Латентная религиозная инверсия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латентная религиозная инверсия



Одной из традиционных несиловых скреп государства выступает религия. Религиозные базовые основания исторически обнаружива- ются фактически у каждого из современных государств. У одних, как, например, у несекулярного Израиля, эта связь имеет более очевидные, имплементированные в управленческую практику формы. У других же, как в Соединенных Штатах, она не столь очевидна. Но разве возмож- но адекватно понять смысловые основания американского государства без легендарных сюжетов протестантского переселения. Для России конфессионально в качестве государствообразующей силы, безуслов- но, выступало православие.

Современная Россия, казалось бы, в значительно большей степени религиозно ориентирована, чем советская. Средства массовой инфор- мации уже не единожды пропели гимн российскому религиозному воз- рождению. Однако анализ происходящих в мировоззренческой сфере трендов позволяет утверждать, что собственно вера подверглась значи- тельной эрозии.

Санкционированный в 1988 г. властями поворот в сторону толе- рантного отношения к религии использовался в специфических усло- виях перестроечной деструкции как фактор государственной дезин- теграции. Наносился очередной удар по интеграционному потенциалу коммунистической идеологии. Религиозная идентичность выдвигалась в качестве альтернативы советскому единству. Религия, как одна из традиционных государственных скреп, будучи выведена за рамки ин- тегрального советского системообразования, парадоксальным образом была использована в качестве одного из детонаторов обвала СССР.

Не случайно особо активная поддержка Запада в спектре советско- го инакомыслия оказывалась направлению церковного диссидентства. В состав правозащитного движения была включена деятельность Хри- стианского комитета защиты прав верующих в СССР. Впрочем, соз-

 

159 Там же. С. 339, 341.


дать из православной паствы сколько бы то ни было широкую фронду не удалось. Сказывалась, очевидно, парадигма государственнической ориентации РПЦ. Операция, успешно реализованная применительно к баптистам или пятидесятникам, дала сбой применительно к право- славным. «Но, — констатировала данную неудачу участница право- защитного движения 1970-х гг., историк-эмигрант Л.М. Алексеева, — среди православной интеллигенции всегда было распространено и усилилось в 80-е годы ироническое, брезгливо — подозрительное от- ношение к правозащитной деятельности, как и к “советскому героиз- му”, “житейской ярмарке” и даже как к “сатаническому добру”»160.

Не являясь по самой своей природе оппозиционной государству силой, Церковь была использована в большой геополитической игре вопреки ее же собственным интересам. Но участь «мавра», сделавшего свое дело, общеизвестна. Номинированное религиозное возрождение России оказалось в известной мере симулякром. Согласно социоло- гическим опросам, проводимым Фондом общественного мнения, не менее 26% россиян идентифицируют себя как неверующие. Это не со- мневающиеся, а именно те, для кого отрицание существования Бога со- ставляет мировоззренческую аксиому. В столице удельный вес атеистов достигает 43%. Таким образом, уровень религиозности в современной России оказывается даже ниже, чем в атеистическом СССР образца 1937 г. (рис. 2.5.13)161.


 

%

76,7

80


 

Верующие


 

Неверующие 69


60

 

40

 

20

0

1937


 

 

23,3


 

31

 

 

2008


 

год


Рис. 2.5.13. Уровень религиозности российского населения

 

 

Особо значительно по своему деструктивному потенциалу рас- пространение феномена безверия среди русского населения. Такое го- сударство, в котором государствообразующий народ в широких слоях лишен религиозной веры при том, что национальные окраины демон-

 

160 Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1992. С. 189.

161 http://bd.fom.ru/cat/


стрируют сравнительно высокий уровень религиозности, обречено на распад. Дихотомия безрелигиозный центррелигиозные окраины со- провождала дезинтеграцию многих мировых цивилизаций. При том, что народы православного культурного ареала в целом составляют– 86%, отождествляют себя с православием только 59% россиян162. А как выглядит Россия по критерию религиозности на мировом фоне? Среди стран, относящихся к одному христианскому культурному типу обна- руживается, что Российская Федерация является одним из наименее религиозных государств (рис. 2.5.14).


