Конвертируемость национальной идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвертируемость национальной идеи



Одним из потенциалов национальной идеи является масштаб ее экспорта. Даже будучи сугубо интравертной она все равно оборачива- ется различными формами внешней трансляции. Присущие ей моби- лизационные функции ориентируют на занятие активной диалогичной позиции во взаимоотношениях с внешним миром. Соответственно, системно проработанная национальная идея должна иметь не только внутригосударственное, но и иногосударственное значение. Позицио- нирование России как мировой державы подразумевает выработку та- кого идеологического концепта, который не ограничивается буферной зоной, а имеет планетарную конвертируемость.

13 Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789–1793. М., 1979; Олар А. По- литическая история Французской революции. М., 1938; Манфред А. Великая француз- ская революция М., 1983; Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

14 Рубинский Ю.И. Указ. соч. С. 16.


Характерен в этом отношении опыт революции во Франции. Апел- ляция к французской нации сочеталась со всеевропейской ценностной экспансией идеалов общества нового типа15. Одной из революционных мер стало, в частности, предоставление гражданства Франции значи- тельной группе революционеров других стран. Впоследствии эту прак- тику взял на вооружение СССР, ставший в первые десятилетия своего существования местом прибежища многочисленных представителей левой оппозиции.

Франция по сей день остается страной, занимающей первое место в мире по числу предоставлений убежища для иностранцев. А Рос- сия — кому она сегодня может стать прибежищем? Собственная идео- логическая неопределенность не позволяет ей стать ориентиром сколь бы то ни было значимой в мире политической силы. Зато по числу лиц своих граждан, попросивших убежища в других странах, Российская Федерация занимает первую строчку в мировой иерархии (рис. 3.1.2, 3.1.3)16.

 

70

60

50

40

30

20

10

0

 

 

Рис. 3.1.2. Число запросов об убежище в стране

 

 

15 Международно-правовая идеология французской революции: Идея суверенитета и самоопределения наций у жирондистов и якобинцев // Советское право. 1929. № 3; Батыр К.И. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Советское государство и право. 1980. № 2.

16 Мир в цифрах — 2007. М., 2007. С. 10; Мировой альманах фактов. 2008. М. 2008. С. 551.


35

30

25

20

15

10

5

0

 

 

Рис. 3.1.3. Число запросов об убежище граждан в других странах

 

 

Россия все более утрачивает ореол привлекательности для ино- странных беженцев. По существу, ее ареал исчерпывается бывшими республиками СССР. Доля вынужденных переселенцев и беженцев из стран дальнего зарубежья вообще не превышает в последние годы че- тырех десятков человек. Чем СССР первых десятилетий советской вла- сти был более привлекателен, чем современная Россия? Очевидно — не уровнем материального благополучия. Причина заключалась в привле- кательности номинируемых ценностей в первом случае, и в отсутствии их четкой формулировки — во втором (рис. 3.1.4, 3.1.5)17.

 

300

 

250

 

200

 


150

 

100

 

50

 

0

1994


 

1996      1998      2000     2002      2004


 

2006


 

 

год


 

Рис. 3.1.4. Динамика численности вынужденных переселенцев и беженцев в РФ

 

17 Мировой альманах фактов. 2008. М. 2008. С. 551.


250

 

200

 

150

 


100

 

50

 

0

1994


 

 

1996    1998    2000    2002    2004


 

 

2006


 

год


Рис. 3.1.5. Динамика численности вынужденных переселенцев и беженцев в РФ из стран дальнего зарубежья

 

Опыт голлизма

Национальные ценностные ориентиры находятся, как правило, в конфликте с ценностями иносистемного происхождения. Аксиология в этом отношении всегда конфликтогенна. Национальная идея никогда не охватывала обществ целиком. У нее в различные исторические эпохи непременно обнаруживались скрытые или явные противники. Пример успешной организованной борьбы с ними за утверждение националь- ных ценностных ориентиров представляет голлизм. Его генезис связан с противостоянием движениям, аксиологически ориентированным на иностранные государства.

