Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
Положения относительно этнических корней государ- ственности республик в со- ставе Российской Федерации
| Бурятия
| Ч. 1 ст. 60
| Образована «в результате реализации права бу- рятской нации на самоопределение»
|
Кабардино-Балкария
| Преамбула
| «Верховный Совет,. реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской наций… на са- моопределение,. подтверждает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Республи- ки…»
|
Удмуртия
| Ч. 1 ст. 1
| Удмуртия — государство, «исторически утвер- дившееся на основе осуществления удмуртской нацией… своего неотъемлемого права на самоо- пределение»
|
Башкортостан
| Ч. 1 ст. 69
| «Образована в результате реализации права баш- кирской нации на самоопределение»
|
Положения относительно возможности изменения ста- туса республики в составе Российской Федерации
| Бурятия
| Ч. 4 ст. 60
| «Изменение государственно-правового статуса республики… осуществляется путем референду- ма, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан республики, в том числе более половины граж- дан бурятской национальности, принявших уча- стие в голосовании»
|
Дагестан
| Ст. 70
| «Республика Дагестан сохраняет за собой право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления дагестанского народа»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Калмыкия
| Ст. 6
Степного Уложения
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Карелия
| Ч. 1 ст. 7
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Коми
| Ч. 2 ст. 61
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Адыгея
| Ч. 1 ст. 4
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Башкортостан
| Ст. 72
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Марий Эл
| Ст. 5
| «…Статус Республики не может быть изменен без ее согласия»
|
Татарстан
| Ст. 59
| «Республика Татарстан самостоятельно опреде- ляет свой государственно-правовой статус»
|
Удмуртия
| Ч. 2 ст. 4
| «Государственно-правовой статус Удмуртской Республики… не может быть изменен без согла- сия народа Удмуртской Республики, выраженно- го путем референдума»
|
Якутия
| Ч. 2 ст. 36
| «Народ Республики Саха (Якутия) на основе сво- бодного волеизъявления ее граждан сохраняет за собой право на самоопределение»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Тыва
| Ч. 1 ст. 1;
ч. 4 ст. 1
| «Республика Тыва… имеет право на самоопреде- ление и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва» (ч. 1 ст. 1). «Статус Республики Тыва не может быть изменен без ее согласия. Изменение конституционно-правового статуса республики осуществляется на основе волеизъявления двух третей граждан Республики Тыва…»
|
Чечня
| Ст. 1
| Чеченская Республика «обладает верховным пра- вом» в отношении собственного статуса
|
Положения относительно природы нахождения респу- блик в составе Российской Федерации
| Бурятия
| Ч. 2 ст. 60
| «Отношения между органами государственной власти Республики Бурятия и Российской Феде- рации являются конституционно-договорными»
|
Мордовия
| Ч. 3 ст. 60
| «Статус республики в составе РФ определяет- ся Конституцией РФ, Конституцией Мордовии и Федеративным договором»
|
Дагестан
| Ч. 3 ст. 64
| «Взаимоотношения между Республикой Дагестан и Российской Федерацией… определяются Кон- ституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями»
|
Ингушетия
| Ч. 2 ст. 1
| «Отношения Ингушетии и Российской Федера- ции регулируются их Конституциями и Догово- ром о разграничении предметов ведения и пол- номочий»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Кабардино-Балкария
| Ст. 64
| «Республика входит в состав Российской Феде- рации на основе Федеративного договора и Кон- ституции Кабардино-Балкарии
|
Северная Осетия
| Ч. 1 ст. 61;
ч. 1 ст. 62
| «Республика Северная Осетия — Алания — су- веренное государство, добровольно входящее в состав Российской Федерации», их отношения строятся на основе их Конституций, Федератив- ного договора, иных договоров
|
Татарстан
| Ст. 61
| «Республика Татарстан — суверенное государ- ство,. ассоциированное с Российской Федераци- ей на основе Договора о взаимном делегирова- нии полномочий и предметов ведения»