 

Румыния Греция Италия Ирландия Хорватия Португалия

Польша

США

Норвегия Швейцария Словения Финляндия

Канада Бельгия Великобритания

Венгрия Новая Зеландия

Франция Австралия Германия Россия Нидерланды

Чехия


 

0,1

1

3

3,5

5,2

6

8,6

10

10,5

11,1

13

13,5

16,2

21,5

22,7

23,6

26

27

28

28,3

31


 

 

51

59 %


0    10   20   30   40   50   60   70

 

Рис. 2.5.14. Удельный вес неверующих и религиозно неопределившихся по странам мира

 

В большинстве других христианских стран Запада удельный вес неверующих вместе со скептиками не составляет и четверти всего на- селения. Только Россия, Нидерланды и Чехия превышают указанное значение163.

 

162 http://bd.fom.ru/cat/

163 Мировой альманах фактов. 2008. М., 2008. С. 397–486.


Что представляют собой российские верующие? Выяснение спец- ифики осмысления ими религии заставляет поставить факт их кон- фессиональной принадлежности под большое сомнение. Традиционно одной из актуальнейших угроз православному мирц считалось рас- пространение католического прозелитизма. Дело здесь заключалось не только в ортодоксальном неприятии всего чужеродного. Живая народ- ная память хранила исторические прецеденты латинской экспансии. Не единожды православное государство ввиду прямой агрессии адеп- тов католицизма находилось в шаге от гибели. Наиболее яркие эпизоды в этом ряду — Константинополь 1204 г. и Москва 1612 г. Отношение к католикам в царской России было даже хуже (причем, в значительной степени), чем к представителям нехристианских конфессий164.

Однако у новой православной паствы ощущение идущей от католи- ческого прозелитизма угрозы оказалось атрофировано. Индикатором данной метаморфозы могут служить результаты опросов обществен- ного мнения в отношении перспектив визита Папы римского в Россию (рис. 2.5.15).

Но, может быть, личность римского понтифика перечеркнула на уровне массового сознания вызов латинского прозелитизма? Вопрос, адресованный российскому обществу, об отношении к католикам в целом позволяет констатировать, что речь идет именно об атрофиро- вании у россиян ощущения угрозы иноконфессиональной экспансии (рис. 2.5.16).

 

164 Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876; Митрофан Зноско- Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. М., 1992; Папство и его борьба с православием/ сост. С. Носов. Б.м., б.г.; Цветаев Д.В. Из истории иностранных вероисповеданий в России в ХVI и ХVII вв. М., 1886; Бунин П. Лжедми- трий. М., 1912; Успенский Ф.И. Сношения Рима с Москвой. СПб., 1884; Лихачев Н.П. Дело о приезде в Москву Антонио Пассевина. СПб., 1903; Модестов В.А. Истрия падения иезуитов в ХVIII столетии. СПб., 1855; Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени: т 1. СПб., 1868; Губер Ж. Иезуиты, их история, учения, организация и практическая деятельность в сфере обще- ственой жизни, политики, религии. СПб., 1898; Самарин Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. М., 1870; Цветаев Д.В. История сооружения первого костела в Москве. М., 1885; Макарий. История Русской церкви. В 12 т. СПб., 1857–1883; Быков А.А. И. Лойола: его жизнь и общественая деятельность. СПб., 1890; Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю чеоечества. М., 1905; Бунин П. Лжедмитрий, М., 1912; Бемер Г. Иезуиты, М., 1913; Мацкевич В.А. Россия и папство во второй половине ХVI в.: дис. … канд.ист. наук. Минск, 1969; Мараш Я.Н. Очерки истории экспансии католической церкви в Белорус- сии (1569–1795 гг.): дис. … д-ра ист. наук. Минск, 1971; Годовикова Л.Н. Исторические сочинения А. Поссевино о России ХVI в.: дис. … канд. ист. наук. М.: МГУ, 1970; Язько- ва В.А. Поссевино и его московская миссия (по материалам рукописных фондв Вати- канской библиотеки) // Россия и Италия. Вып. 2. М., 1996. С. 50–58; Россия и папский престол // Русские и Флорентийский собор: кн. 1. М., 1912.


Положительно                                                                    48

Безразлично                                                          41

Отрицательно      6


 

Затрудняюсь

ответить

0


 

5                                                                        %

10       20      30      40      50      60


Рис. 2.5.15. Ответ на вопрос об отношении россиян к визиту Папы римского в Россию

 

Положительно                                        31

Безразлично                                                                         54

Отрицательно       8

Затрудняюсь      7

ответить                                                                                %

0      10      20     30     40     50     60

Рис. 2.5.16. Ответ на вопрос об отношении россиян к католикам

 

Безразличие большинства респондентов вполне соотносится с се- кулярной парадигмой современного общества, а вот положительную оценку католиков почти третьей частью от всех опрошенных иначе, как результатом соответствующей пропагандистской обработки, трудно объяснить165.