Голлисты предельно точно разоблачали «ценностную шизофре- нию» своих политических оппонентов, указывали на противоречие претензий на выражение национальных интересов с приверженностью ценностям зарубежных аксиологических моделей. Так, вишисты соче- тали в своей идеологии проповедь крайнего национализма правокато- лического толка с политическим коллаборационизмом в  отношении

«родового врага» —Германии. Характерна в этой связи реакция вождя

«Аксюн франкез» Шарля Морраса на поражение Франции в 1940 г., оце- нившего случившееся как «божественный сюрприз».

Французские коммунисты однозначно ориентировались на ге- неральный курс СССР. Использование при этом национально- патриотической риторики ставило ФКП в двусмысленное положение. Такая двойственность позволила лидеру французских социалистов Леону Блюму охарактеризовать ее как «иностранную националистиче- скую партию».

Третий вектор ценностной ориентированности в спектре француз- ских политических сил представляли США. Принятие плана Маршал-


ла выражалось в виде своеобразного торга — национальные ценности в обмен на экономическую помощь. Характерно, что в ответ на обвине- ния в пособничестве Москве французские коммунисты использовали в отношении либерально-демократического крыла политических сил маркер «американской партии во Франции».

На этом фоне программно выверенная апелляция Ш. де Голля к на- циональной идентичности французов, как условию сохранения суве- ренного государства и самобытной культуры, стала выигрышной по- зицией. «Франция, — пояснял он свой ценностный выбор в «Мемуарах надежды»», — пришла из глубины веков… Ее география, гений состав- ляющих ее народов, окружающие ее соседи придают ей постоянный характер, передаваемый из поколения в поколение… Государство, от- вечающее за Францию, призвано быть хранителем одновременно ее вче- рашнего наследия, ее сегодняшних интересов и ее надежд на будущее»18. Голлистская формула вполне может быть взята в качестве ценностной формулы национальной идеи и для России. Есть у нас и «иностранные партии». Точность в их идеологической идентификации и внешней адресации также составляет один из уроков голлизма19.

 

Национальная идея США

Американская мечта

Американцы от использования понятия «национальная идея», как правило, воздерживаются. Утверждается, что в США в противовес то- талитарным странам нет государственной идеологии. Однако по сви- детельству многих исследователей образа жизни американцев, начиная с А. де Токвиля, более идеологизированное общество, чем то, которое сложилось в Соединенных Штатах, трудно отыскать. Роль идеологии в США выполняет такой эквивалентный понятийный конструкт, как

«американская мечта». Он выступает собором высших ценностей аме- риканского государства.

Во многом именно эта «мечта» создала Америку, не только как глав- ный геополитический центр современного мира, но и как законодателя ценностей. «Американская мечта, — писал создатель нового полити- ческого словаря, видный журналист и спичрайтер Р. Никсона Уильям Сэфайр, — идеал свободы или возможностей, который был сформули- рован “отцами-основателями”, — духовная мать нации. Если американ-

 

 

18 Голль Ш. Мемуары надежды. М., 2007. С. 7.

19 Рубинский Ю.И. Национальная идея в политической культуре Франции // Нацио- нальная идея: история, идеология, миф/ отв. ред. Г.Ю. Семигин. М., 2004. С. 25–28.


ская система — это скелет американской политики, то американская мечта — ее душа»20.

Итак, триада национальных интересов США выстраивается в сле- дующей последовательности: «американская мечта» — «американская система» — «американская политика». Американцы прекрасно пони- мают, что без идеологии не может быть системности государственного управления, а без системности, соответственно, эффективной полити- ки. Подобного понимания в современной России пока что нет.

«Американская мечта» не исчерпывается подобно «русской идее» сферой гуманитарного дискурса. К ней как к высшему критерию успеш- ности апеллировали начиная с Ф.Д. Рузвельта почти все вступающие в свои полномочия президенты Соединенных Штатов. В своей знаме- нитой речи «Есть у меня мечта…» Мартин Лютер Кинг подчеркивал, что выводит свои надежды на преодоление расовой дискриминации из той же «американской мечты»21.

Итак, наличие национальной мечты не стало основанием для на- вешивания на США ярлыка тоталитаризма. Почему нельзя вести речь о столь же ценностно значимой «русской мечте»?