|
Удмуртия
| Ст. 63
| «Удмуртская Республика… строит свои отноше- ния с федеральными органами государственной власти на основе разграничения предметов веде- ния и полномочий, договоров и соглашений»
|
Адыгея
| Ст. 52
| «Республика Адыгея добровольно входит в со- став Российской Федерации и строит с ней от- ношения на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Адыгея, Федеративного договора и соглашений»
|
Башкортостан
| Ч. 1 ст. 5;
ч. 2 ст. 5;
ст. 70
| «Республика Башкортостан является самостоя- тельным субъектом обновленной Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации на добровольной основе»; «отношения Республики Башкортостан
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
|
|
| и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений, дру- гими двусторонними договорами и соглашения- ми»; «отношения Республики Башкортостан с Рос- сийской Федерацией являются договорными»
|
Тыва
| Ч. 2 ст. 1
| «Республика Тыва признает свое нахождение в составе Российской Федерации на основе Фе- деративного договора и договорных отношений как в… государстве, признающем и поддержива- ющем Декларацию о государственном суверени- тете Республики Тыва, ее право на самоопреде- ление»
|
Чечня
|
| Российская Федерация вообще не упоминается
|
Положения относительно су- веренитета республик в со- ставе Российской Федерации
| Бурятия
| Ч. 1 ст. 1;
ч. 1 ст. 64
| «Республика Бурятия есть суверенное государ- ство в составе Российской Федерации».
«Республика Бурятия обладает всей полнотой го- сударственной власти на своей территории»
|
Дагестан
| Ч. 1 ст. 1;
ч. 2 ст. 64
| «Республика Дагестан — есть суверенное госу- дарство в составе Российской Федерации».
«Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на своей территории»
|
Ингушетия
| Ч. 1 ст. 2
| «Республика Ингушетия… осуществляет всю полноту государственной власти»
|
Кабардино-Балкария
| Ч. 1 ст. 4
| «Суверенитет Кабардино-Балкарской Республи- ки распространяется на всю ее территорию»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Калмыкия
| Ст. 8
| «…Республика Калмыкия обладает всей полно- той власти на своей территории»
|
Карелия
| Ч. 1 ст.
| «Республика Карелия — государство в составе Российской Федерации, обладающее всей полно- той государственной власти на своей территории»
|
Коми
| Ст. 5;
Ч. 1 ст. 62
| «Государственный суверенитет Республики Коми распространяется на всю ее территорию. Республика Коми обладает на своей территории всей полнотой государственной власти»
|
Северная Осетия
| Ст. 4;
ч. 1 ст. 61
| «Республика Северная Осетия на своей терри- тории обладает всей полнотой государственной власти».
«Республика Северная Осетия — суверенное го- сударство, добровольно входящее в состав Рос- сийской Федерации»
|
Татарстан
| Ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 1;
ст. 61
| «Республика Татарстан — суверенное государ- ство».
«Государственный суверенитет есть неотъемле- мое качественное состояние Республики Татар- стан».
«Республика Татарстан — суверенное государ- ство, субъект международного права»
|
Адыгея
| Ч. 2 ст. 1;
ст. 51
| «Суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Консти- туцией Республики Адыгея и Федеративным до- говором».
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
|
|
| «Республика Адыгея… обладает всей полнотой государственной власти на своей территории…»
|
Башкортостан
| Ст. 1;
ч. 2 ст. 69
| «Республика Башкортостан есть суверенное го- сударство… Республика Башкортостан облада- ет высшей властью на своей территории, само- стоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику».
«Государственный суверенитет Республики Баш- кортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее терри- торию»
|
Марий Эл
| Ч. 1 ст. 4
| «Республика Марий Эл располагает всей полно- той государственной власти на своей террито- рии»
|
Мордовия
| Ч. 1 ст. 60
| «Республика Мордовия обладает на своей терри- тории всей полнотой государственной власти»
|
Якутия
| Ч. 1 ст. 1;
ст. 37
| «Республика Саха (Якутия) является суверенным государством».