Подавляющее большинство номинированных верующих в России имеет в действительности к религии весьма отдаленное отношение. Чаще всего под верой ими понимается индивидуальное религиозно- суррогатное мировидение, не относимое ни к одной из известных кон- фессиональных практик. В этом позволяют убедиться социологические опросы на предмет выявления степени воцерковленности россиян. Из выборки были исключены лица, «исповедующие нехристианские рели- гии». Полученные результаты обескураживают (рис. 2.5.17).

 

 


Реже одного раза в год

 

Никогда не был

 

Один-два раза в год

 

Реже, чем один раз в месяц

Раз в месяц

и чаще


20                         Реже одного                     66

34             раза в год                      69

15
20                     Никогда не был   14

9

26                      Один-два   11

19                              раза в год 7

23                 Реже, чем один 5

15                                раз в месяц 3

10                                      Раз в месяц 1

7                                                  и чаще 1


Затрудняюсь ответить, не помню

Исповедуют нехристианские


2 Считающие себя

3 православными

Все население

8                           %


Затрудняюсь 3 ответить,

не помню 4

Исповедуют нехристианские       8


 

Считающие себя православными

Все население

%


религии 0    10   20   30   40

а) ответ на вопрос о частоте посещения россиянами храмов


религии

0 20 40 60 80

 

б) ответ на вопрос о частоте осуществления россиянами обряда причастия



Практически не соблюдают

постов

4
Великий пост 7

Великий пост и некоторые 3 другие главные посты 2

 

Все главные  2

посты  2

Главные посты, 2 среду и пятницу  1

Затрудняюсь  2

ответить  2

Исповедуют нехристианские  8

религии


 

84

81

 

Считающие себя православными

Все население

%


0 20 40 60 80 100

в) ответ на вопрос о соблюдении россиянами церковных постов

Рис. 2.5.17. Ответы россиян на вопрос о соблюдении культовых требований православной конфессии

 

Крайне незначительное число россиян регулярно посещает храмы (7%), осуществляет обряд причастия (1%), соблюдает все главные церков- ные посты (2%), молится церковными молитвами (5%), читает Евангелие и другие библейские тексты (2%). Таким образом, 59% самоидентифици-


ровавшихся православных не более чем фикция. Подлинная численность православной паствы в России не превышает 7% населения166.

Положение церкви в этом отношении хуже, чем было при советской власти. За внешней массовостью и официальным респектом право- славие, как традиционная религия России, оказалось едва ли не уни- чтожено. Нельзя же считать православным христианином человека, не имеющего даже представления о христианской молитве. Характерно, что в США верующими считаются люди, регулярно читающие Священ- ное Писание (ежедневно — 20% американцев, не реже одного раза в не- делю — 30%), посещающих церковь с еженедельной интенсивностью и регулярно участвующие в таинстве причастия (в тех религиозных на- правлениях, где оно существует)167.

 

Экспансия оккультизма

Мировоззренческое состояние современного российского социума вызывает невольные ассоциации с Римской империей периода упадка168. На фоне надлома традиционной системы миропонимания распростра- няются деструктивные по своей сути оккультные практики. Эксплуати- руя имманентные для психики человека религиозные чувства, широкую общественную трибуну получают различного рода шарлатаны. Пере- дачам по экстрасенсорике регулярно отводится место в часовой сетке центрального телевещания. Природа и характер экстрасенсорного воз- действия на человека науке на сегодня до конца неизвестны. Церковь категорически отвергает такие опыты как сатаническую практику. Од- нако руководство телевизионных каналов при странном попуститель- стве государственной власти считает возможным проведение массовых экспериментов над сознанием и психическим здоровьем россиян169.

Неооккультизм разрушает традиционную религиозность. Неоок- культное мировидение выступает прямым конкурентом мировидению религиозному. Достаточно сказать, что в России удельный вес лиц, ве- рящих во внеземные цивилизации, выше, чем верящих в бессмертие души. Причем даже среди тех, кто идентифицирует себя в качестве православных христиан, базового для христианской религии тезиса о загробной жизни многие не разделяют (рис. 2.5.18)170.

 

166 http://bd.fom.ru/cat/

167 Поспеловский Д. По поводу статьи священника В. Вигилянского // Новый мир. 2001.

№ 9.

168 Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954; Свенцицкая И.С. Раннее христи- анство: страницы истории. М., 1988.

