Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная идея в условиях многоэтничности
Могут ли быть сформулированы общие государственные ценности в условиях многоэтничности? В России этническое многообразие стра- ны рассматривается как препятствие выдвижению национальной идеи. Мировой опыт свидетельствует об обратном. Патриотическая ценност- ная рефлексия оказывается особенно сильна в тех странах, народона- селение которых исторически складывалось в качестве иммиграцион- ного «плавильного котла»: США, Канады, Австралии. Чем выше была степень этнической разнородности, тем в большей мере ощущалась потребность в выработке национально-интеграционного ценностного арсенала. Государственные институты целенаправленно решали задачу национальной идейной консолидации разнородного конгломерата6. Со славянофильских времен идет традиция определения россий- ского этнического интеграционализма как исторически уникального явления. Западному моноэтнизму противопоставлялся русский симфо- 4 Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д'Арк. М., 1992; Райцес В.И. Жанна д'Арк. Факты, леген- ды, гипотезы. Л., 1982. 5 Рубинский Ю.И. Национальная идея в политической культуре Франции // Нацио- нальная идея: история, идеология, миф/ Отв. ред. Г.Ю. Семигин. М., 2004. С. 24. 6 Там же. С. 14. нический полиэтнизм. Из констатации российской этногенетической уникальности следовал вывод о неприемлемости для России мировой матрицы общенациональных идеологем. Однако достаточно обратить- ся к истории этногенеза мононациональной Франции, чтобы убедить- ся, что русский полиэтнизм не является чем-то беспрецедентным. Французский суперэтнос исторически формировался из трех ком- понентов: германского, романского, кельтского (галльского). Герма- но — франки дали Франции ее название, романцы — язык, галлы — естественные границы государственного распространения. Все эти народы слились в единую французскую нацию, привнеся в ее единый ценностный арсенал свое этническое своеобразие7. Три наиболее значимых компонента традиционно фиксируются и в этногенезе русского суперэтноса: славянский, тюркский и финно- угорский. Однако в российском случае в отличие от французского аналога публичная национальная ценностная система так и не была завершена. Объективно, как вещь в себе, существует, а публичного выражения, особенно в современной версии страны, не имеет. Причи- на — отсутствие целенаправленной и исторически последовательной государственной политики по достижению национального интегра- лизма. Соответственно, возникает постановка задачи изучения в этом отношении опыта французского государства.
Стартовые условия осуществления этнической консолидации во Франции были даже более тяжелыми, чем в России. Раздробленность средневековой Руси выражалась, главным образом, в форме внутриди- настического княжеского раздела вотчин. Проблема этнической обосо- бленности княжеств при этом не возникала8. Совсем другое дело Франция. Еще в XVIII в. треть подданных фран- цузского короля, разговаривающих на местных диалектах — «патуа», эле- ментарно не понимала друг друга. Политика по укреплению национальной идентичности французов, в противовес этническим идентификаторам — бургундцам, бретонцам, провансальцам и т. п., целенаправленно прово- дилась французским государством в течение нескольких столетий9. Государственный язык Задача выработки национального ценностного арсенала вменялась в качестве одной из основных функций Французской Академии. Она была учреждена в 1634 г. кардиналом Ришелье в рамках реализуемого им политического проекта государственной централизации. Практи- 7 Виллар Ж., Виллар К. Формирование французской нации (X — начало XI в.). М., 1957. 8 Пресняков А.Е. Княжее право Древней Руси. М., 1996. 9 Рубинский Ю.И. Национальная идея в политической культуре Франции // Нацио- нальная идея: история, идеология, миф/ отв. ред. Г.Ю. Семигин. М., 2004. С. 15–16. ческий вопрос, поставленный перед академиками, состоял в выработке словаря французского языка, имевшего обязательный, нормативный характер10. Ввиду того, что язык не представляет застывшей догмы, а есть отражение процесса развития социума, по сей день Французская академия продолжает решать сформулированную Ришелье задачу. Стоит ли говорить, что смысловое назначение деятельности РАН с выработкой национального ценностного арсенала никогда напря- мую не связывалось. Русский язык определяется в Конституции РФ как государственный. Однако кто установил те пороги заимствова- ния неолингвистических образований, после которых национальное языковое ядро уже перестанет существовать? Под вывеской русского языка вполне может сложиться совершенно иная лингвистическая ре- альность. Неуправляемый процесс языковых модификаций соотно- сится с вызовами глобализации и объективно подрывает националь- ное единство России. Франция дает в этом отношении подсказку для осуществления государственной политики, купирующей такого рода угрозы. Это делается французскими властями уже на протяжении че- тырех столетий11.
С первых постреволюционных лет в Советской России была уста- новлена традиция обучения детей правописанию с фразеологемы- девиза «Мы не рабы, рабы не мы». Ценностная нагруженность фразы очевидна. Долгое время советский букварь начинался именно с этой идеологический апелляции. Затем она по непонятной причине была за- менена другой, уже ценностно выхолощенной фразой — «Мама мыла раму». Такая замена отражала постепенную утрату советской школой ее идеологической ориентированности. Но во Франции с начала введе- ния в 1880-х гг. всеобщего светского образования фраза, открывающая курс правописания, остается неизменной. «Наши предки были гал- лы» — акцентированно внушается каждому, садящемуся за учениче- скую парту французу12. Идея преемства национальной истории от гал- лов до наших дней составляет, таким образом, фундамент французской модели социализации.
Преодоление сепаратизма Ценностям национального государства могут противостоять дру- гие аксиологически завершенные системы. Такая система может быть выстроена вокруг индивидуума. Свободы и права отдельно взятого человека противопоставляются в данном случае общенациональным 10 Hall H.G. Richelieu's Desmarets and the century of Louis XIV. Oxford — New York, 1990. 11 Рубинский Ю.И. Указ. соч. С. 16. 12 Там же. С. 14. групповым интересам. Именно на этом ценностном диссонансе вы- страивается вызов по отношению к национальному государству фе- номена глобализации. Смежный глокализационный процесс актуали- зирует, в противовес государственнической идентичности, групповые идентификаторы более низкой степени общности. Глокализация вновь поднимает на щит идеологию этно-региональной идентичности. Реа- нимируется перспектива неофеодальной политической раздробленно- сти. Ценностно-идеологическим обрамлением нового течения высту- пает концепция мультикультурализма. Юридически она оформляется в виде апелляции к праву каждого народа на политическое самоопреде- ление. Целесообразно в этой связи обратиться к опыту ценностного пода- вления вызовов этно-региональной дисперсии периода выстраивания национального государства. Во Франции таким инструментом стала административная реформа. Сепаратизм старых французских про- винций удалось окончательно сломить в конце XVIII в. посредством их дробления на множество мелких департаментов. В настоящее время их во Франции ровно сто13. Для разрушения альтернативной аксиологической системы следует бороться не с самими ценностями, что ведет лишь к их укреплению, а с их жизненными основаниями. Одним из таких оснований высту- пает, в частности, территориальное единство. Вполне назрела соответ- ствующая реформа по разрушению репродуцирования альтернатив- ных по отношению к национальному государству сепаратистских ак- сиологических систем и в Российской Федерации14.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.) |