«Республика Якутия обладает всей полнотой го- сударственной власти на своей территории»
|
Тыва
| Ч. 1 ст. 1
| «Республика Тыва — суверенное государство в составе Российской Федерации»
|
Хакасия
| Ч. 1 ст. 5
| «Республика Хакасия… обладает на своей терри- тории всей полнотой государственной власти»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Чечня
| Ст. 1
| «Чечня — суверенное государство,. обладающее верховным правом в отношении своей террито- рии и национальных богатств. Суверенитет Чеч- ни — неделим»
|
Положения относительно разграничения компетенции органов государственной вла- сти Российской Федерации и республик в ее составе
| Бурятия
| Ст. 61;
ч. 1 ст. 64;
ст. 68
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ.
«Республика Бурятия… оставляет за собой пра- во… отзыва (полномочий) в случае недобросо- вестного их осуществления федеральными орга- нами»
|
Дагестан
| Ч. 2 ст. 64
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
|
Кабардино-Балкария
| Ст. 66–1
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ (в том числе закрепленных за РФ ее Конституцией)
|
Карелия
| Ч. 1 ст. 1
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
|
Коми
| Ч. 2 ст. 5;
ч. 1 ст. 62
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
|
Северная Осетия
| Ч. 4 ст. 62
| «В случае невыполнения Российской Федераци- ей обязательств, взятых на себя в соответствии с Конституцией Российской Федерации по от- ношению к Республике Северная Осетия, Респу- блика Северная Осетия оставляет за собой право самостоятельно осуществлять соответствующие полномочия»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Татарстан
|
| Самостоятельно осуществляет все полномочия
|
Башкортостан
| Ст. 70
| Добровольное делегирование полномочий в ве- дение РФ
|
Якутия
| Ч. 1 ст. 39
| «Республика Саха (Якутия) часть принадлежа- щих ей суверенных прав добровольно и на осно- ве Федеративного договора передает на опреде- ленный срок в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации»
|
Чечня
|
| Самостоятельно осуществляет все полномочия
|
Положения относительно соотношения федерального и республиканского законо- дательства
| Бурятия
| Ч. 1 ст. 65
| «Законы Республики Бурятия обладают верхо- венством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые добровольно делеги- рованы ею в ведение федеральных органов госу- дарственной власти»
|
Дагестан
| Ч. 3 ст. 4;
ч. 1 ст. 55;
ч. 6 ст. 65
| «Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имеют высшую юридическую силу».
«Гражданин обязан соблюдать Конституцию Ре- спублики Дагестан, законы,. а также признанные Российской Федерацией и Республикой Дагестан принципы и нормы международного права».
«Действие федеральных законов,. противореча- щих суверенным правам и интересам Республи- ки Дагестан, может быть приостановлено»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Ингушетия
| Ст. 7
| «Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу…. Законы… Россий- ской Федерации правомерны на территории Ре- спублики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия»
|
Калмыкия
| Ч. 1 ст. 2 Степного Уложения
| «Степное Уложение имеет высшую юридическую силу»
|
Коми
| Ч. 1 ст. 7
| «Конституция Республики Коми имеет высшую юридическую силу»
|
Татарстан
| Ст. 52;
ст. 59;
| «Граждане Республики Татарстан обязаны со- блюдать Конституцию и законы Республики Та- тарстан».
«Законы Республики Татарстан обладают вер- ховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».
Конституция РФ не упоминается
|
Удмуртия
| Ч. 2 ст. 7
| «Конституция Удмуртской Республики имеет высшую юридическую силу»
|
Адыгея
| Ч. 1 и 2 ст. 6; ч. 2. ст. 56
| «Конституция Республики Адыгея… обладает высшей юридической силой… Республика Ады- гея признает верховенство Конституции Россий- ской Федерации на своей территории».
