входящее в состав Рос- сийской Федерации»
Татарстан Ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 1; ст. 61 «Республика Татарстан — суверенное государ- ство». «Государственный суверенитет есть неотъемле- мое качественное состояние Республики Татар- стан». «Республика Татарстан — суверенное государ- ство, субъект международного права»
Адыгея Ч. 2 ст. 1; ст. 51 «Суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Консти- туцией Республики Адыгея и Федеративным до- говором».

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

    «Республика Адыгея… обладает всей полнотой государственной власти на своей территории…»
Башкортостан Ст. 1; ч. 2 ст. 69 «Республика Башкортостан есть суверенное го- сударство… Республика Башкортостан облада- ет высшей властью на своей территории, само- стоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику». «Государственный суверенитет Республики Баш- кортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее терри- торию»
Марий Эл Ч. 1 ст. 4 «Республика Марий Эл располагает всей полно- той государственной власти на своей террито- рии»
Мордовия Ч. 1 ст. 60 «Республика Мордовия обладает на своей терри- тории всей полнотой государственной власти»
Якутия Ч. 1 ст. 1; ст. 37 «Республика Саха (Якутия) является суверенным государством». «Республика Якутия обладает всей полнотой го- сударственной власти на своей территории»
Тыва Ч. 1 ст. 1 «Республика Тыва — суверенное государство в составе Российской Федерации»
Хакасия Ч. 1 ст. 5 «Республика Хакасия… обладает на своей терри- тории всей полнотой государственной власти»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции
  Чечня Ст. 1 «Чечня — суверенное государство,. обладающее верховным правом в отношении своей террито- рии и национальных богатств. Суверенитет Чеч- ни — неделим»

Положения относительно разграничения компетенции органов государственной вла- сти Российской Федерации и республик в ее составе

Бурятия Ст. 61; ч. 1 ст. 64; ст. 68 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ. «Республика Бурятия… оставляет за собой пра- во… отзыва (полномочий) в случае недобросо- вестного их осуществления федеральными орга- нами»
Дагестан Ч. 2 ст. 64 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
Кабардино-Балкария Ст. 66–1 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ (в том числе закрепленных за РФ ее Конституцией)
Карелия Ч. 1 ст. 1 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
Коми Ч. 2 ст. 5; ч. 1 ст. 62 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
Северная Осетия Ч. 4 ст. 62 «В случае невыполнения Российской Федераци- ей обязательств, взятых на себя в соответствии с Конституцией Российской Федерации по от- ношению к Республике Северная Осетия, Респу- блика Северная Осетия оставляет за собой право самостоятельно осуществлять соответствующие полномочия»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Татарстан   Самостоятельно осуществляет все полномочия
Башкортостан Ст. 70 Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
Якутия Ч. 1 ст. 39 «Республика Саха (Якутия) часть принадлежа- щих ей суверенных прав добровольно и на осно- ве Федеративного договора передает на опреде- ленный срок в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации»
Чечня   Самостоятельно осуществляет все полномочия

Положения относительно соотношения федерального и республиканского законо- дательства