Американский мессианизм

Национальная идея государства, претендующего на заметную роль в мире, должна обладать мессианским пафосом. В этом смысле она экс- травертна. Ее адресатом являются не только собственные граждане, но и народы зарубежных стран. Несмотря на эту универсальную особен- ность, «русское мессианство» традиционно преподносится как нечто цивилизационно аномальное, аналог экспансионизма и империали- стичности. Между тем, существует не только «русский», но и «американ- ский» мессианизм — Pax Americana. Никаких негативных ассоциаций он у ревнителей международного права не вызывает. Напротив, речь идет о благородной миссии американской демократии как ценностно- значимой для всего человечества. Мессианизм «Нового Света» это не только эсхатологические чаяния переселенцев-конгрегационалистов с «Мэйфлауэр». Традиция мессианской рефлексии сохраняется в США и в настоящее время. Рональд Рейган высказывался в 1982 г. впол- не в духе конгрегационалистских миссионеров: «Я всегда считал, что эта благословенная земля была необыкновенным образом отделена от других, что божий промысел поместил этот великий континент между

 

 

20 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице»// Нац. идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 41.

21 Кинг М.Л. Есть у меня мечта. М., 1970. С. 4.


океанами для того, чтобы его обнаружили люди со всех концов земли, наделенные особой любовью к вере и свободе»22.

Американская эсхатология

Большим заблуждением является рассмотрение феномена США че- рез призму идеи утверждения модели секулярного общества. Безуслов- но, Соединенные Штаты не являются иерократическим государством. Однако отсутствие иерократии — это еще не секуляризм. Генезис США определялся особым эсхатологическим проектом, уходящим своим корнями в протестантизм и модернизированную просветительскую теологию.

Американская эсхатология — это не просто популярный в богемных кругах концепт. Речь идет о государственной идеологии. Характерно в этом отношении присутствие эсхатологических мотивов (причем, не в светском, а в сугубо теологическом значении) в публичных выступле- ниях президентов США. Еще в канун революции Дж. Адамс, будущий второй североамериканский президент, выступал со следующим, много объясняющим в воззрениях отцов-основателей, признанием: «Я всег- да с благоговением рассматриваю образование Америки как открытие поля деятельности и замысла Провидения для просвещения невеже- ственных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на земле»23. Ровно та же мысль Р. Рейгана, цитированная выше.

Организованная в рамках западной советологии кампания критики коммунистического мессианства выглядит на фоне вышеприведенных цитат как политическое лицемерие. Государственная идеология США была не менее мессиански ориентирована, чем марксистско-ленинское учение в СССР24.

 

Патетика публичных выступлений президента, понятно, была огра- ничена традицией официального протокола. При обращении же к оцен- кам миссии США ведущими духовными авторитетами американской нации контуры эсхатологического проекта становятся еще более оче- видными. Идея богоизбранности американцев и земли Соединенных Штатов является одним из ведущих мотивов церковного проповедни- чества. В этом смысле на американские Церкви, при всем различии их учений, негласно возложены государственные задачи. Священнослу- житель в США де-факто идеологический работник государства.

22 Лапицкий М.И. «Американская мечта». От «плавильного котла» к «салатнице»// Нац. идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 48.

23 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 30.

24 Легойда В.Р. Религиозность в безрелигиозную эпоху. Христианская эсхатология и подмена ее поисками новой универсальной «гражданской религии» (на примере совр. политического и общественного устройства США) // Альфа и Омега. М., 2000. № 1–4.


Традиции проповеднического обоснования американского мессиа- низма были заложены в XVIII в. знаменитым кальвинистским богос- ловом Джонатаном Эдвардсом. С его именем было связано движение

«Великого пробуждения», непосредственно подготовившее в религи- озном плане институционализацию американского государства. Воз- никло направление «новосветников», увязывавших реализацию бо- жественных замыслов с особой историко-эсхатологической миссией Америки. В проповеднических целях ими был учрежден ряд светских учебных заведений, таких как Принстонский университет и Дартмут- ский колледж, ставших впоследствии брендом американского высшего образования25.

