Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеология христианской империиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждение светского государства в Европе стало исторически прямым результатом реформационных процессов. Религиозный рас- кол актуализировал перед государственной властью дилемму — либо идентифицировать свою политику с интересами одной из конфессий, либо дистанцироваться от каждой из них на основе принципов секуля- ризма. Первоначально через достигнутый Аугсбургским миром (1555) компромисс — «чья страна, того вера» — выбор был сделан в пользу моноконфессиональной модели государства87. Однако затем по мере ослабления статуса монархической власти все более утверждалась се- кулярная парадигма государства. История Испании (как и история России) рефлексии Реформации не знала. Реконкиста, сыгравшая особую роль в формировании испан- ской идентичности, имела прямо противоположную направленность. Данная специфика определила особую роль католической церкви в на- циональной ценностной иерархии испанцев. Католицизм выступал как идентификационный признак принадлежности к испанской нации88. «Национал-католицизм» рассматривался до середины 1970-х гг. как идеологический эквивалент «испанизма». Именно им определялась парадигма испанской национальной идеи. Испания исторически реа- лизовывала эксперимент осуществления модернизации на базисе хри- стианской религиозности. Она самим фактом своего существования в качестве сравнительного развитого европейского государства дока- зывала — религия и современность совместимы. «Превыше всего Испания, превыше Испании — Бог», — форму- лировался национальный девиз испанскими фалангистами. Целевым ориентиром франкистского режима провозглашалось преодоление со- циального хаоса и возрождение христианских ценностей. Мобилизую- щим потенциалом обладала идея «крусаде» — духовного крестового похода против материализма89. В историческом плане создавалась идеомифологизированная карти- на «великого национального прошлого». Выдвигалась идеологема суще- ствования особой иберо-американской цивилизации, интегрирующей весь испаноязычный мир. Речь шла о восстановлении испаноцентрич- 87 Бецольд Ф. История Реформации в Германии: т. 2. СПб., 1900; Смирин М. М. Герма- ния эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. 88 Арский И.В. Реконкиста и колонизация в истории средневековой Каталонии // Куль- тура Испании. М., 1940. 89 Бургете А.Р. Философия католической церкви на службе испанского фашизма. М., 1954. ной трансатлантической империи. Результатом работы фалангистской пропагандистской машины стал тот факт, что даже в постфранкистские времена понятия «патриотизм», «народ», «родина», «испанизм» прочно связывались в общественном сознании с франкизмом. Тем не менее от дезавуирования фундаментальной основы испанской национальной идеи — католицизма — новые демократические власти воздержались. Предложения о внесении в Основной закон страны тезиса об отделе- нии церкви от государственной власти и светском характере государ- ства конституционной комиссией и парламентом были отвергнуты90. «Золотым веком» испанской истории считается эпоха правления Филиппа II. Основу апелляции составляет представление о наличии мирового имперского проекта. Речь шла о попытке создания планетар- ной католической империи. Планы Филиппа II, как известно, прова- лились91. Наиболее крупным пришедшимся на его правление пораже- нием стал разгром «непобедимой армады» флотом англичан. Однако для национального самосознания был более важен сам образ короля- имперостроителя. Создатель «Национальной Фаланги» Х.А. Примо де Ривера видел главную задачу своей организации, равно как и любого другого движе- ния, ориентированного на усиление жизнеспособности собственного государства, в «ревитализации» — возрождении витальной энергии народа. Универсальный путь реализации этого замысла виделся им в поддержании мессианского устремления вести за собой весь мир и учредить всемирную империю92. Испания рассматривалась исторически как наследница имперской миссии древнего Рима. Ее собственная национальная история опреде- лялась в качестве центральной оси мирового исторического процесса. Испанская колонизация оценивалась как продолжение апостолической миссии распространения света христианского учения. Именно Испа- ния, утверждали идеологи паниспанизма, вывела христианство за рам- ки европейского континента. Один из крупнейших официальных идеологов паниспанизма Гар- сия Моренте приписывал испанцам изобретение трех базовых компо- 90 Данилевич И.В. От «идеи Испании» к национальному согласию // Нац. идея: исто- рия, идеология, мир. М., 2004. С. 153–156,172; Проблемы испанской истории. М.: Наука, 1979. С. 91; Витюк В.В., Данилевич И.В. Испанская церковь, государство и граждан- ское общество в период фрнкизма и демократической перестройки // Гражданское об- щество: история, теория, современность. М., 1999. 91 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II: в 3 ч. М., 2003–2004. 92 Семенов С.И. Преображения «нации» в Латинской Америке // Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004. С. 201. нентов цивилизационной организации, которыми они одарили мир «за два века мировой гегемонии католических королей (с 1492 по 1700 г.)»: национальное государство (понимаемое через единство воли, религии, территории, языка, цели и субъекта высшей власти), национальная ар- мия и имперская политика. Исторической заслугой испанской нации перед Европой считалось отражение исламской экспансии. Антиисла- мизм в Испании имел столь длительную пропагандистскую традицию, что впоследсвии потребовалось специальное вмешательство короля Хуана Карла, осудившего распространение на уровне общественных стереотипов «испанизма» и «арабизма»93. Ценностный потенциал идеологии каталитического национализ- ма в значительной мере определялся емкостью используемых образов. Заступница за всех христиан Богородица была превращена в Испании в национального покровителя. Операционным символом испанской на- ции стал Дон Кихот. Дева Мария (идеал женственности), рыцарь (идеал христианского воина) и монах-отшельник (идеал мистика-созерцателя) составили триаду национальных архетипов, ставшую ценностной основой конструирования испанской идентичности. Этими символами зачастую манипулировали в идеологических целях. После 1945 г., дабы избежать участи других фашистских государств, франкистские идео- логи переориентировались от пропаганды рыцарского империализма к интенции духовной монашеской аскетичности94.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.008 с.) |