Бурятия Ч. 1 ст. 65 «Законы Республики Бурятия обладают верхо- венством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые добровольно делеги- рованы ею в ведение федеральных органов госу- дарственной власти»
Дагестан Ч. 3 ст. 4; ч. 1 ст. 55; ч. 6 ст. 65 «Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу». «Гражданин обязан соблюдать Конституцию Ре- спублики Дагестан, законы,. а также признанные Российской Федерацией и Республикой Дагестан принципы и нормы международного права». «Действие федеральных законов,. противореча- щих суверенным правам и интересам Республи- ки Дагестан, может быть приостановлено»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Ингушетия Ст. 7 «Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу…. Законы… Россий- ской Федерации правомерны на территории Ре- спублики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия»
Калмыкия Ч. 1 ст. 2 Степного Уложения «Степное Уложение имеет высшую юридическую силу»
Коми Ч. 1 ст. 7 «Конституция Республики Коми имеет высшую юридическую силу»
Татарстан Ст. 52; ст. 59; «Граждане Республики Татарстан обязаны со- блюдать Конституцию и законы Республики Та- тарстан». «Законы Республики Татарстан обладают вер- ховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан». Конституция РФ не упоминается
Удмуртия Ч. 2 ст. 7 «Конституция Удмуртской Республики имеет высшую юридическую силу»
Адыгея Ч. 1 и 2 ст. 6; ч. 2. ст. 56 «Конституция Республики Адыгея… обладает высшей юридической силой… Республика Ады- гея признает верховенство Конституции Россий- ской Федерации на своей территории». «Республика Адыгея вправе приостановить на своей территории действие законов… Россий- ской Федерации, если они… противоречат Кон- ституции Республики Адыгея»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Башкортостан Ч. 1 ст. 15 «Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу»
Якутия Ч. 1 ст. 7; ст. 41 «Конституция Республики Саха (Якутия) обла- дает верховенством на ее территории». «Законы Российской Федерации, принятые по во- просам, отнесенным к совместным полномочи- ям, вступают в силу на территории Республики Якутия после ратификации их Палатой Предста- вителей Государственного собрания Республики Якутия; Республика Якутия вправе приостано- вить на своей территории действие законов Рос- сийской Федерации,. если они… противоречат Конституции и законам Республики Якутия»
Тыва Ст. 2; ч. 1 ст. 11 «В период чрезвычайных ситуаций, политиче- ского и государственного кризиса в Российской Федерации на территории Республики Тыва дей- ствуют Конституция и законы Республики Тыва», вся власть переходит к органам государственной власти Республики Тыва. Верховенство республиканской Конституции
Чечня   Конституция РФ не упоминается

Положения относительно принадлежности территории, земли, природных ресурсов

Бурятия Ч. 1 ст. 8 Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
Северная Осетия ч. 1 ст. 10 Конституции Северной Осетии; Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Татарстан Ст. 9 Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
Удмуртия Ч. 1 ст. 13 Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
Адыгея Ч. 2 ст. 13 Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
Дагестан Ч. 1 ст. 14 Ресурсы, в том числе континентального шельфа Каспийского моря и морской экономической зоны являются достоянием народа республики
Ингушетия Ч. 1 ст. 10; ст. 11 Ресурсы являются собственностью Республики Ингушетия. «Возвращение политическими средствами неза- конно отторгнутой территории… — важнейшая задача государства»
Калмыкия Ст. 14 Ресурсы «являются исключительным достояни- ем (собственностью) народа Калмыкии»
Карелия Ч. 1 ст. 6 Ресурсы «являются собственностью народа Ре- спублики Карелия и основой ее экономического суверенитета»
Башкортостан Ст. 10 Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики… «Соглашения с федераль- ными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключаются на добровольной основе»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Якутия Ст. 5 Ресурсы, в том числе «воздушное пространство, континентальный шельф… являются собствен- ностью Республики Якутия и неотъемлемым до- стоянием народа Республики Якутия»
Тыва Ч. 3 ст. 1; ст. 9; ч. 1 ст. 14 «Основой государственного суверенитета явля- ется право Республики Тыва на свою террито- рию, природные богатства…». «На территории Республики Тыва не допускается частная собственность на землю»; все ресурсы «и все виды собственности, находя- щиеся на территории Республики Тыва, являют- ся национальным достоянием (собственностью) Республики Тыва»
Чечня Ст. 1 «Чечня… обладает верховным правом в отно- шении своей территории и национальных бо- гатств»