«Республика Адыгея вправе приостановить на своей территории действие законов… Россий- ской Федерации, если они… противоречат Кон- ституции Республики Адыгея»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Башкортостан
| Ч. 1 ст. 15
| «Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу»
|
Якутия
| Ч. 1 ст. 7;
ст. 41
| «Конституция Республики Саха (Якутия) обла- дает верховенством на ее территории».
«Законы Российской Федерации, принятые по во- просам, отнесенным к совместным полномочи- ям, вступают в силу на территории Республики Якутия после ратификации их Палатой Предста- вителей Государственного собрания Республики Якутия; Республика Якутия вправе приостано- вить на своей территории действие законов Рос- сийской Федерации,. если они… противоречат Конституции и законам Республики Якутия»
|
Тыва
| Ст. 2;
ч. 1 ст. 11
| «В период чрезвычайных ситуаций, политиче- ского и государственного кризиса в Российской Федерации на территории Республики Тыва дей- ствуют Конституция и законы Республики Тыва», вся власть переходит к органам государственной власти Республики Тыва.
Верховенство республиканской Конституции
|
Чечня
|
| Конституция РФ не упоминается
|
Положения относительно принадлежности территории, земли, природных ресурсов
| Бурятия
| Ч. 1 ст. 8
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
|
Северная Осетия
| ч. 1 ст. 10 Конституции Северной Осетии;
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Татарстан
| Ст. 9
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
|
Удмуртия
| Ч. 1 ст. 13
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
|
Адыгея
| Ч. 2 ст. 13
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики
|
Дагестан
| Ч. 1 ст. 14
| Ресурсы, в том числе континентального шельфа Каспийского моря и морской экономической зоны являются достоянием народа республики
|
Ингушетия
| Ч. 1 ст. 10;
ст. 11
| Ресурсы являются собственностью Республики Ингушетия.
«Возвращение политическими средствами неза- конно отторгнутой территории… — важнейшая задача государства»
|
Калмыкия
| Ст. 14
| Ресурсы «являются исключительным достояни- ем (собственностью) народа Калмыкии»
|
Карелия
| Ч. 1 ст. 6
| Ресурсы «являются собственностью народа Ре- спублики Карелия и основой ее экономического суверенитета»
|
Башкортостан
| Ст. 10
| Ресурсы являются достоянием (собственностью) народа республики… «Соглашения с федераль- ными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключаются на добровольной основе»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Якутия
| Ст. 5
| Ресурсы, в том числе «воздушное пространство, континентальный шельф… являются собствен- ностью Республики Якутия и неотъемлемым до- стоянием народа Республики Якутия»
|
Тыва
| Ч. 3 ст. 1;
ст. 9;
ч. 1 ст. 14
| «Основой государственного суверенитета явля- ется право Республики Тыва на свою террито- рию, природные богатства…».
«На территории Республики Тыва не допускается частная собственность на землю»;
все ресурсы «и все виды собственности, находя- щиеся на территории Республики Тыва, являют- ся национальным достоянием (собственностью) Республики Тыва»
|
Чечня
| Ст. 1
| «Чечня… обладает верховным правом в отно- шении своей территории и национальных бо- гатств»
|
Положения относительно гражданства республик в со- ставе Российской Федерации
| Бурятия
| Ч. 3 ст. 12
| «Гражданин Республики Бурятия… может иметь гражданство иностранного государства в соот- ветствии с… международными договорами Рос- сийской Федерации и Республики Бурятия»
|
Дагестан
| Ч. 6 и 7 ст. 11
| «Соотечественникам, проживающим за предела- ми Республики Дагестан, предоставляется право приобретения гражданства Республики Дагестан. Приобретение гражданства Республики Дагестан соотечественниками не влечет приобретения ими гражданства Российской Федерации…»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Татарстан
| Ч. 3 ст. 19
| «Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иных государств, условия которого определяются договорами и соглашениями Ре- спублики Татарстан с другими государствами»
|
Адыгея
| Ст. 10
| «Республика Адыгея признает право возвраще- ния на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечествен- ников»
|
Башкортостан
| Ч. 2 ст. 23;
ст. 25
| «Гражданин Республики Башкортостан может иметь также гражданство другого государства в соответствии с законом или международным договором Республики Башкортостан».