169 Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998.


 


 

 

Верю в существование жизни после смерти


40

 

38

22                 Затрудняюсь ответить Да

Нет


 

48

Верю в существование

внеземных цивилизаций                  31

21

%

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 2.5.18. Ответ на вопрос о вере в существование внеземных цивилизаций и жизни после смерти (среди жителей Москвы)

 

Отрицает феноменологическую реальность оккультизма лишь треть россиян. Подавляющее большинство оказалось в той или иной степени вовлечено в оккультную атмосферу. На место советского ате- изма пришла, таким образом, не религия, а именно оккультизм. Имея в виду содействие в его информационном раскручивании, уместно го- ворить об операционном характере внедрения нового мировидения. Судя по опросам населения, иерархия популярности неооккультных концептов выстраивается в современной России следующим образом.

1. Наведение «порчи», «сглаза» (колдовство).

2. Сбывающиеся приметы.

3. Предсказания по линиям рук (хиромантия).

4. Предсказания по расположению звезд и планет (астрология).

5. Диагностика и лечение болезней биополем (экстрасенсорика).

6. Проявление потусторонних сил, приведения, домовые.

7. Деятельность инопланетян на земле (дуология).

8. Передача мыслей на расстоянии (телепатия).

9. Общение с душами умерших (спиритизм).

10. Перемещение предметов усилием мысли (телекинез).

11. Самопроизвольное движение неодушевленных предметов (пол- тергейст).

12. Полеты человека без всяких приспособлений (левитация).

Но дело не ограничивается одной лишь гипотетической констата- цией вероятности паранормальных явлений. Почти четверть россиян была непосредственно вовлечена в оккультные практики. В посещении магов, колдунов, экстрасенсов призналось 23% опрошенных респон-


дентов. Это больше, чем число россиян, принимающих участие в цер- ковных таинствах171.

Организационно православие проигрывает своим идейным оп- понентам. На сегодня в стране зарегистрировано около 300 тыс. раз- личного рода магов, целителей, экстрасенсов. По данным сектоведа А.Л. Дворкина их фактическая численность достигает 500 тыс. человек. Идейно противостоит этой армии оккультистов 15 тыс. православ- ных священнослужителей. «Такое количество фактически языческих магов, — пишет видный исследователь истории церкви Д. Поспелов- ский, — в условиях рыночной экономики означает, что спрос на них превышает спрос на православное духовенство в 30 раз!»172.

В советское время из всех действовавших на территории России религиозных организаций 62,7% входили в состав РПЦ. Новое религи- озное движение было представлено объединениями кришнаитов, ба- хаистов и мормонов, составляя менее 0,2%173. В 2007 г. ситуация была уже принципиально иной. Объединения в структуре РПЦ составляли уже 54,3%. Численность же организаций, представляющих новые ре- лигиозные движения, возросла до 3,5% (увеличилась за годы реформ в 17,5 раз). Это больше количества буддистских (0,9%) или иудейских объединений (1,3%), связанных с религиями, традиционными для Рос- сии. Таким образом, ответ на вопрос о том, кто выиграл в результате произошедших трансформаций, представляется очевидным. Это не Русская Православная Церковь174.

 

По данным на 2003 г. в России за постсоветский период ее истории получило распространение до 500 новых религиозных движений, охваты- вающих 800 тыс. адептов. Миссионерский отдел московского патриархата приводит иную статистику: 700 конфессий и до 5 млн человек активных приверженцев. Без соответствующего покровительства представителей власти столь стремительное распространение неооккультизма и сектант- ства в России было бы невозможно. Действовавшие в РФ крайне мягкие правила регистрации религиозных организаций привели к юридической легитимизации значительного числа тоталитарных сект, запрещенных в других странах мира. До внесения в 1997 г. соответствующих законода- тельных изменений большинство такого рода организаций имели тамо- женные льготы и освобождались от уплаты налогов. «Сектозащитную» направленность в РФ имеет деятельность таких общественных объедине- ний, как Международная ассоциация религиозной свободы и Междуна-

171 http://bd.fom.ru/cat/

172 Поспеловский Д. По поводу статьи священника Д. Вигилянского // Новый мир. 2001.

№ 9.

173 Мухин А. Религиозные конфессии и секты. М., 2005. С. 8.

174 Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. М., 2008. С. 65–68.


родная гражданская комиссия по правам человека (последняя была учреж- дена при прямом непосредственном участии церкви сайентологии)175.