Сам Дж. Эдвардс говорил о переходе статуса «богоизбранного на- рода» от евреев к американцам. «Новая Англия» провозглашалась им тем местом, где согласно Апокалипсису «Господь сотворит новое небо и новую землю». Американские колонисты идентифицировались про- поведником как особое «воинство Иисуса»26.

Современник Дж. Эдвардса ректор Гарвардского университе- та И. Мэзер также считал очевидным, что «Иисус Христос особенно расположен к этому месту и к этому народу»27. В качестве аксиомы с XVIII столетия американцам через церковь внушается представление о том, что длительное сокрытие Богом Америки объясняется уготов- ленной ей миссией стать новым ковчегом спасения28.

Тезис о богоизбранности США утверждался не только в церковном проповедничестве. Ту же задачу решала, в частности, американская литература. «Божья благодать в отношении Новой Англии, — писала, к примеру, автор романа «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, — это предвещание славного будущего Соединенных Штатов… призван- ных нести свет свободы и религии по всей земле и вплоть до великого судного дня, когда кончится война и весь мир, освобожденный от гнета зла, найдет радость в свете Господа»29. Еще более пафосно высказывал- ся о миссии США поэт и публицист Герман Мелвилл: «Мы, американ- цы — особые, избранные люди, мы — Израиль нашего времени; мы не- сем ковчег свобод миру… Бог предупредил, а человечество ожидает, что мы свершим нечто великое; и это великое мы ощущаем в своих душах. Остальные нации должны вскоре оказаться позади нас… Мы достаточ-

 

25 Gaustad T.S. he Great Amakening in New England. N.Y., 1957.

26 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 29.

27 Там же.

28 Гаджиев К.С. США: протестантизм — религия американского образа жизни // Очер- ки истории западного протестантизма. М., 1995.

29 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 30–31.


но долго скептически относились к себе и сомневались, действительно ли пришел политический мессия. Но он пришел в нас»30.

От констатации богоизбранности США лежит прямой путь к леги- тимизации американского глобального экспансионизма. Уже к концу XIX в. концепт планетарной экспансии приобрел четкое идеологическое выражение. Первым, кто без обиняков провозгласил целью США уста- новление мирового господства, был протестантский священник Джо- шуа Стронг31. Характерно, что американизм соединялся им с апологией англосаксонской расы, которая восприняла прежние мессианские за- дачи, стоящие перед евреями, греками и римлянами. «Ныне, — провоз- глашал Дж. Стронг, — впервые в истории человечества эти три великие линии развития проходят сквозь пальцы одной преобладающей расы для того, чтобы образовать, переплетясь между собой, единую наивыс- шую цивилизацию новой эры, совершенство которой будет означать, что это и есть вполне царство божие… Все объединятся в единой ан- глосаксонской расе, показывая, что эта раса в исключительной степени соответствует намеченному и потому избрана богом для подготовки полного торжества его царства на земле»32. Модель нового мирового порядка Дж. Стронга не была системой господства — подчинения им- перий прошлого. Народы, не подходящие под англосаксонский эталон, не подчинялись в ней англосаксам, а исчезали, вычеркивались с карты грядущего царства.

Идеологема Pax Americana впервые была сформулирована в 1890-е гг.

апологетом американского экспансионизма сенатором от штата Инди- ана Альбертом Дж. Бевериджем. Произнесенную им в 1898г. в Сенате речь «Марш флага», лейтмотивом которой было доказательство необ- ходимости завоевания Кубы и Филиппин, небезосновательно называют американским «Майн Кампфом». Специфическую аргументацию и вы- сокопатетическую риторику нового экспансионизма воспроизводит фрагмент из вводной, проблемно-постановочной части знаменитого выступления: «Соотечественники! Бог одарил нас прекрасной землей; землей, которая может накормить и одеть мир; землей, чья береговая линия могла бы охватить половину стран Европы; землей, стоящей, подобно часовому, между двумя величественными океанами земного шара; более великой Англией с более благородной судьбой. Он поселил на этой земле могущественный народ — народ, возникший из самого решительного в истории человеческого рода; народ, постоянно попол- няющийся зрелыми, мужественными, работящими людьми со всего

 

30 Там же. С. 31.