«Право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без граждан- ства предоставляется в соответствии с нормами международного права»
|
Тыва
| Ст. 31
| «Гражданин Республики Тыва обладает правом принимать гражданство иностранного государ- ства в соответствии с законом республики… По- рядок приобретения гражданства определяется с учетом демографической ситуации в Республи- ке Тыва и способствует обеспечению устойчиво- го преобладания коренной нации… Этнические тыва, проживающие за рубежом, имеют преиму- щественное право перед другими иностранцами в приобретении гражданства Республики Тыва»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Чечня
|
| Российское гражданство не упоминается
|
Положения относительно разграничения полномочий и предметов ведения Консти- туции субъектов РФ
| Дагестан
| Ст. 66;
п. 13 ст. 91
| «Республика Дагестан является самостоятель- ным участником международных и внешнеэко- номических отношений и связей».
«Государственный Совет… осуществляет поми- лование лиц, осужденных судами Республики Дагестан»
|
Ингушетия
| (п. 5 ст. 54).
| «Президент Республики Ингушетия… формиру- ет и возглавляет Совет безопасности. Республи- ки Ингушетия, принимает меры по обеспечению государственной безопасности».
|
Кабардино-Балкария
| П. «е» ст. 76
| Президент формирует и возглавляет Совет Без- опасности
|
Калмыкия
| П. 6 ст. 28
| Президент Республики Калмыкия «участвует в формировании федеральных органов власти и управления на территории Республики Калмы- кия и согласовывает назначение их руководите- лей в установленном порядке»
|
Коми
| П. 15 ст. 73
| «Государственный Совет Республики Коми… приостанавливает действие на территории Ре- спублики Коми законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ущем- ляющих интересы Республики Коми»
|
Северная Осетия
| П. «щ» ст. 71
| В ведении Парламента республики — «дача со- гласия на дислокацию в Республике Северная Осетия воинских формирований»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Татарстан
| П. 20 ст. 89; пп. 10 и 15
ст. 111
| В ведении Государственного Совета республи- ки — «принятие решений об амнистии лиц, осужденных судами Республики Татарстан».
Президент республики «решает вопросы предо- ставления политического убежища»;
«осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан»
|
Удмуртия
| Ч. 2 ст. 68
| Республикой могут вводиться ограничения пере- мещения товаров и услуг
|
Башкортостан
| П. 23 ст. 88;
пп. 9, 13, 18, 19 ст. 95;
ст. 127
| «К ведению Государственного совета Республики Башкортостан относится… издание актов об ам- нистии».
Президент республики: «опротестовывает и при- останавливает… действие актов государствен- ных органов Российской Федерации на террито- рии Республики Башкортостан»;
«формирует и возглавляет Совет Безопасности»;
«решает вопросы предоставления убежища»;
«осуществляет право помилования граждан, осужденных на основании законов Республики Башкортостан»;
«…приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкор- тостан являются… уголовное, процессуальное и правоисполнительное законодательства»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Мордовия
| П. 2 ст. 70
| «Глава Республики Мордовия… формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Мордовия, принимает меры по обеспечению го- сударственной безопасности Республики Мордо- вия»
|
Якутия
| П. 8 ст. 58–1;
пп. 17, 24, 25 ст. 70
| «К ведению Палаты Представителей относится… принятие решений о приостановлении действия законов Российской Федерации,. противоре- чащих Федеративному Договору, Конституции и законам Республики Якутия, ограничивающих суверенитет Республики Якутия».