Фактически зеленый свет неооккультному импорту в Россию был дан принятыми в 1990 г. в СССР законами «О свободе совести и ре- лигиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий». Только в 1997 г. эта экспансия, ввиду признания «опасных последствий воз- действия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России», была частично ограничена посредством при- нятия ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Интересант религиозного размывания России не замедлил обнару- житься. В качестве ответной реакции Сенат США принимает решение о сокращении финансовой помощи Российской Федерации на 200 млн долларов. Б.Н. Ельцин под предлогом противоречия думского законо- проекта конституции наложил первоначально на него вето. Но все-таки в дальнейшем смягченный вариант вопреки оказываемому внешнему и внутреннему либеральному давлению был им подписан176.

Проигрывает РПЦ в конкурентной борьбе со своими идейными оп- понентами за подрастающее поколение (рис. 2.5.19).

 

Ислам                                                                     74

52

РПЦ


Другие религиозные организации России


45             число

учреждений


0  10 20 30 40 50 60 70 80

 

Рис. 2.5.19. Численность духовных образовательных учреждений России

 

 

Число духовных образовательных учреждений у российских му- сульман почти в полтора раза больше, чем у православных. Почти столько же, сколько РПЦ, имеют их другие религиозные организации России177. При относительной пропагандистской пассивности Москов- ской патриархии организации, представляющие новое религиозное движение, активно используют в качестве плацдарма для распростра-

175 Мухин А. Религиозные конфессии и секты. М., 2005. С. 9–14.

176 Там же. С. 17–19.

177 Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. М., 2008. С. 65–68.


нения своих учений образовательные учреждения среднего и высшего звена. Непосредственно практику сотрудничества с вузами и школами России имеют сайентологи, муниты, кришнаиты, последователи секты

«Анастасия» и др. Но кто-то ведь на уровне руководства российским образованием открыл перед ними ворота, проявил заинтересованность в распространении сектантского влияния на учащихся!

Проведенный анализ позволяет утверждать, что за реляциями о религиозном возрождении России религия, как скрепа российского государства, подверглась за последние два десятилетия существенной эрозии. Прослеживается проектная составляющая деструктивных про- цессов в данной сфере. Основная реализуемая стратагема заключается в размывании ядра традиционной для России религиозности, уравни- вании традиционных религий с неоспиритуалистским суррогатом, под- меной их последним. Нарушение оптимума плюрализации в религи- озной жизни обернулось подрывом одного из важнейших несиловых оснований государства.

 

Падение авторитета науки

Несмотря на видимую очевидность связи науки с успешностью го- сударства, ни у власти, ни у общества понимания ее значения не име- ется (рис. 2.5.20).

 

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Россия (1995)  Россия (2006)         США

Рис. 2.5.20. Престижность профессии ученого. Распределение ответов на вопрос: «Хотели ли бы Вы видеть своего сына (дочь) ученым?»

 

Показательны результаты проведенных Фондом общественного мнения социологических опросов. Респондентам предлагалось отве- тить на вопрос: «Хотели ли бы Вы видеть своего сына (дочь) ученым?» Большинство полученных в опросе 2006 г. ответов отрицательны. При этом еще в середине девяностых годов соотношение было совершенно


иным. Для сравнения, в США удельный вес респондентов, желающих, чтобы их дети стали учеными, составляет 80%. Против российских 36% — это принципиально иная ценностная ситуация178. Показателен индекс доверия/недоверия к науке (рис. 2.5.21).


 

60 %

 

50 47

 

40

34

30     26                 29

24

20

13

10

2  1              3 1

0


 

56

Безусловно, больше пользы

Скорее больше пользы Одинаково и пользы, и вреда

Скорее больше вреда Безусловно, больше вреда

28

 

 

10

 

3   3


Россия (1995)  Россия (2006) США

 

Рис. 2.5.21. Индекс недоверия к науке. Распределение ответов на вопрос:

«От науки больше вреда/пользы?»

 

Такое индексирование проводится по различным странам. Россия имеет в нем свою специфику распределения ответов респондентов. С одной стороны, не так много, в сравнении со странами Запада, у нас тех, кто считает, что наука приносит вред. Но значительно меньше по отношению к мировому уровню и тех, кто полагает, что наука — это однозначная польза. В целом в обществе доминирует отношение к на- уке, как к бесполезному делу, не относящемуся к практической выгоде. Очевидно такое восприятие науки характерно и для власти179.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.145 с.)