Положения относительно гражданства республик в со- ставе Российской Федерации

Бурятия Ч. 3 ст. 12 «Гражданин Республики Бурятия… может иметь гражданство иностранного государства в соот- ветствии с… международными договорами Рос- сийской Федерации и Республики Бурятия»
Дагестан Ч. 6 и 7 ст. 11 «Соотечественникам, проживающим за предела- ми Республики Дагестан, предоставляется право приобретения гражданства Республики Дагестан. Приобретение гражданства Республики Дагестан соотечественниками не влечет приобретения ими гражданства Российской Федерации…»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Татарстан Ч. 3 ст. 19 «Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иных государств, условия которого определяются договорами и соглашениями Ре- спублики Татарстан с другими государствами»
Адыгея Ст. 10 «Республика Адыгея признает право возвраще- ния на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечествен- ников»
Башкортостан Ч. 2 ст. 23; ст. 25 «Гражданин Республики Башкортостан может иметь также гражданство другого государства в соответствии с законом или международным договором Республики Башкортостан». «Право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без граждан- ства предоставляется в соответствии с нормами международного права»
Тыва Ст. 31 «Гражданин Республики Тыва обладает правом принимать гражданство иностранного государ- ства в соответствии с законом республики… По- рядок приобретения гражданства определяется с учетом демографической ситуации в Республи- ке Тыва и способствует обеспечению устойчиво- го преобладания коренной нации… Этнические тыва, проживающие за рубежом, имеют преиму- щественное право перед другими иностранцами в приобретении гражданства Республики Тыва»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции
  Чечня   Российское гражданство не упоминается

Положения относительно разграничения полномочий и предметов ведения Консти- туции субъектов РФ

Дагестан Ст. 66; п. 13 ст. 91 «Республика Дагестан является самостоятель- ным участником международных и внешнеэко- номических отношений и связей». «Государственный Совет… осуществляет поми- лование лиц, осужденных судами Республики Дагестан»
Ингушетия (п. 5 ст. 54). «Президент Республики Ингушетия… формиру- ет и возглавляет Совет безопасности. Республи- ки Ингушетия, принимает меры по обеспечению государственной безопасности».
Кабардино-Балкария П. «е» ст. 76 Президент формирует и возглавляет Совет Без- опасности
Калмыкия П. 6 ст. 28 Президент Республики Калмыкия «участвует в формировании федеральных органов власти и управления на территории Республики Калмы- кия и согласовывает назначение их руководите- лей в установленном порядке»
Коми П. 15 ст. 73 «Государственный Совет Республики Коми… приостанавливает действие на территории Ре- спублики Коми законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ущем- ляющих интересы Республики Коми»
Северная Осетия П. «щ» ст. 71 В ведении Парламента республики — «дача со- гласия на дислокацию в Республике Северная Осетия воинских формирований»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Татарстан П. 20 ст. 89; пп. 10 и 15 ст. 111 В ведении Государственного Совета республи- ки — «принятие решений об амнистии лиц, осужденных судами Республики Татарстан». Президент республики «решает вопросы предо- ставления политического убежища»; «осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан»
Удмуртия Ч. 2 ст. 68 Республикой могут вводиться ограничения пере- мещения товаров и услуг
Башкортостан П. 23 ст. 88; пп. 9, 13, 18, 19 ст. 95; ст. 127 «К ведению Государственного совета Республики Башкортостан относится… издание актов об ам- нистии». Президент республики: «опротестовывает и при- останавливает… действие актов государствен- ных органов Российской Федерации на террито- рии Республики Башкортостан»; «формирует и возглавляет Совет Безопасности»; «решает вопросы предоставления убежища»; «осуществляет право помилования граждан, осужденных на основании законов Республики Башкортостан»; «…приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкор- тостан являются… уголовное, процессуальное и правоисполнительное законодательства»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Мордовия П. 2 ст. 70 «Глава Республики Мордовия… формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Мордовия, принимает меры по обеспечению го- сударственной безопасности Республики Мордо- вия»
Якутия П. 8 ст. 58–1; пп. 17, 24, 25 ст. 70 «К ведению Палаты Представителей относится… принятие решений о приостановлении действия законов Российской Федерации,. противоре- чащих Федеративному Договору, Конституции и законам Республики Якутия, ограничивающих суверенитет Республики Якутия». Президент республики приостанавливает дей- ствие актов государственных органов РФ; «…принимает решение о дислокации на тер- ритории Республики Якутия воинских форми- рований, контролирует их перемещение и дея- тельность, определяет порядок образования территориальных воинских формирований»
Тыва Пп. 7, 10, 11 ст. 63; пп. 6, 17, 18 ст. 73 «Верховный Хурал Республики Тыва… контро- лирует денежную эмиссию в Республике Тыва; утверждает назначение на должность военного комиссара Республики Тыва, командиров фор- мирований пограничных, внутренних и других войск, определяет порядок их деятельности на территории республики, принимает решение по вопросам войны и мира». «Президент Республики Тыва… образует и воз- главляет Совет Безопасности».