Президент республики приостанавливает дей- ствие актов государственных органов РФ;
«…принимает решение о дислокации на тер- ритории Республики Якутия воинских форми- рований, контролирует их перемещение и дея- тельность, определяет порядок образования территориальных воинских формирований»
|
Тыва
| Пп. 7, 10, 11 ст. 63;
пп. 6, 17, 18 ст. 73
| «Верховный Хурал Республики Тыва… контро- лирует денежную эмиссию в Республике Тыва; утверждает назначение на должность военного комиссара Республики Тыва, командиров фор- мирований пограничных, внутренних и других войск, определяет порядок их деятельности на территории республики, принимает решение по вопросам войны и мира».
«Президент Республики Тыва… образует и воз- главляет Совет Безопасности».
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
|
|
| «В случае объявления Верховным Хуралом Ре- спублики Тыва Военного положения… регулиру- ет действия военных формирований, дислоциро- ванных на территории Республики Тыва, входит в Верховный Хурал с предложением по вопросам войны и мира»
|
Чечня
|
| Российская Федерация не упоминается
|
Нормы Конституций респу- блик в составе Российской Федерации, устанавливаю- щие ограничения в этниче- ской сфере
| Бурятия
| Ч. 1 ст. 71;
ст. 60
| Президентом может быть избран только гражда- нин Республики, владеющий бурятским языком.
«Изменение государственно-правового статуса Республики Бурятия осуществляется путем ре- ферендума, при этом решение считается приня- тым, если за него проголосовало более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании»
|
Дагестан
| Ч. 2 ст. 72, 88, 93
| «В Народном Собрании гарантируется предста- вительство всех народов Дагестана».
Государственный Совет республики формирует- ся «с учетом многонационального состава насе- ления Республики Дагестан».
«В состав Государственного Совета не может входить более одного представителя одной и той же национальности».
«Представитель одной и той же национальности не может быть избран Председателем Государ- ственного Совета два срока подряд»
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Ингушетия
| Ст. 50
| Президент должен владеть ингушским языком
|
Кабардино-Балкария
| Ст. 101–1
| «В составе Парламента образуется Комитет по межнациональным отношениям, который формируется депутатами кабардинской, балкар- ской и русской национальностей на паритетной основе; для вынесения вопроса на рассмотрение Комитета необходимо обращение двух третей де- путатов Парламента кабардинской, балкарской либо русской национальности»
|
Калмыкия
| Ч. 2 ст. 18; преамбула
| «Калмыцкий язык является основой националь- ного самосознания калмыцкого народа; его воз- рождение, сохранение и расширение среды упо- требления являются приоритетными задачами органов власти Республики Калмыкия»
|
Коми
| Ст. 3
| «Политика государства направлена на поддер- жание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа в соответствии с междуна- родными нормами, действующими в отношении коренных народов».
Народ Коми признается источником государ- ственности республики
|
Северная Осетия
| Ч. 2 ст. 15;
ч. 1 ст. 81
| «Осетинский язык является основой националь- ного самосознания осетинского народа. Сохра- нение и развитие осетинского языка являются важнейшими задачами органов власти Республи- ки Северная Осетия».
Президент должен владеть осетинским языком
|
Продолжение таблицы 2.2.4
Ценностное положение
| Автономная республика
| Статья Конституции
| Фрагмент текста Конституции
|
| Татарстан
| Ч. 1 ст. 108
| Президент должен владеть татарским языком
|
Удмуртия
| Ч. 1 ст. 1;
ч. 2 ст. 1
| «Удмуртия — государство, исторически утвер- дившееся на основе осуществления удмуртской нацией и народом Удмуртии своего неотъемле- мого права на самоопределение»
|
Адыгея
| Ч. 1 ст. 76
| Президент должен владеть адыгейским языком
|
Башкортостан
| Ч. 1 ст. 92
| Президент должен владеть башкирским языком
|
Марий Эл
| Ч. 2 ст. 76
| Президент должен владеть марийским языком
|
Якутия
| Ч. 1 ст. 42;
55, 66
| «Республика Саха (Якутия) гарантирует сохра- нение и возрождение коренных народов Респу- блики Якутия, а также русских и других старо- жилов».