31 История США. 1877–1918. Т. 2. М., 1985. С. 160–161.

32 Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 32.


мира; народ высшей категории в силу своего могущества, по праву созданных им институтов, властью продиктованной им свыше цели — пропагандистов, а не попрошаек истории. Бог даровал своему избран- ному народу славную историю, историю, тон которой задал Колокол Свободы, историю героическую, исполненную веры в нашу миссию и в наше будущее: историю государственных мужей, распространив- ших границы нашей Республики на неизведанные земли и дикие тер- ритории; историю солдат, пронесших знамя через пылающие пустыни и гряды враждебных гор к вратам заходящего солнца; историю посто- янно умножающегося народа, за полвека прошедшего сквозь весь кон- тинент; историю пророков, предвидевших последствия зол, унаследо- ванных от прошлого, и мучеников, умерших во имя нашего спасения от этих зол; историю божественно логичную, в процессе творения кото- рой мы сегодня участвуем. Таким образом, в текущей кампании возник вопрос, являющийся больше чем партийным вопросом. Возник амери- канский вопрос. Возник вопрос всемирного масштаба. Должен ли аме- риканский народ продолжать свой непреодолимый марш к торговому господству над миром? Должны ли свободные институты расширять свое благословленное царствование, по мере того как дети свободы об- ретают силу, пока система наших принципов не овладеет сердцами все- го человечества? Разве нет у нас миссии, которую следует выполнить, разве нет долга перед нашими собратьями, который следует испол- нить? Разве Бог наделил нас дарами за пределами наших пустынь и от- метил нас как народ, пользующийся Его особым благоволением, лишь для того, чтобы мы загнивали в нашем собственном эгоизме, как посту- пают люди и государства, избравшие трусость своим уделом, а себя — в качестве божеств, как поступают Китай, Индия и Египет?»33.

Одним из основных внешних врагов США А. Дж. Беверидж считает

Россию — «волка завоевания», «плетущего паутину торговли, в кото- рую попадают территория за территорией, народ за народом». После- дующий ход американской и мировой истории реализовывался цели- ком по бевериджевскому сценарию неоэкспансионизма, что позволяет классифицировать речь сенатора как программный идеологический документ.

Во время опроса американского конгресса 96-го созыва (1979– 1981 гг.) на утверждение о том, что Бог благословил Америку больше, чем другие страны, 38% конгрессменов дали отрицательный и 32% — по- ложительный ответ. А.М. Шлезингер-младший указывал на этот опрос, как свидетельство угасания мессианских настроений в американском обществе. Но, с другой стороны, тот факт, что треть представителей

 

33 История США: Хрестоматия/сост. Э.А. Иванян. М., 2005. С. 148–153.


Законодательного собрания США продолжают в конце XX столетия ве- рить в особое избрание Богом американской нации, есть аргумент не в пользу слабости, а в пользу силы национального эсхатологического концепта. Среди советской партийной элиты было в то же время значи- тельно меньше лиц, продолжающих верить в идеалы коммунизма. Не возникает сомнений, какое общество более идеократично34.

Образ В.И. Ленина, как «величайшего утописта» нового времени, затмевает галерею его современников, конструкторов иных футуроло- гических проектов. Не меньшим футурологом был, например, прези- дент США Вудро Вильсон. «Америка — провозглашал он в 1919 г., во время апогея Гражданской войны в России, — единственная идеалисти- ческая нация в мире. Сердце этого народа чистое. Сердце этого народа верное… Это великая идеалистическая сила в истории… Я, например, верю в судьбу Соединенных Штатов глубже, чем в любое иное из дел человеческих. Я верю, что она содержит в себе духовную энергию, кото- рую ни одна другая нация не в состоянии направить на освобождение человечества. Америка обладала неограниченной привилегией испол- нить предначертанную судьбу и спасти мир»35. Безусловно, националь- ный лидер должен быть убежден в существовании особой историчес- кой миссии своей нации. Этим он отличается от государственного руководителя-временщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.049 с.)