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

    «В случае объявления Верховным Хуралом Ре- спублики Тыва Военного положения… регулиру- ет действия военных формирований, дислоциро- ванных на территории Республики Тыва, входит в Верховный Хурал с предложением по вопросам войны и мира»
Чечня   Российская Федерация не упоминается

Нормы Конституций респу- блик в составе Российской Федерации, устанавливаю- щие ограничения в этниче- ской сфере

Бурятия Ч. 1 ст. 71; ст. 60 Президентом может быть избран только гражда- нин Республики, владеющий бурятским языком. «Изменение государственно-правового статуса Республики Бурятия осуществляется путем ре- ферендума, при этом решение считается приня- тым, если за него проголосовало более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании»
Дагестан Ч. 2 ст. 72, 88, 93 «В Народном Собрании гарантируется предста- вительство всех народов Дагестана». Государственный Совет республики формирует- ся «с учетом многонационального состава насе- ления Республики Дагестан». «В состав Государственного Совета не может входить более одного представителя одной и той же национальности». «Представитель одной и той же национальности не может быть избран Председателем Государ- ственного Совета два срока подряд»

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Ингушетия Ст. 50 Президент должен владеть ингушским языком
Кабардино-Балкария Ст. 101–1 «В составе Парламента образуется Комитет по межнациональным отношениям, который формируется депутатами кабардинской, балкар- ской и русской национальностей на паритетной основе; для вынесения вопроса на рассмотрение Комитета необходимо обращение двух третей де- путатов Парламента кабардинской, балкарской либо русской национальности»
Калмыкия Ч. 2 ст. 18; преамбула «Калмыцкий язык является основой националь- ного самосознания калмыцкого народа; его воз- рождение, сохранение и расширение среды упо- требления являются приоритетными задачами органов власти Республики Калмыкия»
Коми Ст. 3 «Политика государства направлена на поддер- жание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа в соответствии с междуна- родными нормами, действующими в отношении коренных народов». Народ Коми признается источником государ- ственности республики
Северная Осетия Ч. 2 ст. 15; ч. 1 ст. 81 «Осетинский язык является основой националь- ного самосознания осетинского народа. Сохра- нение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов власти Республи- ки Северная Осетия». Президент должен владеть осетинским языком

Продолжение таблицы 2.2.4

Ценностное положение Автономная республика Статья Конституции Фрагмент текста Конституции

 

Татарстан Ч. 1 ст. 108 Президент должен владеть татарским языком
Удмуртия Ч. 1 ст. 1; ч. 2 ст. 1 «Удмуртия — государство, исторически утвер- дившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемле- мого права на самоопределение»
Адыгея Ч. 1 ст. 76 Президент должен владеть адыгейским языком
Башкортостан Ч. 1 ст. 92 Президент должен владеть башкирским языком
Марий Эл Ч. 2 ст. 76 Президент должен владеть марийским языком
Якутия Ч. 1 ст. 42; 55, 66 «Республика Саха (Якутия) гарантирует сохра- нение и возрождение коренных народов Респу- блики Якутия, а также русских и других старо- жилов». Председатели палат Государственного Собрания и Президент Республики должны владеть саха языком
Тыва Ч. 1 ст. 33; ч. 4 ст. 69; ч. 3 ст. 31 «Государственным языком Республики Тыва устанавливается тыва язык». Президент должен владеть тыва языком. «Порядок приобретения гражданства… способ- ствует обеспечению устойчивого преобладания коренной нации»

Гедонизм. Еще Аристотель проводил разграничение двух возмож- ных ценностных подходов к определению целевых ориентиров жизни человека. Согласно первому подходу человек живет ради получения удовольствий, второму — для предотвращения страданий106.