Председатели палат Государственного Собрания и Президент Республики должны владеть саха языком
|
Тыва
| Ч. 1 ст. 33;
ч. 4 ст. 69;
ч. 3 ст. 31
| «Государственным языком Республики Тыва устанавливается тыва язык».
Президент должен владеть тыва языком.
«Порядок приобретения гражданства… способ- ствует обеспечению устойчивого преобладания коренной нации»
|
Гедонизм. Еще Аристотель проводил разграничение двух возмож- ных ценностных подходов к определению целевых ориентиров жизни человека. Согласно первому подходу человек живет ради получения удовольствий, второму — для предотвращения страданий106.
Какой императив предпочитает для себя каждый конкретный соци- ум? История Россия представляла собой череду государственных по- трясений, оборачивающихся массовыми бедствиями для значительной части населения. Закрепляя данный опыт, вырабатывались специаль- ные превентивные механизмы избегания страданий для большинства народа. Но выбор этого ценностного ориентира предполагал соответ- ствующее самоограничение аксиологии удовольствий. После потрясе- ний Великой Отечественной войны оправданность существования та- кого рода ограничителей не подвергалась сомнению.
Однако со временем появляется круг недовольных, представляю- щих собой, главным образом, часть «золотой» — элитной — молодежи. Возникла иллюзия, что достигнутое благополучие есть некая данность, атрофировалось ощущение потенциальных угроз. Стал формироваться контрсистемный гедонистический культ. Ориентиром выступал искус- ственно сконструированный под влиянием импортного кинематографа набор представлений о сексуально раскрепощенном и материально на- сыщенном в плане ширпотреба Западе. Расширяющиеся туристические поездки за рубеж играли роль своеобразного плотского и материально- го искушения советского человека. Типичной в этом отношении была реакция от первого посещения США в 1989 г. Б.Н. Ельцина, пришед- шего в восторг от широкого ассортимента товаров (сортов колбасы) в американском супермаркете. Обвал СССР снял все препоны в этиче- ской переориентации на этологию жизни как средства получения удо- вольствий.
Правота аристотелевского подхода блестяще подтвердилась в Рос-
сии 1990-х гг. Взрыв гедонизма четко соотносился с синдромом мас- совых социальных страданий. Очарование материальным комфортом западной цивилизации было таково, что оно оказалось сильнее, чем все совокупные ценностные накопления России. Характерны в этом отношении лозунги, скандируемые во время двухсоттысячной манифе- стации в поддержку перестройки 4 февраля 1990 г. в Москве: «“Макдо- нальдс”, накорми нас!» и «“Кока-кола”, ура!»107. В день открытия первой американской закусочной на Пушкинской площади ее посетило 30 тыс.
106 Аристотель. Никомахова этика. М., 2002; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.
107 Век XX и мир. М., 1990. № 4. С. 8; Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М., 2004. С. 397.
москвичей, что составляло абсолютный рекорд посещаемости за всю историю кампании.
На произошедшие ценностные трансформации указывает дина- мика изменений в структуре промышленного производства. Значение индикаторов в выборе между стратагемами жизни могут иметь пока- затели выпуска тракторов (ориентация на общественный продоволь- ственный сектор) и легковых автомобилей (ориентация на обеспечение личной комфортности) (рис. 2.2.11)108.
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
2000
2001 2002 2003 2004 2005 2006
2007
год
Рис. 2.2.11. Сравнительная динамика производства тракторов и легковых автомобилей в постсоветский период
Ревизия прошлого, отрицание исторической преемственности. Хронологически демонтаж государства начался с историографической кампании. Ее начало было приурочено к семидесятилетней годовщи- не Октябрьской революции. На волне гласности популярные журналы в авангарде с возглавляемым В. Коротичем «Огоньком» повели мето- дичное освещение «белых пятен истории». Проявляемая при этом тен- денциозность подачи материала неизменно оборачивалась превраще- нием «белых пятен прошлого» в «черные».