Какой императив предпочитает для себя каждый конкретный соци- ум? История Россия представляла собой череду государственных по- трясений, оборачивающихся массовыми бедствиями для значительной части населения. Закрепляя данный опыт, вырабатывались специаль- ные превентивные механизмы избегания страданий для большинства народа. Но выбор этого ценностного ориентира предполагал соответ- ствующее самоограничение аксиологии удовольствий. После потрясе- ний Великой Отечественной войны оправданность существования та- кого рода ограничителей не подвергалась сомнению.

Однако со временем появляется круг недовольных, представляю- щих собой, главным образом, часть «золотой» — элитной — молодежи. Возникла иллюзия, что достигнутое благополучие есть некая данность, атрофировалось ощущение потенциальных угроз. Стал формироваться контрсистемный гедонистический культ. Ориентиром выступал искус- ственно сконструированный под влиянием импортного кинематографа набор представлений о сексуально раскрепощенном и материально на- сыщенном в плане ширпотреба Западе. Расширяющиеся туристические поездки за рубеж играли роль своеобразного плотского и материально- го искушения советского человека. Типичной в этом отношении была реакция от первого посещения США в 1989 г. Б.Н. Ельцина, пришед- шего в восторг от широкого ассортимента товаров (сортов колбасы) в американском супермаркете. Обвал СССР снял все препоны в этиче- ской переориентации на этологию жизни как средства получения удо- вольствий.

Правота аристотелевского подхода блестяще подтвердилась в Рос-

сии 1990-х гг. Взрыв гедонизма четко соотносился с синдромом мас- совых социальных страданий. Очарование материальным комфортом западной цивилизации было таково, что оно оказалось сильнее, чем все совокупные ценностные накопления России. Характерны в этом отношении лозунги, скандируемые во время двухсоттысячной манифе- стации в поддержку перестройки 4 февраля 1990 г. в Москве: «“Макдо- нальдс”, накорми нас!» и «“Кока-кола”, ура!»107. В день открытия первой американской закусочной на Пушкинской площади ее посетило 30 тыс.

 

106 Аристотель. Никомахова этика. М., 2002; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.

107 Век XX и мир. М., 1990. № 4. С. 8; Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М., 2004. С. 397.


москвичей, что составляло абсолютный рекорд посещаемости за всю историю кампании.

На произошедшие ценностные трансформации указывает дина- мика изменений в структуре промышленного производства. Значение индикаторов в выборе между стратагемами жизни могут иметь пока- затели выпуска тракторов (ориентация на общественный продоволь- ственный сектор) и легковых автомобилей (ориентация на обеспечение личной комфортности) (рис. 2.2.11)108.

180

160

140

120

100

80

60

40

20

0


2000


2001    2002    2003    2004   2005   2006


2007


год


 

Рис. 2.2.11. Сравнительная динамика производства тракторов и легковых автомобилей в постсоветский период

 

Ревизия прошлого, отрицание исторической преемственности. Хронологически демонтаж государства начался с историографической кампании. Ее начало было приурочено к семидесятилетней годовщи- не Октябрьской революции. На волне гласности популярные журналы в авангарде с возглавляемым В. Коротичем «Огоньком» повели мето- дичное освещение «белых пятен истории». Проявляемая при этом тен- денциозность подачи материала неизменно оборачивалась превраще- нием «белых пятен прошлого» в «черные».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.059 с.)